Молодые владивостокские ученые разрабатывают материал, позволяющий пересадку клеток мозга. Видеорепортаж Ольги Катренко

Во Владивостоке молодые ученые разрабатывают технологию и пытаются производить уникальный материал, с помощью которого можно имплантировать пациентам клетки мозга. Столь амбициозные задачи, вообще-то выполняют не только доценты и аспиранты, но и самые обычные студенты школы биомедицины федерального университета.

Мозговой штурм, во всех смыслах, собирает их сразу после учебы. Поэтому вечереет, а молодежь и не старается попасть домой. Тем более, руководитель лаборатории пока на месте. Показывает нам биоматериал. Это клетки пораженного мозга подопытной крыски. Для исследований их размножили с помощью роботизированной системы.

Вадим Кумейко, заведующий лабораторией, заместитель директора ШБМ по развитию: «Мы разработали материал-биоконструктор, матрикс, с помощью которого...»

Влад Кузнецов еще школьником получил известность в ученой среде. В общем-то и приглядели его на кружковых занятиях в Институте биологии моря. Теперь уже студент-второкурсник вместе с опытными биомедиками исследует тот самый матрикс — биоматериал, связывающий длинные отростки нейронов. Это они рвутся при травмах мозга. Четыре стены и куча дорогущих микроскопов — какое доверие!

Владислав Кузнецов, студент 2 курса ШБМ: «Эта мультисистема оптики - в такой комплектации единственная в мире. Интегрированная программа позволяет и снизу видеть материал».

Что так внимательно изучают все вместе? Оказывается, для нас подбирают снимок, сделанный чуть раньше — прямое доказательство того, что новые связующие образовались меж нервными клетками. Значит, организм принял матрицу!

Никита Швец, научный сотрудник ШБМ: «Предварительно клетки были помещены в среду, которая наполнена матриксом... И мы видим — клетки живые!»

Здесь совершают и другое чудо. Благодаря бактерии, обнаруженной на морских червях, рождается новое мощное обезболивающее. Пока же его приходилось делать из очень дорогого яда рыбы фугу.

Андрей Белоусов, аспирант ШБМ: «В этом эксперименте смотрим, как организм реагирует на новый препарат».

Григорий Малыкин, студент 3 курса ШБМ: «График показывает выброс кальция в клетки. Это значит боль не утихает. Пока...»

Что ж, первые данные испытаний нельзя назвать успешными. Но владивостокцы верят в перспективу морского червя, из которого удалось выделить бактерию для производства нового тетродотоксина. Дело за тем, чтобы стимулировать его на выработку нужного вещества прямо в лаборатории.

Ольга Катренко, корреспондент: «Новым открытиям владивостокских ученых не помешает ни холодный ветер, ни вечер. Зато — какой закат! И именно на закате хорошо ловить тех самых морских червей, из которых можно производить противоболевой, противошоковый препарат. И мы надеемся, что это открытие, этот червяк еще послужат всему человечеству.

Ваша оценка данного материала: