«Вести: Приморье. Новости культуры» от 19 августа 2017 года

Приморский Академический театр имени Горького открывает новый, 85-ый сезон. Юбилейные торжества пройдут в конце октября. А пока — раньше обычного — в августе начинаются спектакли. И первой в афише значится премьера, которая с блеском завершила сезон предыдущий — «Эдит и ее демоны», о великой французской певице.

Спектакль об Эдит Пиаф уже был в репертуаре Горьковки. Лет двадцать назад постановку для малой сцены осуществил народный артист России Анатолий Бугреев. Главную роль тогда играла Лариса Белоброва. На этот раз пьесу написал московский режиссер Вадим Данцигер в соавторстве с драматургом Еленой Исаевой. Специально для Натальи Овчинниковой, ведущей актрисы театра.

В спектакле звучат песни Эдит Пиаф. Наталья Овчинникова поет их сама, на французском, и зрителям порой не верится, что можно так близко передать голос и манеру великой француженки. Наталья много поет в других постановках, но для этой отдельно работала с педагогом по вокалу. Роль Эдит Пиаф стала для нее переломной: из амплуа инженю — в серьезные драматические актрисы.

Наталья Овчинникова, актриса Приморского академического театра им. Горького: «Такой переломный момент, когда после маленьких девочек, которые тебе дают играть — смешных, инженю, комичных — вдруг такие серьезные роли. Конечно, это ломает, в хорошем смысле этого слова. Я читала книги, статьи, очень много посмотрела интервью, передач, где о ней говорили ее близкие люди, те, кто с ней работал. Очень много для себя я открыла в ней, но, несмотря на это, она для меня необыкновенная!»

Эпиграфом к юбилейному сезону Горьковки стали гастроли в Москве. Четыре спектакля на сцене Центрального театра Российской армии: знаменитые «Крейсера» по роману Пикуля, исторические драмы «Стена», «Забыть Герострата» и «Поминальная молитва». Столица оказала приморцам самый теплый прием: очереди у касс и полный зрительный зал. Это вдохновляет, признались артисты на традиционном сборе труппы. Впереди — новые постановки: Горький, Ильф и Петров, Ибсен и Сомерсет Моэм.

Ефим Звеняцкий, главный режиссер и художественный руководитель Академического театра им. Горького, народный артист РФ: «Сфера культуры и искусства всегда должна быть согрета у артистов аплодисментами зрительного зала, а картинная галерея и музеи музыки — теми, кто орошает благополучие творческого присутствия».

Юбилей главного театра края в октябре будут отмечать не только артисты, но и художники, музыканты. А ближайшая премьера адресована детям — 9 сентября им покажут сказку «Волшебная лампа Аладдина».


***


Мы еще вернемся к театральной теме, а пока — о необычном фестивале, который организовала Приморская картинная галерея — «Дальневосточные треугольники». В выставочных залах на Партизанском проспекте и под крышей будущего центра Эрмитаж-Владивосток проходят творческие мастерские. Их участники — молодые дизайнеры и архитекторы из Японии и России. Они формируют новую городскую среду, старательно избегая резких перемен, изучая старину и создавая гармоничные с ней проекты. Рассказывает Ольга Катренко.

Профессор Казуаки и его студенты из университета Канто Гакуин в Йокогаме ловят каждое слово Светланы Руснак. Она не просто заместитель директора приморской картинной галереи, но историк, чьи рассказы о Владивостоке можно слушать бесконечно. О том, как со дня основания он широко развернут в мир — за полтора ста лет пространство формируют немцы, голландцы, финны, эстонцы и, конечно, люди Востока — китайцы, корейцы, японцы.

Что космополитизм дальневосточного города не миф, знают все, кто читал письма Элеоноры Прей, ежедневные за 36 лет наблюдений Владивостока не только из окна дома в Почтовом переулке. Вот книга о российско-японском взаимопроникновении в те годы, когда Страна Восходящего Солнца открылась, наконец, миру; в порты Хакодате, Саппоро и Йокогаму и назад во Владивосток пошли грузы, поехали люди, книгами, предметами искусства и быта потекла национальная культура.

Секи Казуаки, профессор университета Канто Гакуин, г. Йокогама (Япония): «Японцы тогда поголовно увлеклись русской классикой, во Владивостоке они могли увидеть постановки Чехова, попить чаю во французской булочной, заказать итальянский фарфор».

Теперь молодым японским и русским архитекторам, дизайнерам, художникам предстоит сформировать новый Владивосток, придерживаясь намеченной темы: «Модерн: мужское и женское».

Мастерские — прежде всего общение в культурном пространстве. Выставки, прогулки по старым улочкам Владивостока, поиск стремящихся ввысь доминант — дух модерна. Приморская галерея в этом смысле лучший из партнеров. Чего стоит только здание будущего центра «Эрмитаж Владивосток».

Светлана Руснак, заместитель директора Приморской картинной галереи: «Это уникальный проект».

Владивосток и сейчас, как в начале XX века — эклектика в архитектуре, нарядах, прическах. И полный космополитизм. Бок о бок под красивым августовским небом люди разных стран, религий и культур, но любопытство к морскому городу одно.

 
***


В Доме-музее семьи Сухановых открылась выставка заслуженного художника России Владлена Камовского. Он известен как мастер архитектурного пейзажа. Его работы — это летопись Владивостока от строительного бума шестидесятых до возрождения храмов в девяностые годы. Живописные картины как исторические реликвии — в нашем следующем сюжете.

Новая выставка в Доме-музее семьи Сухановых приурочена к юбилею заслуженного художника России Владлена Камовского. В этом году ему исполнилось 80 лет. В истории приморской живописи он — признанный мастер архитектурного пейзажа, единственный, кто создал панорамы Владивостока, картины по 15—17 метров. Многие его работы вошли в фонды музея им. Арсеньева. Из запасников главного здания они и прибыли для встречи со зрителем XXI века.

Ольга Алтухова, зритель: «В газете я прочитала статью о художнике, о его юбилее и картинах, его пейзажах нашего города и захотела посмотреть. Не на фотографиях, а вживую. Это как путешествие во времени, в прошлый век. Все-таки разница есть. Фасады другого цвета, колористика другая. Силуэты все те же, улицы узнаваемы, машин почти нет, они вообще какие-то другие, не такие как сейчас».

Старый «Москвич» припарковался у главпочтамта, мимо ГУМа идут трамваи. Картины Камовского — не просто музейные экспонаты, даже адреса на этикетках подчас другие. «Краевой архив» — подписана работа 1974 года, и вспоминается история о судьбе католического костела, где долгое время хранились кипы документов. Или «Дворец культуры моряков» — так в '80-е годы назывался Пушкинский театр.

Жанна Славинская, заведующая Домом-музеем Сухановых: «Время идет, меняются названия, меняются даже адреса. Здания остаются, реставрируются, а на работах автора мы видим город наш '80-х, начала '90-х, и, может быть, для кого-то это будет ностальгия по городу, а кто-то узнает с другой стороны наш город, когда он был закрытым совершенно».

Вот так выглядел в советское время старинный «Версаль». Посетители старшего возраста помнят его как гостиницу «Челюскин» в начале улицы Ленинской. Владлен Камовский пишет любимый Владивосток более полувека, и эта камерная выставка очень гармонично вписалась в музейную атмосферу.

Жанна Славинская, заведующая Домом-музеем Сухановых: «Это был сюрприз для художника. Мы ему позвонили за пять дней до открытия, чтобы не волновать. Он приехал на открытие, и мы его порадовали этой выставкой».

В силу возраста Владлен Александрович не смог участвовать в съемке сюжета, но его участие в культурной жизни Владивостока продолжается. Дом семьи Сухановых — музей двух эпох. Основатель родового гнезда служил царю, а его сын стал революционером. В уютных комнатах с сохранившейся раритетной мебелью можно узнать много интересного. Здесь бывают туристы со всей страны и зарубежные гости. Каждый может оставить свой отзыв, написав его старым пером и чернилами. Большая тетрадь уже полна благодарностей.


***


И снова о театре. О том, какие премьеры и праздничные мероприятия ожидают зрителя в юбилейном сезоне, и что такое театральная семья — рассказывают главный режиссер Академического театра имени Горького Ефим Звеняцкий и актриса Наталья Овчинникова. Накануне с ними встретилась Елена Богданова.

- Ефим Семенович, новый сезон начинается. Чего ждать зрителям? Давайте немного о предстоящих премьерах.

- Мы очень нуждаемся в зрителе, мы служим зрителям. Сейчас неожиданно возникнет сказка. Первая премьера — такого никогда не было. Обычно такое к Новому году. Народный артист РФ Александр Славский представит сказку «Волшебная лампа Аладдина». Как только дети пойдут в школу, 9 сентября, они могут пойти на эту премьеру. Дальше у нас будет Горький, он не шел у нас лет 40. Будет первый вариант «Вассы Железновой», будет ставить Вадим Данцигер (г. Москва), Премьера выйдет 21—22 декабря, добро пожаловать! Крайне интересное оформление, художник Андрей Климов сделал великолепные, грандиозные костюмы к этой постановке.

Дальше — Сомерсет Моэм, пьеса «Верная жена». Этот спектакль будет ставить приглашенный режиссер Алла Решетникова. Сегодня мы с ней работаем над корректировкой пьесы, премьера выйдет 15 февраля. Наконец, я наверное, осуществлю двухгодичную репетицию спектакля «12 стульев» Ильфа и Петрова. Премьера состоится в любимые для меня даты в конце апреля.

Дальше — режиссер из Норвегии, который ставил «Анну Каренину», приедет и будет ставить Ибсена, который никогда не шел в нашем театре. Пьеса «Нора» — это классика, которую знает весь мир. «Нора, или Кукольный домик». Премьера состоится в конце июля.

Мы снова вернулись к переговорам о постановке пьесы «Царь Эдип». Нас задерживало финансирование, это достаточно дорогой проект. Но 17—18 год — это перекрестный Год культуры Греции и России. Мы надеемся, что все-таки получил финансирование, и «Царь Эдип» появится в конце ноября на сцене театр Горького.

- Ефим Семенович, а теперь давайте несколько слов конкретно про юбилейную неделю 23—29 октября. Программы более чем насыщенна. Но может быть, Вы сами на чем-то хотите сакцентировать внимание зрителей?

- Да, надо не разочаровать зрителя, это большая ответственность, все-таки 85 лет театру. Обязательно будут пресс-конференции и научно-практические конференции. Для меня это значимое событие. Этот тот опыт, который будет изложен в книгах, в трудах ученых, театроведов. Мы издаем, с помощью спонсоров, четвертую книгу к нашему юбилею.

- Мы тоже готовим вам сюрприз.

- Спасибо, будем ждать. Ну и два юбилейных вечера. Мы когда-то делали грандиозные вечера, режиссер Гриншпун. Вот 28 октября будет такой же. Когда мы увидим на сцене всех артистов театра. И снова сможем сказать: ребята, сбор труппы состоялся! Это главные для меня события. И номер последний — я, наверное, отмечу свои 70 лет. Это для меня важная дата. Мы ждем гостей из Америки, Кореи, Японии, Москвы. Мы ждем актеров, которые когда-то работали, еще живы, слава богу. Чтобы все собрались в эти дни. Это, конечно, затратная история, верим, что нас поддержат, помогут. А если нет, мы сделаем сами.

- Ефим Семенович, в этом году ваш праздник выйдет за стены театра. В программе указаны залы Союза художников, галерея «Арка», музей Арсеньева, сцена Академии искусств — самые лучшие концертные и художественные площадки Приморья. Хотя бы в нескольких словах, что будет там?

- Спасибо большое руководству музея Арсеньева — там будет экспозиция от лет прошлых до сегодняшнего дня. Андрей Василенко, талантливый человек делает эту выставку. Потом мы объявили среди художников конкурс: кто создаст лучшую картину о театре. Директор галереи ко мне подошла, говорит, там такой ажиотаж! Это приятно. Мне кажется, что сфера людей, которую являют собой деятели культуры и искусства, она всегда должна быть согрета у артистов — аплодисментами зрительного зала, а картинная галерея, музеи, музыка — это те, кто орошает благополучие творческого присутствия. Это будут все перечисленные вами места, где мы произведем свои встречи со зрителем.

- Ефим Семенович, не могу не спросить. В этом году так удивительно складываются звезды — помимо юбилеев, которые Вы уже обозначили, есть еще Ваш личный юбилей руководства — нахождения на посту художественного руководителя. Вот если бы сейчас вернуть время назад, Вы бы занялись этой работой? Ведь это со стороны непосвященному кажется, что творческими людьми руководить легко.

- Я хочу сказать спасибо за этот вопрос. Он такой живой очень. Я только в одном могу Вас заверить, я не собираюсь уходить из театра ни сегодня, ни по прошествии лет. Конечно, надо быть здоровым и заниматься теми людьми, которыми ты руководишь

35 лет! Как говорится, столько не живут... А с многими по 40 лет вместе — Славский, Сергияков, Запорожец, Тимошенко. Я произношу фамилии, у вас улыбка, и люди озаряются. Сколько же доброты, сколько же тепла хранит это поколение артистов и новое пришедшее! Я бы не начинал новый театр строить. Я знаю, что самый авангардный театр — это классический театр. Поэтому, может быть, я не занимаюсь опытами театральными, может быть, требуется вхождение нового молодого поколения, но мне кажется, что право и руководить театром, и ставить, работать в театре — это надо завоевать. Поэтому извините пожалуйста, я хотел бы сохранить то, что я делал и продолжить то, что я делаю.

- Наташа, а каков Ефим Семенович в работе? Я всегда была убеждена, что климат в коллективе зависит от того, кто его возглавляет. А уж для актеров, для которых хорошее настроение — один из синонимов успеха, творить в какой-то неправильной обстановке, мне кажется, невозможно. Какой Ефим Семенович? Вы же видите его везде.

- Да, согласна. Прекрасный вопрос. Во-первых, Ефим Семенович — главный человек в нашем театре. От него идет все настроение. Как Ефим Семенович зашел в зрительный зал на репетицию — такое настроение у всех. Оно смешное — мы смеемся, оно настроено на работу — все держат себя в руках. Дисциплина железная, честно могу сказать. Ефим Семенович за эти годы создал действительно железную дисциплину, глубокое уважение друг к другу, поэтому без него мы никуда!


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Вести: Приморье на ВЭФ 2017


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря