Рубрика "Земляки": Заводчане пришли проведать своего коллегу, отметившего 100-летний юбилей

Как известно, хочешь жить долго, старости не избежать. И что, в общем-то, не в радость она. Особенно, если старость одинокая и немощная... А вот у 100-летнего жителя Владивостока, ветерана труда и советско-японской войны Ивана Семёновича Ткаченко старость поистине благородная, счастливая. Мы встретились с юбиляром, напросившись к нему в гости.

Но только мы установили видеокамеру, чтобы побеседовать с ветераном, как в дом к нему пожаловали его товарищи по работе на Владивостокском 178-м судоремонтном заводе.

И тут же для видеосъёмки гости попросили юбиляра надеть пиджак с наградами, ведь и сами пришли к нему «при параде».

Владимир Колчанов, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «Вместе с Иваном Семёновичем работали. Я - начальник 7-го цеха. 0н - 8-го цеха. Ремонтировали, в основном, корабли ТОФ, постоянно поддерживая их боеготовность в оперативном порядке. Иван Семёнович (хоть цех назывался трубопроводный), но он и торпедные аппараты, и гидравлику ремонтировал на всех кораблях и подводных лодках, перископы... Помимо общей системы корабельной. Мы тогда, начальники цехов, моложе его были, брали с него пример, всегда с ним советовались. А тем более, мой цех и его цех взаимосвязаны».

В этих зданиях дореволюционной постройки многие годы и располагались 7-й и 8-й цеха 178 судоремонтного завода, на котором Иван Семёнович Ткаченко из своих нынешних 100 лет проработал 60. Старинные корпуса ещё крепкие. А вот производственной жизни в них уже нет, более пяти лет назад завод был ликвидирован. Вот тогда и пришлось Ивану Семёновичу Ткаченко на 95-м году жизни уходить на пенсию.

Токарному делу он научился ещё в ФЗУ (фабрично-заводском училище) при машиностроительном заводе на Украине. В ноябре 1937 года Ивана Ткаченко призвали в армию. Так он попал на Дальний Восток. Направили его в 62-й Владивостокский морской погранотряд. Служил добросовестно и был удостоен чести сфотографироваться под знаменем части. В запас уйти не успел, началась война с гитлеровской Германией. На Дальнем Востоке тогда тоже было неспокойно. Все военные годы краснофлотец Ткаченко, учитывая его рабочий навык, занимался военным судоремонтом.

Ивану Семёновичу довелось участвовать и в подготовке подводных лодок ТОФ к беспримерному для того времени переходу на действующий Северный флот.

- Как готовили лодки к переходу?»

Иван Ткаченко, ветеран труда и советско-японской войны: «Приготовили, чтобы они могли дойти. И в пути они ещё ремонтировались. Южным путём - далеко ведь. Их специально ледовым поясом обшивали, чтобы не повредило лёгкий корпус».

И когда гвардейскую подводную лодку «С-56» решено было установить на мемориале «Боевая cлава Тихоокеанского флота», Иван Семёнович Ткаченко также участвовал в этих работах. Для выполнении этого задания привлекали самых лучших специалистов.

Иван Ткаченко, ветеран труда и советско-японской войны: «Лодка «С-56» пришла. Её на 3 части разрезали, доставили сюда, на Корабельную набережную. И, в основном, наш завод занимался восстановлением. Производили детали, трубопроводы меняли. Там много кое-чего пришлось сделать».

Участвовал Иван Семёнович ещё в советское время и в восстановлении изношенного оборудования знаменитой Ворошиловской батареи на острове Русском

Иван Ткаченко, ветеран труда и советско-японской войны: «Я там много поработал в начале 80-х. Там мы делали воздушные системы, водяные системы, жизнеспособность чтобы была. С завода в командировку ездили. Там мы и по казармам, где офицеры жили и матросы, ремонтировали, делали».

Уже в постсоветское время этот памятник федерального значения подвергся разграблению. И многое из сделанного ветераном труда Ткаченко и его товарищами-заводчанами пойдёт прахом.

Его служение Родине и в годы войны, и в мирное время отмечено многими государственными наградами.

C судоремонтом связана вся его жизнь. Прошёл путь от рабочего до начальника цеха. А когда ещё в советское время подошёл пенсионный возраст, посчитал, что надо уступить место молодым, и вновь встал к станку. Должность начальника цеха он тогда освободил для своего же ученика Аркадия Колесникова. Мы встретились у заводских корпусов с Аркадием Захаровичем, который когда-то и принял начальственную «эстафету» из рук Ивана Семёновича Ткаченко.

Аркадий Колесников, ветеран Владивостокского судоремзавода № 178, ныне - зам. начальника цеха №13 «Дальзавода»: «В 178 заводе я проработал 45 лет. Пришёл в 70-м году. Иван Семёнович был у нас ещё начальником ПРБ, потом стал начальником цеха. Цех тяжёлый: трубопроводные участки. Кто знает, что такое судоремонт, - это тяжёлые работы, грязные работы. И Иван Семёнович был в числе передовиков. И наш цех под его руководством. Человек очень замечательный. Трудолюбивый. Воспитал много молодёжи: и рабочих, и ИТР, нас всех воспитал. Большое поколение молодёжи он вырастил. Учил их работать. Он обучал нас жизни. В том числе и меня... Своим примером...».

Часть специалистов со 178 завода при его ликвидации перевели на «Дальзавод», который стал составной частью «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта». Но лишь малую часть. А те, кто всю жизнь проработал на 178-м заводе, вспоминают о нём, как о чём-то очень дорогом для них и родном...

Владимир Колчанов, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «Работа была очень интересная. Помимо того, что у нас стояли корабли в плановом ремонте - подводные лодки, базы подводных лодок, тральщики, эсминцы, корабли разведки - мы ещё выполняли оперативные задания технического управления ТОФ. Часто так бывало, кораблю надо идти на замену другого судна на боевую вахту, а у него что-то вышло из строя. И нам — оперативное задание. Приходилось день и ночь работать и в выходные для того, чтобы в кратчайшие сроки технику восстановить, чтобы корабль выпустить. Поэтому неспроста завод был награждён орденом Трудового Красного знамени».

Галина Данилова, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «Настолько был квалифицирован рабочий люд у нас, что наших рабочих на других предприятиях на разряд-два брали больше. К нам шли на разряд-два ниже, но люди шли на наш завод. Потому что у нас было больше порядка, больше дисциплины, лучше квалификация. На заводе был такой электросварщик, который занял 1-е место в соревновании «Лучший по профессии» по всему Советскому Союзу в ВМФ!»

Владимир Колчанов, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «На базе нашего завода были построены 2 военных завода: это 30-й в Чажме, по ремонту атомных подводных лодок, и 49-й на Камчатке, тоже по ремонту атомоходов. А перед этим был переоборудован сухогруз «Горняк» под судоремонтный плавзавод. И часть наших заводских специалистов ушла туда и осталась там, так и работают».

Галина Данилова, ветеран Владивостокского судоремонтного завода №178: «Наш завод был главным на Дальнем Востоке по военному судоремонту. Базовый завод. К нам приходили учиться. На примере нашего завода учили, как надо готовить кадры, как их надо выращивать, воспитывать. У нас же такие наставники были на заводе! Они передавали свой опыт, обучали молодёжь. Таких наставников в судоремонте больше нет. Они все, особенно с нашего завода, уволены, сокращены, и «Дальзаводу» не нужны. Мы очень часто проводили конкурс «Лучший по специальности». Это было как праздник. Все собирались вместе: кто и уже давно ушёл с завода, и кто ещё работает. Вот какой-то очень дружный коллектив был».

Среди навестивших 100-летнего ветерана была и дочь первой на заводе женщины-строителя кораблей Татьяны Алексеевны Феоктистовой.

Алла Мещерякова, бывший редактор газеты «Знамя труда» Владивостокского судоремонтного завода №178: «В чём особенность людей, которые в таких коллективах, во-первых, дружба. Они ценят друг-друга. Они знают, кто как работает. Я даже по маме сужу. Она очень любила завод. Она дожила до 90 лет. Она всегда вспоминала о заводе, рассказывала мне».

Владимир Колчанов, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «Что такое завод в то время: трудились хорошо, умели и отдыхать. Завод сам устраивал спартакиады, на стадион выходили. Сам(завод) заказывал по 2 парома на зимнюю рыбалку на Рейнеке, на Попова. «Маршрут выходного дня» - завод закупал полсамолета в Ленинград, в Ригу летали на выходные дни. Рабочие, в основном, начальников цехов очень мало было. Рабочий класс имел шикарнейший пионерлагерь в Садгороде... И потом наступил 92-й год злосчастный, и всё рухнуло...»

Владимир Колчанов:«Все, кто работал — патриоты завода. И ностальгия у них настоящая. И все говорят: вот были времена - насколько приятно было работать!»

Иван Ткаченко, ветеран труда и советско-японской войны: «Да, тяжело потерять такой завод...»

Галина Данилова, ветеран Владивостокского судоремонтного завода №178: «Наш завод был особенный. Это, считай, аксакал нашего завода. Иван Семёнович, дорогой! Действительно, к нему вот такое уважение было неподдельное. Он настолько всегда был скромный. Даже вот сейчас позвонила: «Ой, не надо!» Почему не надо? Надо! Это ведь не только Вы, это — наш завод! Еле-еле уговорила.Пусть видят, пусть вспомнят, какие люди работали».

Владимир Колчанов, ветеран Владивостокского судоремонтного завода № 178: «Цех у него очень трудный был. Работы было очень много, людей не хватало. Так что молодец - он! Он всегда для нас был примером и есть по сей день. Вот сейчас на него посмотреть: дай Бог каждому!»

Да и его коллеги-сотоварищи по заводу — под стать юбиляру. Владимиру Захаровичу Колчанову 85-й год уже, а каков орёл! Возраст Галины Васильевны Даниловой называть не будем, но я бы хотела так выглядеть в её годы... И быть такой же энергичной. Какую-то, видимо, особую закалку приобрели эти люди в своей жизни.

Признаться, восхищает ведь не только то, что Иван Семёнович Ткаченко дожил до своего столетия. Но и что в столь почтенном возрасте остаётся активным и деятельным.

И в преклонные лета обходится без посторонней помощи. Иван Семёнович уже давно вдовец. Вместе с ним живет его второй сын Борис, который тоже уже пенсионного возраста, но продолжает работать, как и старший брат Владимир. В роду Ткаченко это, видимо, передаётся с генами. Да и есть на кого равняться: трудовой стаж Ивана Семёновича редкостный - почти 80 лет!

В день столетия со дня рождения в доме ветерана собрались его родные: сыновья, внуки - их пятеро - и три правнучки уже есть, чествовали самого лучшего дедушку!

Иван Семёнович Ткаченко, безусловно, один из самых трудолюбивых и достойных людей нашего края! Ну, как не гордиться таким земляком! И надо следовать его примеру...

Автор программы - Галина Медведева.

Ваша оценка данного материала:


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:




Детские Вести


Школа телевидения


Спорт: Приморье


Владимир Миклушевский. Блиц


Азия за неделю


Это выгодно!


Специальный репортаж


Отдых у моря