"Вести: Приморье. Новости культуры": Во Владивостоке разрушается памятник святым Кириллу и Мефодию

На канале «Россия-24 Приморье» - новости культуры. В студии – Оксана Данилюк.

Освящен святой водой, но беззащитен перед солнцем и ветром. Единственный на Дальнем Востоке памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию постепенно разрушается. Тревогу забил его автор, скульптор Эдуард Барсегов. Напомним, монумент на вершине сопки Орлиной был создан благодаря усилиям энтузиастов Технического университета и группы меценатов. Он стал яркой достопримечательностью Владивостока, но, как оказалось, беспризорной. В ситуации разбирался наш корреспондент Геннадий Картелев:

«Вот чуть затронь. Это уже шевелится все. Оно скоро отвалится. И тогда что?», - показывает трещины.

От морского ветра, трещины растут. Эдуард Барсегов шокирован. Автор эскиза монумента Святым Кириллу и Мефодию боится, что однажды детище просто упадет.

Монумент установили более 10 лет назад. Технический университет и частные лица выступили спонсорами подарка городу. Однако, в декабре 2015-го памятник, по заявлению администрации Владивостока, принят на учет как бесхозный. Видовая площадка, где стоят просветители, прилегает к учебному корпусу уже федерального университета. Но теперь вуз отношения к памятнику не имеет. Однако, планирует взять на баланс.

Алексей Магаляс, руководитель пресс-службы ДВФУ: «ДВФУ уведомило администрацию Владивостока и Управление Росреестра по Приморскому краю о своем намерении осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на памятник. В настоящее время проводится соответствующая работа».

Впрочем, по указу Президента страны, корпус, к которому прилегает видовая площадка с памятником, переходит из федеральной собственности в краевую. В этом здании в перспективе должен открыться филиал Академии Вагановой. Пока же за монументом приглядывают продавцы сувениров, которых, кстати, скоро выселяют. Срок аренды завершен. А ведь бизнесмены предлагали закрепить за ними видовую площадку. И памятник хотели ремонтировать.

Роман Демьянов, предприниматель: «Нас здесь не будет, и что тогда? Тут вообще все придет в полное запустение».

Два года назад Владивосток пережил громкую историю с разрушением памятника «Борцам за Власть советов». Трещины залечили силами городской администрации. До Святых равноапостольных братьев руки не доходят. И художнику Барсегову стыдно перед людьми. Каждый день посмотреть на город сверху съезжаются сотни туристов. Их взоры и объективы нацелены не только на Золотой мост.

Эдуард Барсегов, скульптор, заслуженный художник России: «Азиаты - аккуратные люди, которые преодолели свои проблемы. Удивляются, порой, почему мы так плохо ухаживаем за своими памятниками. Еще раз говорю, это не так дорого. Надо просто взять и восстановить».

Приглядеться просит скульптор Барсегов. В монументе - философское начало. Уклон сопки повторяется наклоном креста. И фигуры будто движутся. Не дожидаясь новых собственников, он готов предоставить тонировочную краску. Пусть только найдется умелец, способный на высоте подновить Кирилла и Мефодия».

***

А теперь о том, как памятник архитектуры передали от чиновников к художникам. Старинный особняк на углу улицы Фокина и Океанского проспекта, где еще недавно располагалась администрация Фрунзенского района Владивостока, в июне прошлого года стал центром современного искусства «Артэтаж». В начале апреля там откроются новые выставочные залы. История вопроса и картина сегодняшнего дня – в нашем следующем сюжете:

«О музее современного искусства Александр Городний мечтал еще с 90-х годов. Повидав мир, бывший моряк торгового флота открыл во Владивостоке художественный салон. Продавая масскультуру, приобретал авангард. Художники-неформалы, которым он организовывал выставки, дарили ему свои картины.

Так возникла галерея «Артэтаж», которая сначала обитала на чердаке ТЮЗа, затем на первом этаже краевой администрации и достигла расцвета под крышей технического университета.

Андрей Калачинский, блогер, профессор Высшей школы телевидения: «Александр Иванович прошел путь от собирания пластинок и рваных джинсов до того, как почувствовать себя собирателем большого и непонятного массам искусства. Он - один из немногих в городе, который обладает удивительным чутьем ко всему свежему, оригинальному и не банальному».

«Артэтаж» - это уникальные выставки и международные проекты, это коллекция в полторы тысячи экспонатов, которую Александр Городний собирал четверть века и подарил Владивостоку. Городские власти поддержали его энтузиазм. Несколько грузовиков современного искусства перевезли в старинный особняк на Океанском проспекте.

К лету 2016-го отреставрировали первые три зала, и в июне провели торжественное открытие.

Дом с богатой историей и шедевр архитектуры получил интереснейшее содержание. Там уже вовсю кипит творческая жизнь. На втором этаже каждый месяц проходят фотовыставки и вернисажи. Тем временем в четырех залах выше проведен масштабный ремонт. Обновили инженерные коммуникации, полы и стены. Особое внимание уделили элементам интерьера, сохранившимся со времен постройки. Это медные таблички, кованые перила лестниц, метлахская плитка и оригинальная лепнина потолков, а также двери, установленные когда-то в старинном доме.

Александр Городний, директор Центра современного искусства «Артэтаж»: «Вот этот зал будет для художников центральной части России — Москва, Питер, все, что за Уралом, и зал — Сибирь, Дальний Восток. Там еще приютятся иностранные художники. Планов на год и более, можно сказать - очередь. Я конечно, благодарен городской администрации. Это просто феноменально. Люди приходят на выставки, некоторые даже в шоке от удивления».

Итак, 6 апреля в новых залах муниципального Центра современного искусства, по адресу улица Фокина, 25, откроются постоянные экспозиции. Будут представлены работы из фондов «Артэтажа». А в залах на Океанском проспекте, 9, по-прежнему работают временные выставки. Так, на 31 марта запланировано открытие персональной выставки художницы из Хабаровска Александры Анюхиной».

***

В продолжение выставочной темы. Впервые во Владивостоке экспонируется уникальная частная коллекция: фарфоровые куклы конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Изящные детские игрушки были свидетелями войн и революций, пережили своих владелиц и стали настоящими историческими реликвиями.

«Куклы из Германии, Франции, Америки — когда-то они украшали покои аристократов. Сегодня бережно хранятся в коллекции Алены Смышляевой. Среди них есть двойники самых дорогих кукол мира, например, германская красотка с розовым бантом. А ее соседка в зеленом платье родом из США дорога хозяйке как самый старый экспонат — 1895 года! Можно представить, в какой восторг приводили детей эти творения кукольных мастеров.

Алена Смышляева, коллекционер: «Все это шевелится, чтобы этой куклой можно было играть. Это и отличает игровые куклы от интерьерных, у которых все детали могут быть статичны и не шевелиться. Но самое главное и ценится в любой кукле — это голова. Голова из фарфора. Это бисквитный фарфор. Что это значит? Это фарфор, который прошел обжиг, но не глазированный. На ней нет глазури, как вы привыкли видеть, глянцевой поверхности. Хотя первые куклы были из глазированного фарфора. Эти — из бисквитного».

Куклами французского мастера Арманда Марселя играли дочери царя Николая Второго. Возможно, и такими, как эта мадам в горжетке. Русские куклы в вихре исторических перемен почти не сохранились. Редчайшие экспонаты — две веселые крестьянки. В '20-е годы их вывозили на международные выставки, а в конце века они всплыли на блошиных рынках Америки. Судьба уберегла их от чердаков, подвалов. Только у коллекционеров смогли выжить и красавицы-итальянки с особенно «мягкими чертами лица».

Алена Смышляева, коллекционер: «Очень тяжело сохранить эти куклы. Дело в том, что эти куклы войлочные, их очень любит моль. Это 1924—25 год создания. То есть у ней полностью войлочное лицо, оно раскрашивалось. Затем мохеровые волосы и замечательный наряд из парчи и других замечательных тканей. Все родное, все такое, какой она была создана тогда».

Самая молодая в этой коллекции — парижанка '30-х годов в образе звезды немого кино. Это уже будуарная подружка для взрослой девушки. Разобраться в кукольном мире и узнать секреты реставрации, хранения старинных кукол можно на лекциях, которые пройдут в рамках выставки в Доме-музее семьи Сухановых.

Алена Смышляева, коллекционер: «У кукол очень богатая история, на любом этапе она интересная. Тем более, эти коллекционные куклы, периода Золотого века кукол, очень интересны своим внешним видом и дают представление о быте. Наряды соответствуют той эпохе, прически, выражениям лиц, свойственным для того времени. Сейчас таких кукол не производят. Я считаю, что коллекционер должен понимать социальную ответственность, которую он несет. Он «забрал себе» сокровище историческое, но он должен поделиться и показать это всем».
***

От кукол антикварных – к театру кукол. Приморские артисты, работающие для самых маленьких зрителей, сыграли первую в этом году премьеру. Это веселая и поучительная история о том, как не допустить головокружения от успехов. А родителям подсказка: имя на афише откроет вам и замечательные книги, которые можно почитать ребенку после спектакля.

«Хвастливый мышонок» - так называется пьеса, которую Роман Легкодухов нашел почти случайно. Ее автор – наша современница, детский поэт и прозаик Маша Лукашкина. Между прочим, лауреат премии имени Юрия Коваля. Пьеса читается минут десять, а приморские кукольники создали увлекательный спектакль длиной в школьный урок. О том, как однажды мышонок спас льва и стал знаменитым на весь лес.

Роман Легкодухов, режиссер-постановщик спектакля: «И он просто не выдержал испытания знаменитостью, если можно так сказать(смеется). То есть сказка у нас вроде простая, но она поучительная. О том, что на самом деле нельзя терять друзей. Если с тобой произошла какая-то история, которая вознесла тебя, это не значит, что ты стал совсем другим».

Идея пьесы достаточно актуальна в наши дни, когда разные детские шоу так и разносят вирусы звездной болезни. Избежать их помогут правильное воспитание и настоящая дружба, уверены артисты. Они вдохновенно оживляют кукольных персонажей – Обезъянку, Кролика, красавца Льва и непоседу Мышонка - и готовят для маленьких зрителей немало сюрпризов.

Ольга Перфилова, актриса Приморского театра кукол: «Он очень активный, мальчишка такой яркий и — хвастун! Он жил и не знал, что он - хвастун, но когда его стали все хвалить, он вдруг решил, что он - действительно самый лучший! И вот это хвастовство чуть не рассорило его с друзьями!»

Сказка, рассказанная клоуном в исполнении Алексея Белова, придет к счастливому финалу. «Мышка-хвастунишка» исправится и снова станет душой компании. Композитор Владимир Синенко написал к спектаклю две песни. А художники и бутафоры сделали все, чтобы поход в театр стал для малышей настоящим праздником».

Подписывайтесь на наш канал в Facebook и будьте в курсе последних событий!


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Фестиваль Человек и море 2017


Школьное радио








Детские Вести


Школа телевидения


Спорт: Приморье


Владимир Миклушевский. Блиц


Азия за неделю


Это выгодно!


Специальный репортаж


Отдых у моря