"Вести: Приморье. Интервью" с Натальей Левданской

"Вести: Приморье. Интервью" с  Натальей Левданской, зав.научным отделом ПГКГ, кандидатом искусствоведения.

 
Оксана Данилюк, журналист: Добрый день, Наталья Андреевна! Я рада предоставить Вам слово, потому что Ваша речь — это всегда обоснование безусловной ценности и необходимости искусства в нашей жизни. На всех выставках Вы говорите об этом убежденно, вдохновенно и главное, понятно каждому зрителю. Сегодня в интерьере выставки магаданских художников мы будет говорить о сотрудничестве Приморской государственной картинной галереи с другими музеями нашей страны., тем более повод есть.

Наталья Левданская, зав.научным отделом ПГКГ, кандидат искусствоведения: Да, повод есть, и не один. Вы заметили, наверное, в последнее время у нас была выставка сахалинского художника, затем выставка художников Тольятти, сейчас мы собираемся большой обменный проект сделать с Третьяковской галереей. Эта область расширяется во времени и в пространстве.

- А история с магаданскими художниками очень интересная. Дело в том, что в 2015 году ко мне обратился издатель из Магадана Павел Юрьевич Жданов с просьбой о том, чтобы я помогла ему издать альбом о творчестве Александра Пилипенко, магаданского художника. И когда я согласилась на это, мне даже возможность была посетить Магадан. Я познакомилась с самим Пилипенко, с его творчеством, с другими магаданскими художниками и поняла, что очень интересный регион.

- Потому что все-таки не все регионы одинаковые. Есть более интересные с точки зрения художественной жизни. Есть менее интересные. Так вот, в чем-то напомнил мне Магадан наших художников, наш этот дух края света. И действительно там краски тоже замечательные, очень яркие. И Магадан действительно оказался солнечным городом, как про него поется в песне.

И вот таким образом мы сначала сделали альбом замечательный об А.Пилипенко, и он вышел уже. Это очень приятно, что это было быстро, четко, хорошо сделано. И затем поступило предложение от того же самого Павла Юрьевича сделать выставку магаданских художников в Приморской картинной галерее. Магаданская область и Приморский край входят в одну зону — Дальний Восток. Встречались эти художники до сих пор исключительно на зональных выставках, подводили итоги каждые пять лет. А на зональные выставки попадают не все художники. Поэтому познакомиться с регионом только по сборным выставкам очень сложно. И мысль показать магаданских художников в Приморской картинной галерее понравилась и издателю, и художникам, и конечно, нам, потому что мы уже знали их и были уверены, что выставка получится интересная.

- «Город северного ветра» назвали эту выставку, и здесь представлены три очень интересных, очень разных художника. Очень разных, несмотря на то, что два из них — это братья родные — Владимир и Александр Мягковы.

- Вообще, это не первый, как оказалось, наш совместный проект с магаданцами. В 2002 году вышла книга «Мгновения прекрасного», которая была посвящена истории развития магаданского искусства, и вступительную статью к ней написал Виталий Ильич Кандыба, который, к сожалению, недавно ушел от нас. Там была такая историческая справка. Эта книга о Пилипенко стала вторым изданием, совместным — искусствовед из Приморья и художники из Магадана. Виталий Ильич, в силу своих симпатий, уделял больше внимание тем художникам, которые работают в методе социалистического реализма. А мне уже, современному искусствоведу, более интересны поиски художников в разных стилистиках, в разных направлениях. Это самые богатые возможности у художников, которые обращены к истории и развитию всего искусства: западно-европейского, российского, модернизма, модерна, постимпрессионизма, импрессионизма (я как бы вглубь иду). И это все чувствуется в работах современных художников. Самое интересное качество современного художественного процесса состоит в его полистилизме. До недавнего времени художники делились на плохих и хороших не столько потому, насколько они талантливы и хорошо работают, сколько по тому, к какому — к правильному или неправильному стилю относится их творчество. То есть ко всем, кто «соцреализм», совершенно другие оценки были. Тех, кто к модернизму тяготел, тех критиковали просто поэтому. А сейчас этого нет. Сейчас все художники совершенно свободны. И это использование всего мирового багажа зависит только от того, как настроен художник, насколько он талантлив и какие цели он преследует.

- А кто определяет, насколько талантлив художник? Чей взгляд становится решающим в этом «измерении таланта»?

- Сейчас очень повышается роль профессионала-искусствоведа. Потому что действительно, выставки делают все, кто хочет, а как разобраться, что хорошо, что плохо? Ведь есть люди, которые смотрят. Есть люди, которые хотят купить — для них тем более важна оценка профессионала, который какую-то даст гарантию того, что человек не ошибся в своем выборе, что это действительно вещь, которая будет радовать его, его детей, а может, когда-то в трудный момент будет выгодно продана. И поэтому сейчас перед нами, перед искусствоведами лежит очень серьезная задача и большая ответственность. Мы должны помочь людям разобраться, что хорошо, что плохо. Хотя конечно же, мы живем в живом художественном процессе и очень многое в восприятии зависит от каких-то субъективных моментов: кто нравится, кто не нравится, кто симпатичен-не симпатичен. И подняться над этим и оценивать только профессиональную сторону — это очень важно, очень трудно, но это просто необходимо.

- Вот эта книга, этот художественный альбом, который сделан в сотрудничестве с магаданским издателем — в чем его особенность?

- Особенность в том, что вообще не так часто художник в наше время удостаиваются отдельного издания. В это издание вошли практически все работы художника. Благодаря энергии Жданова, сюда вошли и работы, которые хранятся в областном магаданском музее, и те, что в частных коллекциях, и естественно, те, что в мастерских, и даже те, что уехали в другие города и страны! И знаете, что интересно — что эта книга практически вся разошлась. Ее в продаже нет. Она сначала попала на книжную ярмарку, которая проводится у нас осенью. Затем она на Красной площади весной этого года была. Мы надеялись, что она будет продаваться на выставке, но остался лишь один экземпляр, который мы поставили в витрину. Это самое приятное, да? Когда книга о современном художнике находит такой спрос, причем не только в Магаданской области, но и во Владивостоке, и в Москве. Я хочу сказать, что заниматься изданием книг о художниках вовсе не такое уж неприбыльное дело. Если хорошо ее сделать, можно окупить все расходы. Но мы сегодня не об этом.

Мы сегодня о сотрудничестве — о том, как сегодня галерея живет в России. Есть отдельные выставки, на которые мы даем работы самых наших известных мастеров по всему миру. Но в основном, мы наконец-то поняли, что мы огромная страна и у нас очень много есть, что рассказать друг другу, регион - региону. В этом году такой прорыв (еще с конца прошлого года, в этом он завершился победой) - это участие Приморской государственной картинной галереи в проекте «Край бунтарей». Он начинался как проект Центра современного искусства «Заря». Тема эта очень близка теме моей диссертационной работы. Это было очень удачно, что не просто вышел этот научный труд и пылится где-то никому ненужный, он сразу стал действовать. Благодаря тем изысканиям, которые были проведены на основании материала 50 лет с 1960 по 2010 год и выставка наша выстроилась именно в этих рамках: «Край бунтарей: приморское искусство конца 60-х — 2010 г.г.»

- То есть этот проект стал прорывом не только в дальневосточном искусстве, но мне хочется отметить, что он стал определенным этапом и в Вашей личной творческой биографии.

- Да. Меня больше волнует и радует то, что этот проект стал прорывом приморского искусства на российской художественной сцене. И в этом, конечно, большая заслуга Алисы Богданайте, московского куратора этого проекта. Как хотите, все-таки если бы мы сами на эту сцену взошли из периферии — это один момент, а если мы выходим в одной упряжке с московским координатором проекта — там мы уже как свои принимаемся. И когда мы поняли, что проект получился очень интересным — высокая оценка была, много людей посетили, к нам приезжали в прошлом году реставраторы из Эрмитажа, работали у нас, они были в совершенном восторге, заказали уже будущие каталоги, которых еще не было.. То есть мы поняли, что выставка действительно выстрелила. И тогда с подачи ассоциации искусствоведов нашей приморской мы сделали зачвку в премию «Инновация». Это единственная всероссийская премия в области изобразительного искусства. Туда было подано 397 заявок, пять направления и в каждом — только пять лучших, которые попадают в так называемый шорт-лист. И конечно, огромная удача, что мы в этот шорт-лист попали все-таки. А тем временем еще шла работа над каталогом. Он издавался в Москве. И мне кажется, что сам по себе каталог — произведение искусства. Он очень интересно сделан. Посмотрите, какое у него оформление - «Край бунтарей» (надпись) прямо идет по краю. Такой ход интересный дизайнерский.

- А вот мне хотелось спросить — это первая диссертация на тему приморского авангарда?

- Да, это первая диссертация. Алиса все время говорила об этом на всех презентациях. Здесь мы даем общую характеристику процесса. Кстати, здесь не только моя статья. Здесь еще статьи московских искусствоведов, культурологов и даже самого Ерофеева, знаменитого искусствоведа-куратора. Он достаточно интересно говорит о нашем искусстве. Знаете — самим себя можно как угодно высоко оценивать, но пока ты не получил оценки от других извне, то сомнения остаются. А тут, я считаю, очень хороший проект, и он дал нам возможность более свободно себя чувствовать и более уверенно. Я думаю, что подобные проекты могут продолжать с разными нашими партнерами.

- В июне мы отметили 50-летиний юбилей Приморской государственной картинной галереи. Собственно, само ее основание было большим совместным проектом Приморского краеведческого музея имени Арсеньева и крупнейших музеев страны — Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Юбилейный год — новый повод для дальнейшего сотрудничества. Давайте расскажем об этом.

- Да, действительно, мы сейчас находимся в процессе подготовки двух очень серьезных проектов. Дело в том, что у нас заключен договор с Государственной Третьяковской галереей об обмене выставками. Таким образом к нам приезжает очень хороший проект «Городской романс». Это картины художников 18-19 веков, и они все связаны с музыкой, с домашним времяпрепровождением. Там портреты, изображение домашних вечеров, интерьеров усадеб разных — это прекрасная выставка. И мы к ней готовим огромную программу, чтобы наполнить ее еще событиями — музыкальными, литературными, рассказами о художниках, которые в ней будут представлены - Сурикова, Левитана, Тропинина.

Это одна сторона. Другая сторона — это то, что мы на этот же период отправляем лучшую часть своей коллекции русского искусства в Третьяковскую галерею, которая будет участвовать в очень популярном проекте Третьяковской галереи, который называется «Золотая карта России». Там мы покажем 52 произведения из своей коллекции. Это живопись и графика 18- начала 20 века. Впервые на одной площадке за Уральским хребтом появятся все шедевры, которыми в 30-е годы с нами поделились и Русский музей, и Третьяковская галерея.

К этому событию мы еще готовим альбом русского искусства подарочный. И в этом нам очень помогла администрация края и лично В.В.Миклушевский внес свой вклад и свою энергию. Без этого конечно, ничего бы не получилось, потому что это страховка, это очень серьезные затраты, но это и еще один новый прорыв нашего учреждения, нашего искусства.

Но и эти два проекта — это еще не все, что мы приготовили для наших зрителей. Во-первых, поскольку у нас организован Центр Эрмитаж-Владивосток в этом году пройдет Дни Эрмитажа. Это будет конец сентября — самое начало октября. К нам приедет сам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Это очень важно для нас, мы хотим, чтоб он на все посмотрел, как здесь идут дела. Чтобы выступил здесь с лекциями, потому что это человек энциклопедических знаний. Это будет очень интересно нашей интеллигентной публике, студентам ДВФУ. Мы сейчас думаем, как это подать интересно, потому что у нас сейчас один экспонат из Эрмитажа экспонируется — икона японской художницы. Мы хотим еще развернуть часть нашей выставки «Неизвестный Эрмитаж», чтоб показать наши давние связи с Эрмитажем. Еще кое-что готовим, обо всем сейчас не будем говорить.

А кроме того, как только у нас закончатся Дни Эрмитажа, у нас в главном здании будет еще один новый проект из Государственного Исторического музея, посвященные Богоматери.. Это тоже очень серьезные проект. У нас в гостях до конца года будут и Эрмитаж, и Третьяковская галерея, и Исторический музей. Такие планы у нас на наш юбилейный год, то есть отдыхать нам не придется, но зато мы очень много подарков делаем для наших замечательных зрителей!


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря