«Вести: Приморье. Новости культуры» от 24 июня 2017 года

«Вести: Приморье. Новости культуры» от 24 июня 2017 года.


«Черепаха-13» — так назвали древнее поселение, а также новую выставку в Приморском государственном музее имени Арсеньева. Экспозиция рассказывает о взаимодействии частного бизнеса, строителей и археологов, в результате которого произошло крупное научное открытие. О чем могут рассказать музейные экспонаты, нам объяснял непосредственный участник раскопок.

Когда в Приморье началось строительство игорной зоны на берегу бухты Муравьиной, у мыса Черепаха обнаружили следы нескольких древних поселений. Прежде чем на их месте выросли казино, ученые провели охранно-спасательные раскопки. Тринадцатое по счету селение оказалось особенно замечательным. Полсотни жилищ, хозяйственных построек и погребений дали ученым богатый материал о жизни человека в железном веке. Скелеты отправили в Санкт-Петербург для исследования,

- Мы когда первого выкопали, думали, что он современный, потому что они очень хорошо сохранились.

Остальное, почти шестьдесят тысяч предметов, оставили во Владивостоке. Керамика для ученых — занимательные пазлы. Если черепки черные, значит, сосуд коптился на костре, в нем готовили пищу. Крашеные охрой — от ритуальной посуды. Только в музейной витрине они стали вазами и горшками. Серые вкрапления — это современные заплатки, ведь не все фрагменты удалось найти.

Максим Якупов, археолог, научный сотрудник Приморского государственного музея им. Арсеньева: «Когда проводили раскопки, снимали уровни земли, они и выглядели как груда рассыпанной битой посуды. В процессе реставрации в течение двух лет удалось восстановить эти формы. Один из уникальных — это большой тарный сосуд. Для хранения зерна или воды. Но этот по всей видимости — для хранения зерна».

Две с половиной тысячи лет назад древние приморцы уже умели ткать — об этом говорят пряслица и другие приспособления для ниток. Охотились и ловили рыбу с помощью орудий из клыков кабана. Сохранились также гарпуны, костяные крючки, наконечники острог и ножи для разделки рыбы. Женские украшения - серьги из зубов собаки и бусы из позвонков тунца. Привлекает внимание большая коллекция вооружения: кинжалы, наконечники стрел и копий.

- С помощью этого вооружения первобытный человек не только охотился, но и вел какие-то боевые действия во время своих конфликтов. Это не металл, это шиферный сланец, камень, они шлифованные - А клевец для чего? - Клевец — это ударное орудие проникающего действия. Здесь он выполнен из рога оленя. 

- Вот так держать?

- Нет, он крепится к древку.

«Черепаха-13» — один из крупнейших памятников истории Приморья. Его артефакты выставлены на первом этаже главного здания музея имени Арсеньева. В остальных залах посетителей также ждет немало интересного. Работает новая выставка фарфора, разработан широкий спектр детских программ. Каждый день здесь проходят экскурсии и мастер-классы для ребят из пришкольных лагерей.

Евгения Семенова, зам. директора по развитию Приморского государственного музея им.Арсеньева: «Мы разработали новую программу «Музейное путешествие», благодаря которой можно посетить все четыре здания музея, находящиеся в городе. Вы приходите в любое здания — главное здание, Музей города, Дом-музея семьи Сухановых и Дом путешественника на Арсеньева, 7Б, получаете путеводитель и проходите по нему с заданием в каждом из перечисленных зданий».

Для детей с родителями создан новый путеводитель под названием «Семейный лабиринт». Продолжается проект «Прогулки по городу». Ко Дню рождения Владивостока города готовится Марафон экскурсий. Музей имени Арсеньева приглашает любознательных делать свои исторические открытия.


***


Краевая детская библиотека на каникулы не уходит. Более того, работает в усиленном режиме. Чтобы отвлечь детей от компьютеров и заинтересовать их книгами, библиотекари придумывают массу интересного. Объявляют конкурсы, проводят мастер-классы. Лето-2017 проходит под знаком литературного путешествия. Что такое бриз в книжных стеллажах, и как стать Гуливером — узнаете из нашего репортажа.

Из библиотеки с пустыми руками не уходят. «Рюкзак, чемодан, саквояж» — так в этом году назвали традиционный летний конкурс. Юным читателям предлагают взять книгу и отправиться в путешествие. Да не простое, а литературное.

Светлана Астапчик, заведующая отделом культурных программ Краевой детской библиотеки: «Литературная ходилка — это дети берут книги, которые рекомендованы у нас в библиотеке, библиотекарями, учителями, родителями и детьми, которые уже прочитали. На книжке стоит значок, и за эту книгу они получают просто больше баллов,… чтобы дети читали лучшие, новые книги современных авторов».

Паруса книжных страниц подгоняет БРИЗ — бюро расследования интересных затей, которое ждет участников в финале конкурса. Они превратятся в сыщиков и проявят свою эрудицию. А на пороге — новые гости. Краевую детскую библиотеку берут приступом отряды пришкольных лагерей.

Один отправляется в зал, где рассказывают легенды и мифы о прекрасном цветке лотоса. Наверняка ребятам захочется их потом прочитать самим. А другой отряд оказывается в поэтическом кабинете — там звучат стихи о природе Приморского края.

- Прятал жадный бурундук все, что мог, в большой сундук...

Третий отряд забрался дальше всех — школьники двадцать первого века отправляются в страну Лилипутию. Надо сделать корабль. Но вот новость - дети, знакомые с компьютером и смартфоном, не знают, как сложить из бумаги простейшее плавсредство! Кажется, что-то подобное видели в старых мультиках...

- Ну, вообще их весной по ручьям пускают.

Или дедушка учил кораблики складывать.

- Там на Шаморе есть речка, я на речку их запускала.

- Для меня это открытие — сделать такой кораблик!

Главное, чтобы ребенок открыл здесь книгу. Знакомство с Джонатаном Свифтом и его «Путешествием Гуливера» библиотекари сделали интерактивным. В великанских ботинках ребята попробовали погулять по городу лилипутов и перешагнуть через дворец императора.

- Я слегка себя почувствовал Гуливером.

- Ну и каково?

- Очень трудно.

Тем временем первый отряд вышел с занятия с бумажными лотосами в руках.

- Мы лотосы сделали, мне очень понравилось. Причем мастер-класс!

- Возьмете какие-то книжки? Придете сюда еще раз?

- ДА!

- Эта краевая библиотека очень хорошая. Она открыта для каждого — и для ребенка, и для взрослого!

Все лето дети могут брать книги и участвовать в разных мероприятиях. В августе подведут итоги конкурса, а в сентябре состоится награждение лучших читателей.


***

На днях в Приморском краевом колледже искусств открывается Летняя творческая школа. Занятия для юных талантов проведут именитые профессора. Об этом мы обязательно расскажем в нашем следующем выпуске. А пока — предлагаем окунуться в атмосферу юбилейных торжеств, которые ознаменовали окончание этого учебного года. Творческий колледж с размахом отметил 60 лет со дня основания.

Духовой оркестр в солнечном зеленом сквере открыл торжества по поводу юбилея Приморского краевого колледжа искусств. Ровно 60 лет назад он был основан как Владивостокское музыкальное училище. Из его стен вышли тысячи преподавателей музыки, руководителей ансамблей и хоров. Среди выпускников – знаменитые исполнители и деятели культуры.

Владимир Перекрест, директор Приморского краевого колледжа искусств: «Наш золотой фонд – это наши педагоги, которые ежедневным героическим трудом делают одно огромное дело – учат наших деток святому – музыке».

Регина Добычина стала, пожалуй, единственным педагогом, кто солировал на этом концерте. Сцену целиком отдали студентам. Из Находки, где располагается филиал краевого колледжа искусств, приехал хор, чтобы поучаствовать в грандиозном исполнении моцартовской «Глории», заздравной мессы, в котором участвовали студенты нескольких отделений. Как всегда, порадовал публику оркестр народных инструментов. В таких коллективах ребята учатся быть артистами, получают концертную практику и обретают то, что называется «внутренняя свобода исполнения».

Антон Смирнов, выпускник отделения народных инструментов ПККИ: «Ты выходишь на сцену и не боишься забыть текст, а любишь слушателя, играешь для него, передаешь ему энергетику свою исполнительскую, и зал отдает это в ответ. Это очень важно, я этому научился, судя по реакции зала, люди очень довольны».

С юбилеем колледж поздравили высокие гости — представители краевого департамента культуры, депутатского корпуса, Дальневосточного института искусств. Кстати, этот вуз появился в свое время именно благодаря музыкальному училищу. Но главные поздравления были адресованы первым выпускникам. Это они заложили основы музыкального образования в Приморье.

Людмила Матяш, заслуженный работник культуры РФ: «Вот у меня стажа директорской работы 30 лет. Сначала возглавляла ДМШ№1 г.Находки 20 лет, потом директор музучилища Находки, потом директор музучилища Владивостока».

Когда-то в музыкальном училище было всего четыре отделения: фортепианное, вокальное, дирижерско-хоровое и народных инструментов. С годами появились новые специальности: теория музыки, искусство эстрады, народное пение, звукооператорское мастерство. Краевой колледж искусств — один из центров культурной жизни Приморья. Его выпускники широко востребованы в регионе, успешно работают по всей России и даже в Европе и Америке. Юбилейный концерт стал парадом творческих достижений и знаком блестящего будущего.


***


В продолжение темы. Один из первых выпускников Владивостокского музыкального училища, баянист Вячеслав Семененко — теперь профессор Дальневосточного института искусств, его однокурсник, Георгий Стародумов — скрипач Тихоокеанского симфонического оркестра, играет на сцене Приморской филармонии. А выпускница фортепианного отделения, Эльвира Репина — долгие годы преподает в своей альма-матер — Приморском колледже искусств. Она и стала героиней нашей рубрики «Интервью».

- Владивостокское тогда музыкальное училище было основано в 1957 году на базе Первой музыкальной школы, на улице Уборевича. А вы в этой школе учились?

- Да, я училась в этой школе, закончила ее раньше, года за два. Она была одна школа на весь город, и чтобы попасть туда, были большие конкурсы.

- А скажите, у всех абитуриентов новорожденного училища была школа за плечами?

- Не у всех. Кто поступал на фортепианное отделение, на скрипичное, на отделение народных инструментов — школа была. А кто шел на дирижерско-хоровое — некоторые были без школы музыкальной.

- Какие были студенты самого первого курса Владивостокского музыкального училища? Что это были за ребята или это были даже взрослые люди?

- Были даже взрослые ребята, что не могло не отразиться на качестве учебы. Они пришли очень серьезные и учились несколько иначе, чем сейчас некоторые студенты.

- Несколько иначе — это значит лучше?

- Лучше. Так же принимала комиссия, Мы сдавали специальность, сольфеджио. Дирижеры-хоровики, если какая-то хоть была подготовка на каком-то инструменте — они играли, и обязательно тоже сдавали сольфеджио, показывали данные.

- А были такие гармонисты «душа компании», на свадьбах играл — и тоже захотел учиться в училище?

- Были и такие.

- Но ведь самое важное — были педагоги, энтузиасты музыкального образования в Приморье, которые все это основали и приняли вас.

- Первыми педагогами были А.П.Орлова, которая закончила Одесскую консерваторию, А.И.Шинкаренко после Ленинградской консерватории — они вели прием. Через месяц был приглашен Зубравский Краснослав Фелицианович. Он закончил Московскую консерваторию у Гинзбурга. Изумительный музыкант. Он вошел в историю Приморского искусства.

- О первом директоре было сказано много слов на юбилейном вечере. Который повез вас в колхоз и там основал хор на четыре голоса.

- Один из первых директоров был Дмитрий Григорьевич Иванов. Он закончил Свердловскую консерваторию, дирижерско-хоровое отделение. Вел сольфеджио и дирижирование у ребят. Он с энтузиазмом взялся за дело и хотел хорошо организовать учебный процесс. Поэтому он собрал очень хороших педагогов. В.Г.Авилова работала на радио до училища, работала там с хором.

- Был же хор при радиокомитете.

- Да, а она училась Птицы — был такой известный дирижер в Москве. Появился здесь Митин А.В. - изумительный специалист. За одну репетицию он мог сделать 2-голосный хор. А когда выступал хор под руководством Иванова, в зале плакали. Прекрасные были педагоги на фортепианном отделении — Барышникова, Увицкая, которая выступала с концертами.

- Эльвира Александровна, а есть что-то такое любимое, что Вы играете каждому своему ученику? С каждым проходите, и у вас это «в пальцах» всю жизнь? Можете сыграть?

- Что проходит ученик, то и становится любимое. Особенно, если хороший ученик.

- Можете что-нибудь сыграть нам, хотя бы немножко?

(играет) — Недавно с одной девочкой проходила. (Играет «Старинную французскую песенку»). Я очень люблю Чайковского и считаю, если не играть Чайковского, то они не будут играть. Изумительный композитор, изумительная музыка.

- Возвращаясь к Вашему курсу. Ваш коллега, профессор-баянист Вячеслав Семененко рассказал, что Вашему курсу сопутствовали исторические события, и это как-то повлияло на Вас. Вы поехали в колхоз — полетел первый спутник. Дальше — первый Конкурс имени Чайковского.

- Мы тогда все заразились этим конкурсом. Китайский пианист там, как пропеллер, играл рапсодию Листа, и мы - как перемена, все сразу за пианино и — кто быстрей!

- Что окружало вас тогда, какая была атмосфера в стране?

- Светлое будущее нам грезилось. Когда шли демонстрации — все с удовольствием шли, с баянами..

- У вас была, наверное, самая звучная колонна — Владивостокское музыкальное училище.

Эльвира Александровна, не все знают, что здание на улице Русской — это пятое здание музучилища. Расскажите, как вы переезжали с места на место.

- Начали мы заниматься в Первой музыкальной школе на Уборевича. Потому приходит историк и говорит — завтра будут занятия на Ленинской, 111.

- Это здание в стиле модерн, с такими овальными формами.

- Мы прозанимались там какое-то время. А потом — здание в начале улицы Пушкинской.

- Это здание на фундаменте Кафедрального Успенского собора было выстроено, там жила партийная элита. И вы там, оказывается, там тоже побывали.

- За это здание многие боролись. Студенты дежурили все время у этого здания. Им был дан указ — как только первый будет выезжать, сразу звонить. И я помню, идет сольфеджио, вдруг звонок — выезжает первый жилец! Тут же все хватают — кто пюпитр, кто ноты и пошли туда. Только там выехали из первой квартиры, сразу заняли — продолжается урок сольфеджио.

- А действительно был такой факт, что за одну ночь все перевезли, и даже рояли по Ленинской на колесиках ехали?

- Да-да! Абсолютно. Настолько оперативно было сработано. Потом было здание водоканалуправления. Там райком комсомола был. Мы занимали 4 этажа, и первый — школа музыкальная, потому что ее здание на Уборевича было на ремонте. Но было удобно: институт рядом, если какой концерт — отзанимался и сразу же туда.

- К слову, об институте. Ваш первый курс был замечателен еще и тем, что он стал тем выпускным курсом, который поступил в только что открывшийся Институт искусств.

- Получилось и здесь первый выпуск, и там первый выпуск, очень хорошо. И в училище, и в институте шла насыщенная творческая жизнь. К студенческим вечерам писали сценарии, сами разыскивали все. Организовали оркестр эстрадный свой — Беленко на рояле, Нестеров на саксофоне, Семененко на контрабасе..

- Среди Ваших однокурсников много известных людей — тех, что заложили основы музыкального образования в Приморье. Кого назовете?

- Вячеслав Семененко, профессор ДВГИИ, Наталья Беспрозванная — заведующая фортепианным отделением ПККИ.

- Ваше отделение, фортепианное — самое трудное и самое популярное в училище. Что вспоминается за 50 лет работы? Какими выпускниками Вы гордитесь?

- Студенты у меня очень интересные. Одна стала завучем школы в Уссурийске. Я ею горжусь. Была студентка Людмила Голубь, сейчас Москалюк — очень хорошо работает, как говорят, бог поцеловал в темечко. Много лауреатов у нее, учеников перспективных. Была студентка Макарова, теперь — Мажарова, преподает в Институте искусств. Еще была студентка скромная, но ни одного урока не пропустила, хорошо закончила, а потом — после Института искусств решила поступать в Миланскую консерваторию, в Италии. Мы тогда с ней подготовили очень сложную программу. Теперь она уже заканчивает консерваторию в Милане. Татьяна Соколова.

- И все это говорит о нашей, приморской школе, о ее уровне.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Вести: Приморье на ВЭФ 2017


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря