Дальневосточные учёные стоят на пороге великих открытий. Специальный репортаж Евгении Егошиной

Российские учёные 8 февраля отметили свой профессиональный праздник. В этот день главным для них была и остаётся возможность поделиться своими успехами. Чем сегодня живёт наука на Дальнем Востоке?

Дальневосточные учёные стоят на пороге великих открытий. Руководитель сектора фотоники оптической нанометрии с гордостью показывает новую разработку – лазерный гидрофон, прибор для приёма звука под водой. Он способен различать даже слабые акустические сигналы в условиях портового шума. Рядом с помощью методов динамической голографии, испытывают систему способную измерять сверхмалые физические величины.

Роман Ромашко, член-корреспондент РАН, руководитель сектора фотоники оптической нанометрии: «Эти системы могут стать основой новых биосенсоров, способных измерять отдельно вирусы, отдельно бактерии и клетки».

Сейчас учёные бьются над тем, чтобы не просто измерять, а научиться распознавать с помощью прибора конкретные вирусы. Это ускорит диагностику и лечение любых болезней.

В отделе оптоэлектроники практически декорация фантастического фильма. Здесь исследуют микроводоросли. При помощи лазерного излучения с разными длинами волн, учёные вынуждают их флуоресцировать. Так в зеленом луче, микроводоросли светятся оранжевым. Цветовой спектр позволяет определить уровень и характер загрязнения в воде, например, ионами тяжёлых металлов. А для достоверности анализа, живые микроорганизмы внедрили в силикатную матрицу и вот почему…

Александр Попик, кандидат физико-математических наук: «Чтобы отделить наши эталонные водоросли, когда мы будем проводить натурные эксперименты в поле, от тех водорослей, которые присутствуют в естественной среде, для того, чтобы избежать ошибок».

Здесь разрабатывают еще один аналитический инструмент. Его работа хорошо заметна в темноте.

Александр Сергеев, младший научный сотрудник лаборатории физических методов мониторинга природных и техногенных объектов: «Еще одним объектом наших исследований является синтез новых материалов для создания химических сенсоров жидких и газовых сред».

Люминесценция показывает, что в образцах содержатся свинец, железо и хром. Если внедрить такие сенсоры газовых сред в продуктовую упаковку с внутренней стороны, например, полиэтилен, это позволит на глаз определять свежесть продуктов. В соседней лаборатории разрабатывают транспортные системы доставки, только подумате, молекул. Это капля воды не взаимодействует с поверхностью.

Это такие микростолбы размером от 5 до 10 микрометров. Пространство между ними заполняется воздухом, который не только отталкивает воду, но и помогает капельке не терять сферическую форму, а также фиксировать её в нужном месте. Метод ещё в разработке, с его помощью учёные смогут значительно повысить точность анализа крови и легко обнаруживать в ней вирусы или бактерии. Пока одни светила работают с наноструктурами, другие оттачивают мастерство при помощи промышленных роботов.

Евгения Егошина, корресопондент: «Благодаря роботу-манипулятору можно легко и быстро восстановить изношенные детали, деликатно приварить или даже вырастить новую».

Скорость и точность - вот главные преимущества робота «КУКА». Установка одинаково легко справляется с лазерной сваркой крупных и мелких деталей. В самом ближайшем будущем с его помощью планируют очищать от обрастания корпуса судов. И хотя обычно металлическим порошком эта установка восстанавливает детали, для нас «КУКА» написал приветственные слова.

А в этой лаборатории для ускорения роста растений тоже используют свет. Такой способ позволит выращивать их в любых условиях: на северном полюсе и под землёй, под водой или в космосе. При этом растения будут полноценными и дадут полный цикл от семян до семян.

Евгений Субботин, директор лазерного центра ИАПУ ДВО РАН: «Совместно с институтом автоматики и биологопочвенным институтом была разработана данная установка для изучения... …ничем не отличаются от тех, которые росли бы на солнце».

Среди людей, чья жизнь связана с постоянными научными изысканиями, сегодня много молодых, увлечённых учёных, а это значит - наука на Дальнем Востоке сделает еще много важных и интересных открытий.