«Вести: Приморье. Новости культуры» от 22 июля 2017 года

Самым ярким событием лета в селе Камень-Рыболов стал 17-ый фестиваль «Ханкайские зори». Он собрал участников со всего края и впервые, кроме ансамблей песни и танца, публика смогла познакомиться с мастерами декоративно-прикладного творчества. Тем, кто рукоделие превратил в искусство, организаторы отвели целую площадь перед сельским Дворцом культуры. Именно там наш специальный корреспондент Ольга Катренко познакомилась с народными талантами.

Солнечная Ханка — главная достопримечательность этих мест и визитная карточка фестиваля «Ханкайские зори», в июльские дни — настоящая Мекка для участников и гостей со всего Приморского края. По утрам мальчишки смело ныряют на мелководье, а девчонки только мечтают о прохладе — им скоро на сцену. Идут репетиции.

Китайский музыкант, владеющий техникой игры на бамбуковой флейте, тоже пробует площадку. Но, видимо, и волшебная ди-цзы в жару начинает капризничать. А все же к финалу слышим чистый звук национального инструмента.

«Ханкайские зори» всегда привечали музыкантов, танцоров, вокалистов. Однако фестиваль не выстраивал между ними конкуренции. Это была лишь площадка для творчества. Теперь всё иначе — жюри. Претенденты на победу в разных номинациях. И юные артисты из Владивостока намерены стать лучшими среди знатоков характерных танцев. Настолько уверены в себе, что из автобуса выскакивают уже в нарядах и смело крутят фуэте прямо на крыльце Дворца культуры.

- Это будет «Калинка», наш первый танец.

- А вторым танцуем «Египет», зрелищный!

Инесса Семеняк, участница ансамбля «Грация», г. Владивосток: «Мы должны победить, потому что хорошо готовились».

Елена Гончарова, участница ансамбля «Грация», г. Владивосток: «Но и посмотреть на других полезно, сколько хороших танцоров у нас!»

И впервые в истории «Ханкайских зорей» мастера декоративно-прикладного искусства получили собственную площадку для творчества и общения. В том числе и с потенциальными последователями. О чем мечтает, к примеру, Валентина Белихова? Чтобы дети оторвались от компьютера и взяли в руки бисер!

Валентина Белихова, мастер декоративно-прикладного творчества: «Искусство бисероплетения, может быть, и не приносит большого дохода, но какую красоту можно воплощать своими руками! Все свои цветы я подглядела в собственном огороде, и, на самом деле, это просто — взять и повторить природный силуэт и краски».

Автор изящных работ из легкого летнего войлока Виктория Соломка будто всю жизнь провела на ханкайских берегах. А ведь она из Уссурийска. И конкурсный шарф создавала дома. Но смотришь на кружево и яркие акценты, а видишь озерную траву и бутоны лотоса.

Виктория Соломка, дизайнер: «Точно подметили, один в один ханкайские красоты! Я очень рада быть здесь, общаться с коллегами, обмениваться опытом. И мимо озера, конечно, не пройду, тем более, такие волшебные совпадения».

Наталья Антипина, заведующая центром народного творчества г.Уссурийска: «Впервые мы здесь, атмосфера волшебная. Виктория, как только услышала о новинках на «Ханкайских зорях», предпочла именно сюда приехать, не в Китай, не в Москву на конкурс».

Податливый, умный материал — войлок. Пожалуй, самый близкий к природе. Абсолютно живой получается и рябиновая кисть, и вот это, авторское воплощение приморского чертополоха.

- А применить можно и вот так, смотрите!

Коробка заготовок Натальи Лаптинской интересует нас даже больше, чем воплощенные ею в зефирной глине или холодном фарфоре букеты и милые сказочные существа.

Наталья Лаптинская, мастер декоративно-прикладного творчества: «Вот такие бывают крошечные бутончики, над каждым корпишь. А потом из них получаются роскошные ветки… Искусство это родом из Японии. Но так хорошо у нас приживается».

Соседка Лаптинской по городу мастеров Татьяна Елисеева, если выдается шанс получить кассовую ленту, безмерно счастлива. Это, говорит, лучший материал для плетения корзин и любой посуды.

Татьяна Елисеева, мастер декоративно-прикладного творчества: «А это сюрприз — смотрите, что под крышкой!»

Фестиваль — место встреч и теплых разговоров с самого раннего утра до жаркого полудня. Тогда творческие площадки переезжают прямо на берег главного пляжа Камня-Рыболова, чтобы увидеть оригинальное воплощение «Ханкайских зорей» — блики самого большого на Дальнем Востоке озера, ценной кладовой щедрых на таланты приморцев.

***

 
Мы еще вернемся на фестиваль «Ханкайские зори», пока заглянем на улицу Пушкинскую во Владивостоке. Краевой Центр народной культуры открыл выставку живописных работ Ивана Чипизубова, самобытного художника из посёлка Восток Красноармейского района. С ним встретилась наш корреспондент Галина Медведева.

Ивану Ивановичу Чипизубову 5 августа исполнится 82 года. Рисованием увлекся ещё в детстве. Но не было возможности развить эти способности: семья жила в глубинке Забайкалья. Да и детские годы его пришлись на суровую пору,- Иван Иванович из категории «детей войны». После школы он поступил на физмат Читинского пединститута. Преподавал детям физику и математику. В Приморье, в Красноармейский район, Иван Иванович Чипизубов вместе с семьей переехал из Забайкалья уже в пенсионном возрасте. Дочь здесь раньше оказалась и настойчиво звала их приехать. Любовью «с первого взгляда» стала природа северного Приморья и для Ивана Ивановича. Это чувствуется и по его живописным полотнам.

Иван Чипизубов, самодеятельный художник: «В Забайкалье тоже сопки, но здесь они красивее, мощнее, интереснее. Богатая природа, тайга. Здесь она – благоухающая».

А толчком к занятию живописью и выражению в ней чувства восхищения природой, послужил, как говорится, Его Величество случай.

Иван Чипизубов, самодеятельный художник: «Я только приехал, пошел в музей. И там три картины всего было на стенах. Ко мне подходит директор музея Шепета Лидия Андреевна и говорит: «Вы, наверное, рисуете, потому что смотрите на картины». Я говорю: «Да я не рисую, 3 картины нарисовал всего небольшеньких». «А Вы нарисуйте вот такую картину на этой стене!» Я говорю: «Да Вы что, я такие большие никогда не рисовал!». И полтора месяца рисовал эту картину. Не только эту, а еще и два простенка».

Да так нарисовал, что не только музейщики, все жители поселка Восток признали в нем художника. И сам, что всегда немаловажно для начала творческой деятельности, остался доволен своей работой. С того случая и захватило пенсионера увлечение живописью. Уже более ста картин создано им, в которых отражены природа северного Приморья во всей ее красе и величии и многие из обитателей дальневосточной тайги.

Выставка картин самобытного художника Ивана Чипизубова в Приморском краевом Центре народной культуры на Пушкинской, 25 продлится конца июля.


***


Сразу три поющих коллектива из села Камень-Рыболов представили на фестивале «Ханкайские зори» русские истоки — показали публике волжскую песенную традицию. Это не самый популярный вид, мало кто берется за исполнение а капелла, то есть без аккомпанемента. Но именно такое пение гармонично звучит на берегах самого большого озера Дальнего Востока. Живая музыка человеческого голоса — в сюжете Ольги Катренко.

Редкий случай, когда старинную русскую песню, в этом случае волжскую, ульяновской губернии, безо всякого музыкального сопровождения исполняют не какие-нибудь аутентичные бабушки или профессиональный фольклорный коллектив, а ветераны сельской самодеятельности. Трёхголосный расклад с рождением на высоте четвертого, так называемого дишканта? — сложнейшее искусство. Если, опять же, не впитать его с молоком матери. Или не научиться этому в долгих экспедициях по песенным местам или по крайней мере — консерватории.

Любовь Калиночкина, участник «Русского хора» с. Камень-Рыболов: «Всё зависит от руководителя… Наш сумел нас научить. И нам нравится а капелла. Зимой выступали в Хабаровске, и вот так в полной тишине запели, овации были. Люди соскучились по настоящей музыке».

На Ханке, освоенной впервые уссурийскими казаками и крестьянами Тамбовской и Архангельской губерний, звучали, прежде всего, казачьи песни, изредка — девичьи хороводные или свадебные плачи. Но ханкайский пейзаж, богатые земли и солнечная погода чаще диктовали жизнерадостный, походный текст о большой воде, о рыбе, о солнце, о садах.

Репетирует «Забава». Девчонки, как и старшие их коллеги по творчеству, чтобы верно подхватить народную традицию, разделены на три голоса. Но петь без музыкального сопровождения им еще рановато, считает руководитель, Любовь Куница. А вот учиться фиксировать внимание

- Что такое, давайте соберемся… Ой, сад во дворе, ой, сад во дворе...

Казачья притча о том, как гостей встречают, как яблоками угощают, на Ханке понятна всем и каждому.

- А что растет в ваших садах?

- Клубника, груша.

- Вишня, абрикосы, смородина.

- Все вкусное. А как успеваете все: и песни петь, и учиться, когда учитесь?

- Все понемногу. Но песня самая любимая!

Трио «Вербена», в составе которого верхнюю партию держит сама Любовь Николаевна, ближе всех к истинно русской напевной традиции. Просто потому, что поют бриллианты. Девчонки выросли из куницинской «Забавы». Но каждый день учатся. Как теперь. Сложению трех голосов в четыре, умению обходиться душевностью, а не тренировкой, к примеру, дыхания животом…

Любовь Куница, руководитель «Русского хора», ансамблей «Забава» и «Вербена» (с. Камень-Рыболов): «Это ерунда… Про живот говорят те, кто не хочет или не умеет учить петь. Русская музыка звучать должна не мышечной силой, а душевностью».

Нельзя сказать, что камень-рыболовцы частным образом возрождают древние музыкальные традиции. Просто они искренне радуются творчеству, возможности репетировать даже в каникулы и во время отпуска. Не устают трудиться. К примеру, собственноручно, как теперь, подшивать костюмы — подарок неожиданного спонсора. Их, между прочим, постарались раскроить в казачьем стиле. И «Взойди-взойди, солнце» «Русский хор» Камня-Рыболова споет в следующий раз уже во всей красе.


***


А теперь поближе познакомимся с руководителем «Забавы», «Вербены» и «Русского хора». Ее девиз — «Культуру в Приморье спасет Любовь». Героиня рубрики «Интервью» — Любовь Куница.

Любовь Куница, руководитель творческих коллективов Централизованной клубной системы Камень-Рыболовского сельского поселения:

- Мальчишек у нас нет. Знаете как. Они приходят, когда есть друг. Вместе приходят и так же точно, вместе и уходят. Мальчишки не могут, как это делают девочки, правильно распланировать свое время. У них как раз не получается разложить час на уроки, два часа на спорт и еще солидный кусок времени на русскую песню. Строгому расписанию предпочтут просто не ходить...Самые надежные мои артистки — друзья, соратники, коллеги — восемь человек, костяк. Причем — восемь самых маленьких, восемь из хора ветеранов. Вот Елена Дмитриевна всех нас перепела, 40 лет вокальной жизни. У Натальи Петровны — это какой уже конкурс? 17-ый, оказывается, с самого начала Ханкайских зорей поет. Мы стараемся брать сложную песню, трех и четырех партий. Раскладываем эмоции...Все думала, что самые мои взрослые вокалисты одобрят. Но им понравилось. Девочкам пока сложно. Из-за сменного ритма, из-за того, что тональность многие с трудом ловят. В русской песне она подвижная. И вот, помните, говорила я о старой советской песне? Как раз такую мы исполняли на одном из конкурсов дальневосточных. Получилось удачно. Говорится в ней о песне как раз, да о песне русской, какая она — широкая, родная, молодая….Красивая русская песня.

- Почему Вы так смело взялись за сложнейший русский блок? Ведь это не свойственно самодеятельным коллективам, поющим, как правило, популярную музыку или застольные песни?

- Я никогда не считала, что для воплощения русской песенной традиции нужны какие-либо ухищрения. Знаете, там — дыхание специфическое, с помощью живота, чтобы убрать жесткость и увеличить продолжительность пения...Нет. Русскую песню, такой, какой пели её наши бабушки, нужно петь о души и от сердца. Как есть. Вот еще какая ситуация. Мы поднимаем репертуар советского времени, 50-х годов. А это ведь тоже мало кто исполняет. И часто бывает, поем а-капелла, и это очень похоже на наших бабушек. Вот мои девочки. Коллектив в постоянном движении — они могут прийти на сезон, пропустить другой и затем вернуться назад, причем, вернуться с новым материалом. В помощь нам всем. Они, если говорить о самых юных моих, могут привести за руку родителей. Даже если те никогда не пели, даже если они не знали о русской песне совсем ничего. Вот Офелия Тамасян— она ведь армянка. А как о ней говорят у нас? Лучше всех исполняет русские песни. И, думаю, буду вводить её в «Вербену». А там, может быть, решится на поступление в институт или академию культуры...

- Чего Вам, солисткам Вашим, не хватает сегодня?

- Чего нам не хватает? Живости, энергии. Бывает такое. Деньги? Иногда я думаю о том, что было бы хорошо приобрести новые костюмы, вот для девчонок брали в аренду сарафаны. А взрослых моих поддержали в этом смысле. Конечно, культуре нужна поддержка. И хорошая. Чтобы люди знали — они не одиноки в своем стремлении к красоте, к развитию талантов. Культура песни — это ведь культура речи, культура поведения. Мои малыши разве смогут обидеть кого-то, когда поют о дружбе, о взаимопонимании. А девчата разве разочаруют поклонников своих, когда знают из старинных песен о горечи разбитого сердца.

- Есть заветное желание? Чего хотели бы еще?

- Мы хотим быть полезными, уважаемыми в крае. Мы хотим прославить свою родину на все остальные территории. Мы, может быть, не так, как это принято в селе Репьевка на Белгородчине споем. Но тоже красиво и душевно. И правильно с точки зрения русской культуры. На ханкайских берегах — сколько места этим прекрасным песням.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря