«Вести: Приморье. Новости культуры» от 20 мая 2017 года

«Вести: Приморье. Новости культуры» от 20 мая 2017 года.


Приморский государственный музей имени Арсеньева продолжает проект «Коллекционируя Россию». На этот раз в его залах расположились религиозные деревянные скульптуры из собрания Пермской художественной галереи. Эту уникальную коллекцию из Перми обычно не вывозят, но для дальневосточников сделали исключение, собрав из запасников 35 экспонатов. Кто же такие «Пермские боги» и на кого они похожи, расскажет Евгения Егошина.

Если на Дальнем Востоке традиция резной деревянной скульптуры сохранилась в основном как предмет религиозного культа малочисленных коренных народов, у «пермских богов» совсем другая история.

Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи: «Это, конечно, не языческие, это православные вещи, которые находились в православных храмах на территории всего Пермского края, прежде всего севера. Это то представление о каноне, которое было у местных мастеров, у резчиков которые работали в деревнях».

Особенность этой религиозной скульптуры в очень близких и понятных образах с чертами лица коренных народов Пермского края. Богородица, ангелы и святые похожи на коми-пермяков - обычных людей в простой одежде. С лицом татарина здесь даже Христос, он представлен в очень непривычной для православия позе. Сидящий в темнице спаситель, пожалуй, самый распространенный сюжет.

Виктор Шалай, директор Приморского краевого музея им. В.К. Арсеньева: «Меня эта коллекция очень трогает. В определенной степени эти скульптуры наивны, это казалось бы канонические герои, тот же Иисус, которого мы много раз видели на иконах в разных храмах в какой-то привычной для нас иконографии, это изготавливали люди часто не имеющие никакого художественного образования, деревенские жители по своему образу и подобию».

Несмотря на споры, которые не утихают вокруг «пермских богов», деревянная скульптура запрещена православным каноном, уникальная коллекция уцелела, а вместе с ней сохранилась и страница русского культурного наследия северных народов.

- Я хочу от имени нашего края, руководства края, передать вам символ Перми. Это герб Пермского края — медведь, сделан он из селенита, камня, который так же, как Пермские боги, является уникальным явлением, поскольку добывается только у нас.

Выставка во Владивостоке проходит в рамках масштабного проекта «Коллекционируя Россию», основная задача которого - развивать и укреплять связи между учреждениями культуры, создавая так называемый «музей без границ».

 

***


В музей имени Арсеньева мы еще вернемся — в нашей программе интервью с его директором, Виктором Шалаем о том, как удалось добиться рекордного для России количества посетителей. А пока — заглянем в Приморскую филармонию. Накануне там прошел майский концерт Эстрадного оркестра. Как всегда, с аншлагом. Коллектив под управлением Дмитрия Бутенко за несколько лет своего существования сумел прочно завоевать любовь публики, а также высокую оценку профессионалов. Интересные подробности мы узнали, побывав на репетиции оркестра.

За дирижерский пульт Дмитрий Бутенко встал еще студентом. Его энергия с лихвой окупала неопытность. Профессию он осваивал по принципу «с места в карьер». Наладил переписку с композиторами Александрой Пахмутовой и Евгением Крылатовым. А Сергей Скрипка, руководитель Российского оркестра кинематографии, теперь играет его партитуры — саундтрэков голливудских фильмов. Причем, многие аранжировки Дмитрий пишет на слух!

Играть мелодии оркестра Поля Мариа было давней мечтой молодого дирижера. Но вдова знаменитого французского музыканта отказалась предоставить ноты оркестру из далекой России. Дмитрий справился сам, и добился успеха.

Дмитрий Бутенко, руководитель Эстрадного оркестра Приморской филармонии: «Она очень тщательно, Ирэн Мариа, отслеживала все новые появления в интернете. И когда мы сделали концерт, мы выложили в интернет, она написала нам, вернее, в фан-клуб Поля Мариа, что «вот этот парень из России делает так, как хотел бы мой муж». Это самый трогательный комплимент, который я услышал вообще».

Теперь всеми любимые мелодии из репертуара Поля Мариа звучат в краевой филармонии ежегодно. Этот программа особо любима слушателями старшего поколения. Хотя и на других концертах Эстрадного оркестра практически нет свободных мест. Музыку кино, джаз и так называемый «легкий жанр» приморские исполнители играют на «отлично».

Петр Якунин, трубач Эстрадного оркестра Приморской филармонии: «Мы играем оригинальные произведения без изменений, как они есть. Очень даже непростые, потому что это играют звезды и музыканты высокого уровня. А здесь край России, филармония. Не все, может быть получается, но мы стараемся и пропагандируем данное творчество».

В оркестре под управлением Дмитрия Бутенко играют и некоторые музыканты Тихоокеанского симфонического. Мы спросили, отличается ли, на их взгляд, атмосфера классических и эстрадных концертов.

Анна Зверева, скрипачка Эстрадного оркестра Приморской филармонии: «В зале, конечно, отличается. Атмосфера на сцене мало отличается, потому что мы все равно ответственны за то, что мы исполняем, за то, чтобы быть в ансамбле со всеми. Даже иногда более сложно, потому что нам ставят микрофон, чего нет на симфонических программах. Это еще более ответственно, чтоб звук был абсолютно чистый. За качество игры мы ответственны всегда — и на симфонических программах, и на эстрадных».

Эстрадный оркестр краевой филармонии выступал вместе такими звездами, как Робертино Лоретти, Мирна Клейтон, Дениз Перье. Но постоянные его солисты — это приморские исполнители. Немало времени Дмитрий Бутенко посвящает открытию молодых звезд, с которыми он готовит новые программы.


***


От Возрождения до современного искусства, от классицизма до поп-арта — воспитанники детской художественной школы при интернате для одарённых детей представили публике свои шедевры. На открытии вернисажа в Приморской картинной галерее побывала Екатерина Шинкаренко.

Не сразу понимаешь, что оказался в стенах Приморской галереи — «Мона Лиза», «Девочка на шаре», Моне, Пикассо и Ван Гог. Шедевры лучших музеев мира от эпохи Возрождения до современного искусства уместились в небольшом выставочном зале Владивостока. А вместо именитых художников — дети. Сегодня они создают тренды в искусстве. Двенадцатилетняя Алиса Пилецкая даже придумала название нового художественного течения.

Алиса Пилецкая, ученица Детской художественной школы: «Можно сказать, ты создала новый стиль? Как бы ты его назвала? Алисианизм! В этой картине я изобразила сочетание двух стилей: русского художника Малевича, который стал знаменит благодаря известнейшей картине «Черный квадрат» и картины Пикассо. Я решила взять именно этот сюжет, потому что я решила показать любовь двух картин совершенно не сочетаемых и фактически в них есть некое противостояние друг другу».

Выставка-конкурс работ учащихся детской художественной школы при интернате для одаренных детей называется «Грани искусства», и границ для юных художников не существует. Умело совместив постимпрессионизм Ван Гога с классикой Микеланджело, Светлана Пиотух уверенно завоевала первое место.

Светлана Пиотух, ученица Детской художественной школы: «Я решила совместить два стиля. Ван Гог, я очень люблю этого художника, я родилась с ним в один день и это подвигло меня нарисовать именно в его технике — большие мазки такие. А Микеланджело - потому что, когда мы были в Италии и сходили и посмотрели на эту фреску, я не могла не нарисовать это».

Преподаватели художественной школы давно используют практику копирования известных картин. Но в этом году авторы получили больше свободы — им разрешили вмешиваться в сюжеты и словно краски на палитре, смешивать стили.

Юлия Романова, преподаватель детской художественной школы: «Мы сделали такой интересный ход, как авторизированная копия, то есть ребята в картины известных художников внесли какие-то изменения, что-то от себя, так что зрителю нужно будет найти отличия».

Валентина Ларина, заведующая Детским музейным центром ПГКГ: «В этом и состояла цель, чтобы ребята могли в соответствии с мастерством какого-то знаменитого художника применить еще собственное мастерство. Получился такой интересный эксперимент».

Во Владивостоке это впервые. Всего в детском «Эрмитаже» 45 работ лучших художников от 10 до 16 лет. Оценить свежий взгляд на мировую классику приглашает Приморская картинная галерея до 2 июня.


***

 
Директор Приморского государственного музея имени Арсеньева Виктор Шалай недавно получил премию президента для молодых деятелей культуры, отметил пятилетие на директорском посту и вывел владивостокский музей в число самых посещаемых региональных музеев России. О том, как это удалось сделать, он рассказал нашей программе.

- Недавно исполнилось 5 лет, как Вы занимаете этот пост. Какие задачи Вы ставили перед собой и что удалось?

- Мы — музей в статусе автономного учреждения. Мы заинтересованы в увеличении потока посетителей, но мы можем рассчитывать только на жителей Владивостока, а это едва больше полумиллиона. Важно выстраивание взаимовыгодных отношений с простым жителем Владивостока, когда его не заставляю, а доходчиво дают понять, а он начинает чувствовать, что музей ему нужен, его ребенку, ребенку. Как это сделать? Репертуар — актуальный для того или иного возраста.

- Как же заинтересовать посетителя? На летучках какие задачи вы ставите своим сотрудникам — разработать новые программы или абонементы?

- В музейном деле придумать что-то принципиально новое очень сложно. О природе своей музей имеет несколько направлений деятельности, которые незачем менять: мы должны, обозревая реальность вокруг себя вычленять материальные свидетельства истории и обеспечит их хранение, изучение, реставрацию, интерпретацию и предъявление. Вопрос в том, чтобы сделать это согласно определенным профессиональным стандартам и делать это, общаясь с публикой, нормальным понятным языком, с высокой долей актуальности для людей и не забывать о чувстве вкуса. Дела не только качественно, но и в соответствии с современными представлениям о ом, что такое красиво-не красиво. Ведь люди ездят сейчас больше, сравнивают « А это как за границей, это как импортное».

Много людей привыкли думать, что самое лучшее «где-то там», «здесь — неинтересно, давно себя изжившее» и т.д. А вот там-то, конечно...» И вот когда ломаешь шаблон, получаешь огромное количество благодарных отзывов: ,,Я даже забыл, что история Приморского края такая интересная!», «Оказывается, в моем городе такие увлекательные сюжеты...» «Посмотрите, как мой ребенок увлечен занятиями в музее на тему геологии или археологи...»

- Чтобы ломать шаблоны, какие формы работы вам пришлось внедрить? Жизнь в этих залах стала гораздо более оживленной.

- Мы брали самый лучший мировой опыт смотрели, что делают Метрополитен-музей, Британский музей, что самого интересного делают наши коллеги в России. И интегрировали в свою деятельность. Мы расширили сетку семейных программ, отдельную ставку сделали на детские программы — увеличили их объем и полностью переверстали их репертуар. Особое внимание — азиатскому туристу, т.к. гостей из Китая очень много, отдельно - зрителям старшего поколения.

Мы отменили все бюрократические барьеры в общении со зрителем, убрали все дополнительные ценники. Ни за экскурсию, ни за фотографирование в нашем музее платить не надо. Экскурсовода может получить любой человек, даже если он пришел в музей один. Для этого у нас есть целая школа экскурсоводов, которых мы сами обучаем. Только чтобы человеку было комфортно. Он должен здесь получить гостеприимство, должен запомнить нас из сотен краеведческих музеев, которые ему довелось увидеть. Потому что ему здесь хорошо.

Мы не заигрываем с человеком. Убирая препоны, мы выстраиваем ему удобный путь в музей и добиваемся того, что человек хочет сюда вернуться. Здесь ему оказано внимание и стоит это не так дорого. Поэтому по всему музею висят улыбающиеся фотоаппараты, которые не запрещаю, а наоборот, говорят «Фотографируй!» Если будет идти речь про кино или телепередачу — другой вопрос. Но в мире смартфонов, если человек хочет сфотографировать и похвастаться, где он был что удивительного нашел — ну как можно запрещать? Это надо поощрять! Это же дополнительная реклама. Будут выкладывать в соцсетях — здорово!

- А какие реформы Вы предприняли с коллективом, с довольно большим штатом музейных сотрудников?

- Если говорит о кадровой политике, то самой большой проблемой, когда я заходил на это пост директора, был средний возраст сотрудников. Я понимаю, что это таая «зыбкая территория», можно невольно кого-то обидеть, но я скажу, как думаю. Ес сфера деятельности в музее, где возраст и соответственно, опыт работы человека невероятно важен. Чем старше человек больше опыт, тем лучше — то, что касается хранения, исследований, реставрации, потому что это нарабатывается годами.

Но то, что связано с маркетингом, с продвижением музея, экскурсоводческий корпус — там вполне могут работать люди возрастом 25+. И тут возраст будет в помощь, потому как в маркетинге человеку 60 лет будет работать тяжело. А тридцатилетнему — легко и интересно.

Это дисбаланс не давал музею сдвинуться с мертвой точки. Если есть у меня серьезные достижения на должности директора, я к таким отношу два: первое — это то, что удалось убедить людей не бояться тех перемен, которые предлагаются, и решиться на эти перемены, и второе - открыть двери для заинтересовавшихся молодых людей извне, решиться на то, чтобы с ними взаимодействовать, убедиться в том, что это стоящие люди, с ними интересно работать.

И в конце концов получился чуть обновленный, но сплоченный и талантливый эффективный коллектив. Я не противопоставляю тому, что было, просто то, как было — было в некотором смысле изжившая себя история и вызовам времени она не отвечала, двигаться вперед было сложно. Я очень благодарен коллегам, что они находят общий язык друг с другом, что они доверяют мне.

- На Ваш взгляд, каким должен быть современный музей?

- Проблема многих музеев, что они, боясь заигрывать со зрителем, выбирают — не меняться никак. Это многих людей в очень динамичном, быстром мире раздражает. Музей начинает казаться каким-то архаизмом, а потом и атавизмом. Так, постепенно, для многих людей музей становится вовсе ненужным. Вот здесь — рвать шаблоны! Учится признавать собственные ошибки, видеть, что видеть чего-то не умеешь.

Музей должен каждый день быт актуальным для человека, который живет на этой территории. Меняется человек — музей это учитывает. Вплоть до того, сколько получает человек на этой территории, какой этнический состав и миграционные процессы, какие социально-экономические процессы влияют на благосостояние человека и его внутренний комфорт. Все для музея должно быть важно!

Потому что в какой-то момент, обладая богатством своей коллекции, музей может предложить человеку то, что больше никто не предложит. Ведь в музей часто приходя люди, которые почувствовали, что для них музей — определенное терапевтическое пространство. Люди старшего поколения находятся в том периоде жизни, когда ностальгическая нотка для них важна.

– А для молодежи соответственно?

- Для молодых история не всегда актуальна. Современный человек 20+ не понимает для себя ценности истории. Зачем ему знать это? Какая ему от этого польза? Наша задача — суметь обустроить с ним короткий и умный разговор, из которого он пусть даже через удивление, поймет -пока даже не знает зачем, но знает, что нужно знать. Хотя бы потому что это интересно. Эти два шага для того, чтобы он вышел и улыбнулся при мысли о том, что он узнал что-то новое и получил от этого удовольствие — это наша повседневная работа, которая отнимает очень много времени. Потому что этого добиться очень сложно.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести


Это выгодно!
Отдых у моря