"Вести: Приморье. Новости культуры" от 27 августа 2016 года

В нашей программе — о том, как приморцы любят кино, изучают историю и постигают живопись...

Первый юбилей — пять лет — отмечает киноклуб Краевого центра народной культуры. Сеансы по четвергам стали местом встречи единомышленников, которым интересно современное кино во всех его проявлениях. В этом году члены клуба примут участие во Всероссийской акции «Ночь кино». 

Театр начинается с вешалки, а киноклуб — с темных штор. Заседания проходят каждый четверг с сентября по июнь, и в светлые вечера окна приходится занавешивать. Клуб «Ориент» вырос из киноклуба ДВГУ, который с конца '90-х курировал известный режиссер «Дальтелефильма» Владимир Патрушев. Уже пять лет киноманы собираются под крышей Краевого центра народной культуры. По окончании сеанса зрители могут оценить увиденный фильм и уровень его обсуждения.

Наталья Коробка, участница киноклуба «Ориент»: «Лично я всегда ставлю «Десять». Киноклуб очень хорош своей атмосферой, конечно. Как любой клуб, это возможность познакомиться, пообщаться, обменяться каким-то опытом, взглядами на жизнь, интересами и вкусами».

Самые увлеченные и ответственные (кстати, представители самых разных профессий) становятся администраторами клуба. Каждый из них ведет свой месяц: выдвигает темы заседаний, составляет подборки фильмов и даже сам пишет рецензии на них. А в назначенный четверг становится ведущим показа.

Александр Кононенко, администратор киноклуба «Ориент»: «Интересны были очень показы кино Дании, кино Бельгии, то есть практически все фильмы были с субтитрами и вообще не были у нас в прокате в России».

В теплое время года кино смотрят прямо под открытым небом. Кинозалом становится уютный сквер на улице Пушкинской, куда выносят экран и стулья.

- Мы делаем открытые показы один—два в сентябре обязательно!

Пятилетие киноклуба «Ориент» совпало с Годом российского кино. Отметить юбилей решили в субботу, 28 августа, когда по всей стране пройдет акция «Ночь кино».

Илья Федоров, зав. методическим отделом Краевого центра народной культуры: «Мы подобрали около десяти короткометражных работ русских, которые в открытом доступе, можно свободно скачать их и показывать их. Это будет интересные юмористические фильмы, которые будут радовать зрителей».

Приобщить к современному кино не только горожан, участников клуба «Ориент», но и жителей приморской глубинки — цель активистов КЦНК. Илья Федоров недавно выиграл грант на приобретение кинопроекторов для районных Домов культуры, чем и займется в ближайшее время. А в планах киноклуба — показы редких диафильмов совместно с театром-студией «Балаганчик», а также «Кинобаттлы» на знание «важнейших из искусств».


***

 
Под занавес лета в Краевой детской библиотеке стартовал яркий международный проект. В честь 20-летия сотрудничества библиотек Приморья и префектуры Тоттори в одном из книжных залов открыли «маленькую Японию». С некоторыми традициями, а главное, книгами Страны Восходящего Солнца вместе с юными приморцами знакомилась Ольга Катренко.

Сочной палитрой высочайшего уровня полиграфии может легко похвастаться и Россия. Но все же, все же... В японской графике так много детской непосредственности. Впрочем, и книги эти для самых маленьких. А ведь и взрослые не в силах оторваться.

- Слушай, а ведь эти герои живые со всех сторон! Здесь у них лица, а здесь хвостики и косички.

Экскурсоводом на книжно-выставочных просторах — Богдан Лоскутов. В этом году закончил японовед-любитель школу и поступил, что удивительно, в технический вуз. Но лингвистику не бросает, как и общение с пытливыми малышами, и с подростками-нигилистами. Как это важно — удержать внимание мальчишек на ...зонтике и опередить их с расчехлением традиционного японского меча — катаны:

- Пальцем не советую, лучше сразу на язык. А на самом деле, это библиотечный, совершенно безопасный вариант!

Богдан Лоскутов, экскурсовод японского проекта ПКДБ: «Это у нас семейное, наверное, мама — учитель, ну, сейчас она не в школе, но педагог-то хороший, а мне генетически, наверное, передалось».

Феерия экспонатов, каждый из которых доступен! И жирафо-лев из волшебной сказки, и обезьянья мордашка — мифологический защитник этого чудо-животного. Примерить, приложить, ощутить рисовую бумагу или цветной песок и поразиться! Сестрам Арине и Диане приглянулись кардинально противоположные вещицы. Старшей — черноокая кокэси:

Диана Керейбаева, читатель ПКДБ: «Я всё-таки девочка, люблю кукол».

Младшая с улыбкой крутит васильковый веерок. Ей удивительно было узнать, что в Ямато, в старину Японию называли именно так, с помощью ветреного предмета от врагов защищались.

Арина Керейбаева, читатель ПКДБ: «Ах, да, тут были такие шипы….»

- А тебе какой веер больше нравится?

- Конечно, тот, что от жары спасает!

Многое из традиционно японского сделано руками приморских школьников, под чутким руководством этнических мастеров. Японцы в этой библиотеке бывают часто. И каждый раз удивляются мощной книжной японоязычной полке.

Елена Кулинок, руководитель приморской краевой детской библиотеки: «Есть такая библиографическая тонкость — книжный читательский лист, и вот наши японские гости очень обрадовались, когда увидели, что книги-то популярны, их часто берут!»

И в очередь, порой, становятся, да, именно за этой с двумя веселыми героями. Им каждый читатель может дать собственные имена…


***


Кружевные воротнички и французская грамматика. Новая выставка в Доме-музее семьи Сухановых посвящена началу учебного года и рассказывает о дореволюционном образовании во Владивостоке. Первым учебным заведением в городе — спустя 13 лет после его основания — было женское училище, переведенное из Николаевска-на-Амуре. Через три года так же появилась мужская прогимназия.

Одна из самых старых книг на выставке — «Курс начальной механики», издания 1890-го года. Он был незаменим в ремесленных училищах. В гимназиях, в основном, изучали гуманитарные науки, но «Опыты по электричеству» и там пользовались популярностью, особенно у мальчишек. Показывая учебники и фотографии позапрошлого века, сотрудники музея расскажут нынешним школьникам массу интересных вещей, и не только об учебе.

Елена Огай, методист Мемориального Дома-музея семьи Сухановых: «Форму девочки-гимназистки должны были носить даже во внеурочное время. Что интересно, до седьмого класса форма девочки-гимназистки выглядела вот так, то есть воротничок был обычный, белый. Но когда девушка сдавала экзамен в восьмой педагогический класс, то восьмиклассница отличалась тем, что там девочки носили красивый кружевной воротник».

«Педагогическим» восьмой класс назывался потому, что окончив его, девушка могла уже работать домашней учительницей. Гимназии, как известно, были женские и мужские. Мальчикам было положено большее количество учебных часов, а девочки не изучали древних языков — латынь, древнегреческий и старославянский. Для будущих хранительниц семейного очага были обязательны уроки рукоделия. Как сказали бы сейчас — развитие мелкой моторики. Отдельный раздел выставки посвящен предмету «чистописание».

Виктория Ни, сотрудник Мемориального Дома-музея семьи Сухановых:

- У нас есть детская программа — мы учим детей писать такими перышками и чернилами, как раньше.

- Ну и какие результаты?

- Сложно, конечно. Нужно держать правильно ручку. Дисциплинирует такая ручка. Выводишь буквы — получается красиво.

«Приглашаем на выставку» — выводит сотрудник музея. Целый арсенал гимназиста девятнадцатого века красуется в витрине: чернильный прибор, подставка для ручек, резные перья для них, в том числе японской работы, и массивная старинная промокашка, называемая «пресс-папье». Порой со слезами на глазах давалось умение писать красиво и без клякс. Зато каллиграфический почерк оставался на всю жизнь — даже у Арсеньева в таежных экспедициях. Дом-музей семьи Сухановых ждет всех желающих на экскурсии в школьную старину.

 
***


Приморская государственная картинная галерея продвигает владивостокских художников на центральные площадки страны, помогает магаданским живописцам печатать альбомы и готовит обменный проект с Третьяковкой. Об этом нам рассказала заведующая научным отделом галереи, искусствовед Наталья Левданская.

Оксана Данилюк, журналист: Добрый день, Наталья Андреевна! Я рада предоставить Вам слово, потому что Ваша речь — это всегда обоснование безусловной ценности и необходимости искусства в нашей жизни. На всех выставках Вы говорите об этом убежденно, вдохновенно и главное, понятно каждому зрителю. Сегодня в интерьере выставки магаданских художников мы будет говорить о сотрудничестве Приморской государственной картинной галереи с другими музеями нашей страны., тем более повод есть.

Наталья Левданская, зав.научным отделом ПГКГ, кандидат искусствоведения: Да, повод есть, и не один. Вы заметили, наверное, в последнее время у нас была выставка сахалинского художника, затем выставка художников Тольятти, сейчас мы собираемся большой обменный проект сделать с Третьяковской галереей. Эта область расширяется во времени и в пространстве.

- А история с магаданскими художниками очень интересная. Дело в том, что в 2015 году ко мне обратился издатель из Магадана Павел Юрьевич Жданов с просьбой о том, чтобы я помогла ему издать альбом о творчестве Александра Пилипенко, магаданского художника. И когда я согласилась на это, мне даже возможность была посетить Магадан. Я познакомилась с самим Пилипенко, с его творчеством, с другими магаданскими художниками и поняла, что очень интересный регион.

- Потому что все-таки не все регионы одинаковые. Есть более интересные с точки зрения художественной жизни. Есть менее интересные. Так вот, в чем-то напомнил мне Магадан наших художников, наш этот дух края света. И действительно там краски тоже замечательные, очень яркие. И Магадан действительно оказался солнечным городом, как про него поется в песне.

И вот таким образом мы сначала сделали альбом замечательный об А.Пилипенко, и он вышел уже. Это очень приятно, что это было быстро, четко, хорошо сделано. И затем поступило предложение от того же самого Павла Юрьевича сделать выставку магаданских художников в Приморской картинной галерее. Магаданская область и Приморский край входят в одну зону — Дальний Восток. Встречались эти художники до сих пор исключительно на зональных выставках, подводили итоги каждые пять лет. А на зональные выставки попадают не все художники. Поэтому познакомиться с регионом только по сборным выставкам очень сложно. И мысль показать магаданских художников в Приморской картинной галерее понравилась и издателю, и художникам, и конечно, нам, потому что мы уже знали их и были уверены, что выставка получится интересная.

- «Город северного ветра» назвали эту выставку, и здесь представлены три очень интересных, очень разных художника. Очень разных, несмотря на то, что два из них — это братья родные — Владимир и Александр Мягковы.

- Вообще, это не первый, как оказалось, наш совместный проект с магаданцами. В 2002 году вышла книга «Мгновения прекрасного», которая была посвящена истории развития магаданского искусства, и вступительную статью к ней написал Виталий Ильич Кандыба, который, к сожалению, недавно ушел от нас. Там была такая историческая справка. Эта книга о Пилипенко стала вторым изданием, совместным — искусствовед из Приморья и художники из Магадана. Виталий Ильич, в силу своих симпатий, уделял больше внимание тем художникам, которые работают в методе социалистического реализма. А мне уже, современному искусствоведу, более интересны поиски художников в разных стилистиках, в разных направлениях. Это самые богатые возможности у художников, которые обращены к истории и развитию всего искусства: западно-европейского, российского, модернизма, модерна, постимпрессионизма, импрессионизма (я как бы вглубь иду). И это все чувствуется в работах современных художников. Самое интересное качество современного художественного процесса состоит в его полистилизме. До недавнего времени художники делились на плохих и хороших не столько потому, насколько они талантливы и хорошо работают, сколько по тому, к какому — к правильному или неправильному стилю относится их творчество. То есть ко всем, кто «соцреализм», совершенно другие оценки были. Тех, кто к модернизму тяготел, тех критиковали просто поэтому. А сейчас этого нет. Сейчас все художники совершенно свободны. И это использование всего мирового багажа зависит только от того, как настроен художник, насколько он талантлив и какие цели он преследует.

- А кто определяет, насколько талантлив художник? Чей взгляд становится решающим в этом «измерении таланта»?

- Сейчас очень повышается роль профессионала-искусствоведа. Потому что действительно, выставки делают все, кто хочет, а как разобраться, что хорошо, что плохо? Ведь есть люди, которые смотрят. Есть люди, которые хотят купить — для них тем более важна оценка профессионала, который какую-то даст гарантию того, что человек не ошибся в своем выборе, что это действительно вещь, которая будет радовать его, его детей, а может, когда-то в трудный момент будет выгодно продана. И поэтому сейчас перед нами, перед искусствоведами лежит очень серьезная задача и большая ответственность. Мы должны помочь людям разобраться, что хорошо, что плохо. Хотя конечно же, мы живем в живом художественном процессе и очень многое в восприятии зависит от каких-то субъективных моментов: кто нравится, кто не нравится, кто симпатичен-не симпатичен. И подняться над этим и оценивать только профессиональную сторону — это очень важно, очень трудно, но это просто необходимо.

- Вот эта книга, этот художественный альбом, который сделан в сотрудничестве с магаданским издателем — в чем его особенность?

- Особенность в том, что вообще не так часто художник в наше время удостаиваются отдельного издания. В это издание вошли практически все работы художника. Благодаря энергии Жданова, сюда вошли и работы, которые хранятся в областном магаданском музее, и те, что в частных коллекциях, и естественно, те, что в мастерских, и даже те, что уехали в другие города и страны! И знаете, что интересно — что эта книга практически вся разошлась. Ее в продаже нет. Она сначала попала на книжную ярмарку, которая проводится у нас осенью. Затем она на Красной площади весной этого года была. Мы надеялись, что она будет продаваться на выставке, но остался лишь один экземпляр, который мы поставили в витрину. Это самое приятное, да? Когда книга о современном художнике находит такой спрос, причем не только в Магаданской области, но и во Владивостоке, и в Москве. Я хочу сказать, что заниматься изданием книг о художниках вовсе не такое уж неприбыльное дело. Если хорошо ее сделать, можно окупить все расходы. Но мы сегодня не об этом.

Мы сегодня о сотрудничестве — о том, как сегодня галерея живет в России. Есть отдельные выставки, на которые мы даем работы самых наших известных мастеров по всему миру. Но в основном, мы наконец-то поняли, что мы огромная страна и у нас очень много есть, что рассказать друг другу, регион - региону. В этом году такой прорыв (еще с конца прошлого года, в этом он завершился победой) - это участие Приморской государственной картинной галереи в проекте «Край бунтарей». Он начинался как проект Центра современного искусства «Заря». Тема эта очень близка теме моей диссертационной работы. Это было очень удачно, что не просто вышел этот научный труд и пылится где-то никому ненужный, он сразу стал действовать. Благодаря тем изысканиям, которые были проведены на основании материала 50 лет с 1960 по 2010 год и выставка наша выстроилась именно в этих рамках: «Край бунтарей: приморское искусство конца 60-х — 2010 г.г.»

- То есть этот проект стал прорывом не только в дальневосточном искусстве, но мне хочется отметить, что он стал определенным этапом и в Вашей личной творческой биографии.

- Да. Меня больше волнует и радует то, что этот проект стал прорывом приморского искусства на российской художественной сцене. И в этом, конечно, большая заслуга Алисы Богданайте, московского куратора этого проекта. Как хотите, все-таки если бы мы сами на эту сцену взошли из периферии — это один момент, а если мы выходим в одной упряжке с московским координатором проекта — там мы уже как свои принимаемся. И когда мы поняли, что проект получился очень интересным — высокая оценка была, много людей посетили, к нам приезжали в прошлом году реставраторы из Эрмитажа, работали у нас, они были в совершенном восторге, заказали уже будущие каталоги, которых еще не было.. То есть мы поняли, что выставка действительно выстрелила. И тогда с подачи ассоциации искусствоведов нашей приморской мы сделали зачвку в премию «Инновация». Это единственная всероссийская премия в области изобразительного искусства. Туда было подано 397 заявок, пять направления и в каждом — только пять лучших, которые попадают в так называемый шорт-лист. И конечно, огромная удача, что мы в этот шорт-лист попали все-таки. А тем временем еще шла работа над каталогом. Он издавался в Москве. И мне кажется, что сам по себе каталог — произведение искусства. Он очень интересно сделан. Посмотрите, какое у него оформление - «Край бунтарей» (надпись) прямо идет по краю. Такой ход интересный дизайнерский.

- А вот мне хотелось спросить — это первая диссертация на тему приморского авангарда?

- Да, это первая диссертация. Алиса все время говорила об этом на всех презентациях. Здесь мы даем общую характеристику процесса. Кстати, здесь не только моя статья. Здесь еще статьи московских искусствоведов, культурологов и даже самого Ерофеева, знаменитого искусствоведа-куратора. Он достаточно интересно говорит о нашем искусстве. Знаете — самим себя можно как угодно высоко оценивать, но пока ты не получил оценки от других извне, то сомнения остаются. А тут, я считаю, очень хороший проект, и он дал нам возможность более свободно себя чувствовать и более уверенно. Я думаю, что подобные проекты могут продолжать с разными нашими партнерами.

- В июне мы отметили 50-летиний юбилей Приморской государственной картинной галереи. Собственно, само ее основание было большим совместным проектом Приморского краеведческого музея имени Арсеньева и крупнейших музеев страны — Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Юбилейный год — новый повод для дальнейшего сотрудничества. Давайте расскажем об этом.

- Да, действительно, мы сейчас находимся в процессе подготовки двух очень серьезных проектов. Дело в том, что у нас заключен договор с Государственной Третьяковской галереей об обмене выставками. Таким образом к нам приезжает очень хороший проект «Городской романс». Это картины художников 18-19 веков, и они все связаны с музыкой, с домашним времяпрепровождением. Там портреты, изображение домашних вечеров, интерьеров усадеб разных — это прекрасная выставка. И мы к ней готовим огромную программу, чтобы наполнить ее еще событиями — музыкальными, литературными, рассказами о художниках, которые в ней будут представлены - Сурикова, Левитана, Тропинина.

Это одна сторона. Другая сторона — это то, что мы на этот же период отправляем лучшую часть своей коллекции русского искусства в Третьяковскую галерею, которая будет участвовать в очень популярном проекте Третьяковской галереи, который называется «Золотая карта России». Там мы покажем 52 произведения из своей коллекции. Это живопись и графика 18- начала 20 века. Впервые на одной площадке за Уральским хребтом появятся все шедевры, которыми в 30-е годы с нами поделились и Русский музей, и Третьяковская галерея.

К этому событию мы еще готовим альбом русского искусства подарочный. И в этом нам очень помогла администрация края и лично В.В.Миклушевский внес свой вклад и свою энергию. Без этого конечно, ничего бы не получилось, потому что это страховка, это очень серьезные затраты, но это и еще один новый прорыв нашего учреждения, нашего искусства.

Но и эти два проекта — это еще не все, что мы приготовили для наших зрителей. Во-первых, поскольку у нас организован Центр Эрмитаж-Владивосток в этом году пройдет Дни Эрмитажа. Это будет конец сентября — самое начало октября. К нам приедет сам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Это очень важно для нас, мы хотим, чтоб он на все посмотрел, как здесь идут дела. Чтобы выступил здесь с лекциями, потому что это человек энциклопедических знаний. Это будет очень интересно нашей интеллигентной публике, студентам ДВФУ. Мы сейчас думаем, как это подать интересно, потому что у нас сейчас один экспонат из Эрмитажа экспонируется — икона японской художницы. Мы хотим еще развернуть часть нашей выставки «Неизвестный Эрмитаж», чтоб показать наши давние связи с Эрмитажем. Еще кое-что готовим, обо всем сейчас не будем говорить.

А кроме того, как только у нас закончатся Дни Эрмитажа, у нас в главном здании будет еще один новый проект из Государственного Исторического музея, посвященные Богоматери... Это тоже очень серьезные проект. У нас в гостях до конца года будут и Эрмитаж, и Третьяковская галерея, и Исторический музей. Такие планы у нас на наш юбилейный год, то есть отдыхать нам не придется, но зато мы очень много подарков делаем для наших замечательных зрителей!


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря