Интервью с директором Приморского драматического театра молодежи Адисоном Салахутдиновым

Приморский драматический театр молодежи отмечает 70-летний юбилей. У нас в гостях — директор театр Адисон Салахутдинов.

Оксана Данилюк, журналист: Адисон Асхатович, давайте вкратце напомним историю театра.

Адисон Салахутдинов: Театр был создан сразу после войны, в 46м году. 13 июня нам исполнилось 70 лет. Он был создан как Приморский театр юного зрителя. Неоднократно театр менял свое название - становился и Театром имени Ленинского комсомола, и Камерным театром драмы. Последнее его название - Театр молодежи. Неизменным остается его направление - работа для детей и подростков. Значение нашего театра невозможно переоценить. Маленькие дети находятся под полной опекой и влиянием родителей, когда человек вырос, состоялся, уже трудно поменять его мировоззрение. Когда с человеком происходят главные метаморфозы? Конечно, в школе, когда ты уже выходишь из-под влияния родителей, но еще не состоялся как личность. Как раз эту нишу занимает театр молодежи либо театр юного зрителя. Куда же пойдет подросток? В подворотню - нюхать клей, принимать наркотики, курить, или может быть, он пойдет в театр? И увидит другую, светлую жизнь? Этими вопросами и занимается наш театр.

- Многие вас помнят по театру Горького, где вы долго работали. Потом на какое-то время вы оставили сцену, и вот Вас пригласили в театр Молодежи. Какие у вас были наблюдения со стороны и с чем вы встретились, войдя в коллектив, войдя в это здание и взявшись за работу в новой должности?

- Театр Горького - мой первый театр, Е.С.Звеняцкий - мой первый профессиональный режиссер. Я вспоминаю эти годы с ностальгией. Там работают мои друзья и мои очень близкие люди. Я по-прежнему люблю этот театр. Театр молодежи я знал не очень хорошо, хотя со многими актерами я учился, встречался на совместных вечерах. Когда я пришел в этот театр, а приглашен в Театр молодежи я был в качестве заведующего художественно-постановочной частью, я поставил условие - чтобы мне давали возможность играть на сцене. Это условие было принято, и я увидел уже в работе этих актеров. Я был просто приятно поражен - это действительно высокопрофессиональная труппа, это актеры, работающие с полной самоотдачей. С 2008 года я здесь работаю, и к счастью моему, труппа продолжает "набирать обороты". На всех гастролях на нас смотрят широко открытыми глазами и аплодируют стоя. Это очень сильная труппа.

- Я помню Ваши работы в "Капитанской дочке", гду Вы играете Пугачева, и в "Одноклассниках" Вашего Чермета. Даже в Детском спектакле "Чудеса в закулисье", где Вы играете Венский стул, Ваш дуэт с Татьяной Донской просто великолепный! Ну и как живет театр в повседневной жизни? Хочется заметить: Театр молодежи имеет замечательную историю. Он открылся в первый послевоенный год, его первый спектакль был "Как закалялась сталь", и традиция преодоления у него всю жизнь. Я часто делаю сюжеты о премьерах Театра молодежи, часто там бываю. Знаю, что первый капитальный ремонт был сделан только в год 65-летию театра. Я знаю, как там за кулисами, в гримерках - театр все-таки требует ухода,внимания и любви, причем заслуженной любви. Удается ли Вам улучшить жизнь артистов? Все мы помним прошлогоднюю историю, когда артисты Театра молодежи обращались к президенту, по поводу своих нищенских зарплат...

- По поводу капитального ремонта. Он коснулся только фасада, зала, крыши. К сожалению, ничего не было сделано в том, что касается сцены - самого главного в театре. В этом помещении театр открылся в 54 году. За 62 года ни разу не обновлялась машинерия. Подъемные механизмы устарели и крайне изношены. У театра нет сценического круга, который позволяет сменять декорации прямо во время спектакля. Это очень ограничивает возможности постановок. Мы потихоньку делаем что-то. Удалось купить звуковое оборудование, новые фонари, но капитального технического оснащения театр, к сожалению, не знает. Своими силами мы не можем сделать ничего, потому что требуются большие капиталовложения. Мы не в состоянии столько денег заработать. Театр находится в оперативном управлении, мы должны поддерживать это здание, построенное еще до революции, кстати, в пристойном виде. В прошлом году, ни в этом, юбилейном! - на это не было выделено ни копейки.

- А должно вам помогать краевое управление культуры, так?

- Не только управление культуры. Еще существует комитет по имуществу. У этого здания есть хозяева. А что касается заработных плат, к сожалению, ничего не изменилось по части окладной. Оклады установлены государством. Это может сделать либо правительство, может быть, президент своим указом, либо эти оклады может изменить глава региона. Но, я понимаю, это нельзя сделать в отдельно взятом театре. Это нужно делать во всей культуре.

- А кстати, ответ президента последовал?

- Нет. Оклады остались прежними, они крайне низкие. Мы много раз собирались с труппой, искали различные пути. Понимаете, невозможно увеличить зарплату, если нет денег. Мы можем распоряжаться только той суммой, которую мы заработали. Мы собирались коллективом, были предложены различные варианты, каким образом оценивать труд. Наконец, избрали одну схему, которая устраивает всех, и стараемся ее придерживаться. Но что происходит: новые спектакли требуют капиталовложений. Государство на создание новых спектаклей нам денег не дает. Мы должны заработать эти деньги. На содержание своего здания мы тоже должны заработать деньги и на техническое оснащение тоже. И на доплаты артистом мы тоже должны заработать.

- А каким образом?

- Только спектаклями. Но это очень трудно сделать, когда ограничены технические возможности. Мы, конечно, пытаемся по-всякому. Открыли театральную студи, пока она не приносит дохода, но в ней могут заниматься дети. подростки, кзрослые. На детском отделении уже состоялся первый контрольный урок. Детишки этой студии уже заняты в спектакле "Волшебник Изумрудного города".

- Да, я вообще хочу отметить эту последнюю премьеру. Несмотря на то, в каком состоянии находится театр и постановочная часть, творческий потенциал позволяет делать настоящие чудеса. Режиссерские решения Лидии Василенко, идеи художника Александра Арсененко сотворили на сцене волшебство! А что, даже к юбилею вы не получили никаких подарков, вспомоществований? Я знаю, что в сентябре спектакль "Тринадцатая звезда" для подростков приглашен на театральный фестиваль им. В.Золотухина в Барнаул. Опять все упирается в деньги. Есть надежда, что поездка состоится?

- Я надеюсь. Пока мы не проводили торжественных мероприятий по поводу 70-летия. Во-первых, заканчивается сезон. Мы решили праздновать в октябре, на открытии нового театрального сезона. И я надеюсь, что администрация краевая все-таки какой-то подарок нам сделает. Мы отправили письма в департамент культуры и вице-губернатору, где изложены наши просьбы,и в частности, о помощи в поездке на фестиваль. Это, кстати, впервые - наш спектакль приглашен. По всей России отбирали спектакли для подростков, и наш спектакль включили в афишу этого фестиваля. Мы надеемся на помощь, потому что очень большие расходы на дорогу. Все дорожает, а мы не можем поднимать цены на билеты. Поднимаем на какие-то 50 рублей, но не можем наценить билеты так, как стройматериалы в магазине... Мы ведь работаем для детей, подростков. Это не элитный театра, это общедоступный театр.

- Последние гастроли театра были в Иркутск, Ангарск - году в 12-13ом?

- Еще мы выезжали в Хабаровск в 14 году. И как в Иркутске, хабаровские гастроли прошли при полных залах. Очень хорошие отзывы. Были в Совгавани, в Ванино, Заветах Ильича - везде нас встречают очень тепло. У нас очень сильная труппа. На любом столичном фестивале нам не стыдно показать ни "Капитанскую дочку", ни "Волшебника Изумрудного города" и другие спектакли. Те, кто ходит в наш театр постоянно, видят наш актерский уровень. И очень часто в отзывах и говорят -"такие великолепные актеры, а вынуждены играть в старом". Но на новенькое у нас нет денег.

- Не забываете и про взрослую аудиторию. Я имею в виду премьеры - "Сверчок за очагом" и "Эмигранты".

- Да. Эти две премьеры прошли на новой Малой сцене. Раньше мы делали ее на большой, когда выставляли стулья, и зрители были на сцене, рядом с артистами. А сейчас сделали отдельное помещение. Несмотря на те условия, в которых мы находися, мы все-таки смогли сделать еще один камерный зал на 54 места. Это тоже повод гордиться, потому что формат малой сцены - это создание таких спектаклей, которые невозможно поставить на большой. Это особый контакт со зрителем, когда ты можешь шепотом разговаривать, когда артист на расстоянии вытянутой руки от зрителя находится. Далеко не все артисты, которые хорошо работают на большой сцене, смогут так же легко работать на малой сцене. Это иной формат, это требует совсем других навыков.

- Расскажите о гостях, которых вы ждете совсем скоро - из Москвы и Японии.

- Да, их спектакли будут предвосхищать нашу торжественную, юбилейную часть. В июне мы пригласили театр из Японии, который будет работать на нашей сцене 23-24 июня. Приглашаем всех зрителей. Это будет очень интересно. Первая часть спектакля - это традиционный японский театр, а во второй они покажут комедию Чехова "Медведь". Этот спектакль есть и в нашем репертуаре, а тут вы можете посмотреть, как японцы играют русскую классику. А 8-9 июля выступает молодежная студия МХАТ. Спектакль "Несовременный концерт" показывает мастерская Виктора Рыжакова. Он выпускник нашего института искусств, везет теперь своих студентов. Опять расходы - мы помогаем им и с декорациями, и с жильем - труппа немаленькая, 26 человек. Но это того стоит. Мы ждем зрителя в наш зал, приходите, будет очень интересно.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку: