Вечер воспоминаний о студии "Дальтелефильм" прошел в музее им. Арсеньева. Видеорепортаж Оксаны Данилюк

Вечер воспоминаний о студии
Труженики моря встретились с тружениками кино. В экспозиции музея имени Арсеньева, посвященной дальневосточным китобоям, прошел вечер воспоминаний о студии «Дальтелефильм». Минувший год был бы для нее юбилейным, если бы в наступившем не исполнилось 20 лет со дня закрытия одной из самых ярких студий документального кино на всем пространстве Советского Союза. За 35 лет существования «Дальтелефильма» были созданы почти 400 кинолент – хроника жизни и преобразований Дальнего Востока.
 
Владимир Патрушев, режиссер студии «Дальтелефильм» в 1967-1994г.г.: «Если бы не было этой студии, я бы не побывал на Северном полюсе, в южных широтах, на экваторе. Не объехал бы весь Дальний Восток. Это была студия, которая охватывала весь регион – и БАМ, и Камчатка, и Чукотка были полем нашей деятельности».
 
Операторы и режиссеры вместе с китобоями спускались к сороковым широтам, с рыбаками ходили в промысловые рейсы, с моряками отправлялись в дальние походы на кораблях Тихоокеанского флота. Работы приморских документалистов не раз отмечались на всесоюзных и международных кинофестивалях. И не только морская экзотика принесла славу «Дальтелефильму».

Владимир Патрушев, режиссер студии «Дальтелефильм» в 1967-1994г.г.: «Благодаря Шепшелевичу и Канищеву – первым режиссерам «ДТФ», которые пришли от звукорежиссуры, внедрили монтаж изображения и звука, и все за ними потянулись. Ведь хронику раньше снимали так: снимают материал, потом режут, склеивают и подкладывают звук».

В «ДТФ» создавали звуко-зрительный образ, о чем писал еще Эйзенштейн, вертикальный монтаж. Это монтаж не по горизонтали кадр с кадром, а еще и контрапункт со звуком. Когда начинает сливаться изображение со звуком, тогда получается этот объем – художественный образ. Этим «ДТФ» отличался от многих студий провинциальных.

Владимир Патрушев: «Вот на фотографии стоим: я, мой оператор, Витя Жлоба, звукооператор Вова Кириллов, а это Норинов. Был такой фильм «Тетис» идет за тралом» - испытывали подводный аппарат, который наблюдает за тралом. Экспедиция ТИНРО, мы про них снимали фильм. Женя Норинов теперь профессор и большой человек в «Дальрыбе» преподает, завкафедрой».

Владимир Патрушев, режиссер студии «Дальтелефильм» в 1967-1994г.г.: «С Витей у нас случай забавный был. Нам нужно было с верхней точки снять. Портал – метров 30 лезть по скобам. Я пришел к капитану, говорю, дайте нам какие-нибудь страховочные пояса. А он – да вы с ними быстрее убьетесь. А я высоты боюсь жутко, тянет прыгнуть вниз. Витя тоже. Но я ему: «Витя, надо!» И мы с ним полезли. Он камеру на шею, я за ним. Лезем на портал – покачивает прилично. И самое обидное: включаем камеру, метр пленки прошел, и она заглохла. Аккумулятор сел! Но один кадр все-таки вошел в фильм. Но зато когда вниз спустились, такой кайф почувствовал! Понял альпинистов, которые поднимаются на вершины – я преодолел свой страх в тот момент».

Настоящим подвигом называют коллеги работу оператора Петра Якимова, когда он один, без режиссера и ассистентов, отправился почти на 9 месяцев в китобойную экспедицию на плавбазе «Советская Россия», в 1964 году.

Петр Якимов, оператор студии «Дальтелефильм»: «Меня пригласило высшее начальство: «Мы тебе доверяем, от имени партии и правительства, идешь в рейс». Это был четвертый антарктический рейс. Собрал всю аппаратуру. Перед тем, как выйти, обошел все редакции. Посылали одного: «Ты справишься». У меня хранится блокнот, там все написали слова разные. А я: «Может, не вернусь». Ежегодно возвращались не все. Погибали некоторые китобои. Некоторых хоронили за борт. Был оркестр на «Советской России»…волнуюсь, когда вспомню. Снимать я не стал».

Преследование кита оператор Петр Якимов решил снять, что называется, «на острие погони». Попросил привязать себя к основанию гарпунной пушки. Не то что брызги – все волны были его. Соленой водой залило камеру. Пришлось потом у капитана просить спирт - «для протирки оптики».

Крупным планом – китобой выжимает перчатки. Можно только представить вид оператора после этой удачной охоты. Пять тысяч метров кинопленки. Съемка в любую погоду, в штиль и шторм, с палубы китобойного судна и с вертолета, в кают-компании и в недрах машинного отделения. Девять месяцев операторского труда режиссер Олег Канищев на монтажном столе превратил в двадцать две минуты фильма «Дорога легла за экватор».

Виктор Павлович Щербатюк больше тридцати лет отдал китобойному промыслу. Начинал матросом, а сошел на берег в должности старшего помощника капитана плавбазы «Советская Россия». Теперь преподает в «Дальрыбвтузе».

Виктор Щербатюк, бывший китобой: «Видеть себя в кино не приходилось. Хотя съемки у нас были. Когда моей дочери было 3 года, ее в полный экран показывали в 68-69 году. Когда эти фильмы крутили перед художественными, и вдруг увидели журнал, она потом всем ребятам: «Пойдемте, меня в кино показывают!» И всю неделю, пока крутили этот журнал, их бесплатно пропускали всю детвору, поскольку героиня – вот она».

Фильм «Полтора часа до объятий» о возвращении китобойной флотилии с промысла - не просто шедевр документального кино, по которому до сих пор учат студентов ВГИКа. Для многих владивостокцев – это кадры семейной хроники, бесценные свидетельства общей биографии. Бывшие китобои видят на экране себя молодых, своих друзей. Зрители помоложе отыскивают лица родителей в этом море людей. «Полтора часа до объятий» – один из звездных моментов студии «Дальтелефильм», которую вспоминали в зале музея имени Арсеньева.

Светлана Руснак, зам.директора ПГОМ им.Арсеньева: «В 68-ом была создана, то есть в прошлом году был юбилей создания, а в 1994г. Прекратила свое существование. Очень много было обид, вопросов – почему предан забвению бесценный опыт очень интересной работы. Прошло 20 лет с момента закрытия «ДТФ». Сейчас время не только вспоминать, а вспоминая о таких мощных явлениях в культурной жизни Владивостока, мы вспоминаем себя и важно понимать, как и чем этот опыт нам сегодняшним важен, ценен, необходим. Сейчас для нас задача – документирование «ДТФ», восстановление архивов из частных архивов, создание фотофонда по истории «Дальтелефильма»».
 
 





Ваша оценка данного материала:


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:




Детские Вести


Школа телевидения


Спорт: Приморье


Владимир Миклушевский. Блиц


Азия за неделю


Это выгодно!


Специальный репортаж


Отдых у моря