"Вести: Приморье. Новости культуры" от 21 октября 2017 года

Он открыл миру Уссурийский край. Труды Владимира Клавдиевича Арсеньева издаются более чем в тридцати странах. В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения знаменитого путешественника. Приморский государственный музей имени Арсеньева отмечает его юбилей масштабной выставкой - «В поисках страны Удэге». Исторические реликвии для нее предоставили Общество изучения Амурского края и Хабаровский музей имени Гродекова, где в разное время работал исследователь.

Рубрика «Музеи»

Юные нахимовцы узнают, кто же такой Арсеньев, чьим именем назван город в Приморье и музей во Владивостоке. Родился в Санкт-Петербурге, рос в большой семье, закончил юнкерское училище. Исследовать Уссурийскую тайгу начал офицером царской армии. На выставке можно увидеть стратегические карты, рисованные его рукой, походный барометр и доклады генералам с подробностями секретных экспедиций.

Константин Какоха, курсант Нахимовского военно-морского училища: «Мне интересны экспедиции В. К. Арсеньева, потому что через несколько дней я буду выступать в суворовском военном училище со своей работой, чтобы представить это всем. Из этого очень важно узнать информацию и дополнить. Владимир Клавдиевич тоже закончил пехотное училище, мы учимся в нахимовском, все же похоже. Он был путешественником. Не знаю, будут ли у нас путешественники, но хорошие люди точно будут».

Владимир Арсеньев был человеком энциклопедических знаний в истории, этнографии, археологии. Экспонаты, добытые им в тайге, стали украшением музейных коллекций - национальные костюмы удегейцев и нанайцев. Ритуальные фигурки из дерева, сумочки из рыбьей кожи. Даже тушки птиц он потрошил и отправлял орнитологам для изучения. Проводником в мир таежных людей стал для него Дерсу Узала.

Анжелика Петрук, зам.директора по научной работе Приморского государственного музея им. В. Арсеньева: «Хотя они были друзьями совсем недолго. Каких-то два года, но эти два года очень повлияли на него, очень изменили. И наверняка, гуманистический смысл культуры, которая не возьмет лишнего от природы, культура разумного потребления, культура очеловечивания вокруг— это было очень важно и в него тоже проникло, потому что в нем это тоже видно, ведь он был инициатором создания первых заповедников, заказников на территории Южно-Уссурийского края».

Выставка вызывает большой интерес у посетителей. Рабочий стол Арсеньева, печатная машинка, рисунки в экспедиционных дневниках и даже походная ложка с очками. За этими реликвиями — неутомимый ученый и писатель.

Никита Коробейников, посетитель музея: «Он был сильно увлечен своим делом. Так много и детально информации сохранил для нас, чтоб мы могли окунуться в те далекие времена, когда жили коренные народы, жители Приморья. После того, как посмотрел все эти экспонаты, все эти записи, которые делал Арсеньев, очень хочется самому более детально изучить вопрос истории Приморского края, коренных народов».

Экспозиция названа в честь книги Арсеньева «В поисках страны Удэге», которую он писал в последние годы жизни. Рукопись исчезла после ареста жены Маргариты. Трагические страницы биографии и бессмертная слава путешественника — в документах и книгах.

Рубрика «Литература»

Во Владивостоке завершился региональный конкурс чтецов «Моя любовь — моя Россия». Много лет его проводит краевой центр народной культуры, на сцене Дальневосточного института искусств. Участники со всего Приморья, Хабаровского края и Магадана продемонстрировали владение художественным словом. За кулисами и в зрительном зале побывала моя коллега Ольга Катренко:

«Гримерка за сценой — мамина вотчина. За маму для всех здесь Ирина Сидорова. Вообще-то среди конкурсантов из Партизанского района её дочь Настя, но косы заплести и рюшки-бабочки поправить — это всем. Другое дело — сцену попробовать, шагнуть смело…

Испытать собственный голос и силу поэзии…

Дима Головин сейчас — грустный крокодил. Прямиком из Нила в зоосад - добрые и улыбчивые стихи Саши Черного. И эти тоже его… Про снежную бабу...

Школьница из Владимиро-Александровского, кажется, и не волнуется совсем... Это вот репетиция... А это уже — конкурсное выступление. И та же свобода, та же искренность.

Ирина Сидорова, мама участника конкурса, с. Владимиро-Александровское: «Она же и дома устраивает концерты, достает стоечку с микрофоном, выступает, просит аплодировать, а потом говорит: «Цветов не надо!»»

Стихи поэта серебряного века о крокодиле, о снеговике — выбор педагога Татьяны Скобелевой. И то, как произносить их, как горбить спину или плечи разворачивать вместе со словами — скорее её личное восприятие и знание.

Задача не в том, чтобы скопировать, хотя многие юные конкурсанты именно копируют своих учителей, а — разглядеть в известной истории свою собственную…

Настя Сидорова, участник конкурса чтецов «Моя любовь — моя Россия»: «Я когда читала стихи, думала про мою снежную бабу».

Жюри, в основе которого — кафедра сценической речи Дальневосточного института искусств и культуры, а председателем — глава этой кафедры — естественно, учитывает не только красоту голоса.

Галина Бакшеева, заведующая кафедрой сценической речи ДВГИИ: «В Артеме традиционно сильная театрально-поэтическая школа, в Уссурийске — ребята из училища искусств».

Всегда ждут и хорошо оценивают классику. Если это «Девочка со спичками» Андерсена,

и в публике кто-то слезинки роняет — точно успех! Но грустный крокодил и смешная снежная баба отчего-то не выходят из головы».

Рубрика «Библиотеки»

Московские книги иллюстрирует приморский художник. Анастасия Слонь из Артема активно сотрудничает со столичным издательством. Результаты можно увидеть в Приморской краевой библиотеке имени Горького. Там открылась выставка «Псы революции» - эскизы и картины к произведениям писателя-эмигранта Ивана Наживина.

Это уже вторая выставка Анастасии Слонь в залах Приморской краевой библиотеки. А число книг, которые она иллюстрировала для московского издательства, скоро приблизится к десятку. Благодаря счастливому знакомству и своему таланту девушка получила доступ к литературе особенной.

Анастасия Слонь, художник: «Мне очень нравится восстанавливать раритетные книги, потому что мое издательство занимается по большей части воссозданием некогда издаваемого, но давно забытого».

В прошлый раз читатели горьковской библиотеки рассматривали ее рисунки к японским сказкам. Теперь – иллюстрации к произведениям русского писателя-эмигранта Ивана Наживина, чье творчество высоко ценили Толстой и Горький. Его фантастическая повесть «Собачья республика» показывает события революции и Гражданской войны глазами собак. Как выглядели четвероногие наблюдатели, а также какими они видели дворян и пролетариев – это и предстояло изобразить художнику.

Анастасия Слонь, художник: «Я читаю не десять раз. Один раз — этого достаточно, чтобы понять автора и проникнуться. Сразу впечатление идет на лист бумаги, потом это обрабатывается на компьютере, идет предпечатная подготовка и уже идет к верстальщику».

Сепия и размытая тушь – материалы для этой графики подсказаны самим повествованием: раскол в стране, чернота разрухи и пожелтевшие фотографии о былом счастье. Иллюстрации молодой приморской художницы читатели рассматривают с восхищением и удивлением.

Вячеслав Савруев, зав.отделом периодики Приморской краевой библиотеки им.Горького: « Людей переполняет гордость за то, что рядом с нами живут такие талантливые люди. Скажу личное мнение: я очень уважаю приморских художников, но для меня это было открытие. Настя не из Владивостока. Это - артемовский художник, но для меня безумно приятно говорить о том, что это наша соседка, творческий человек, и таких у нас много».

Организаторы надеются, что выставка Анастасии Слонь вызовет у посетителей желание прочитать повести и романы Ивана Наживина. Вход свободный. Интерес к книгам библиотека имени Горького поддерживает не только в своих залах и среди стеллажей, но даже на улице, где всегда открыт книжный шкаф. Даже в век компьютеров ценность печатных страниц неоспорима.

Рубрика «Интервью»

Приморский академический театр имени Горького отмечает юбилей - 85 лет. Сегодня в рубрике «Интервью» — артисты главного театра края рассказывают о любимых спектаклях и ролях. И вначале — о премьере, которая открыла юбилейный сезон - «Эдит и ее демоны».

Константин Суворин, артист Приморского Академического театра им. М. Горького, исполнитель роли Тео Сарапо в спектакле «Эдит и ее демоны»: «Я честно не ожидал, что будет такой успех у спектакля. Не потому что в нас не верил — может победим. Спектакли В. Д. всегда отличаются профессионализмом и успехом, но это было прямо попадание. Постоянно полные залы, постоянно аншлаг — честно я такого не ожидал».

Наталья Овчинникова, актриса Приморского Академического театра им. М. Горького, исполнительница роли Эдит Пиаф в спектакле «Эдит и ее демоны»: «Я очень рада, что именно так происходит. Дай бог, чтоб он долго был в репертуаре, я надеюсь. Это настолько большое событие, что может быть, я даже сама в своих глазах выросла, что ли, актерски выросла. Очень важно для артиста, когда тебя не узнают на сцене, когда это не Наташа Овчинникова, а уже кто-то другой, уже определенный образ и ты уже не можешь состыковать с человеком в жизни. И действительно, мне говорят, что люди скачивают ее песни, что начинают после этого спектакля перечитывать ее биографию. Я не могу сказать, что я дала Эдит Пиаф новую жизнь, нет – идут спектакли по всему миру о ней, но по крайней мере на нашем Дальнем Востоке этой женщиной вновь интересуются, вновь ее боготворят, и я счастлива!»

- Как Вы думаете, насколько важны такие спектакли — не о придуманных героях, а о реальных личностях, что они дают зрителю, и что Вы чувствуете, когда зал аплодирует Вам?

- Дело в том, что творчество Эжит Пиаф.- это историческая лепта в музыке, в истории, то есть она была новатором. Она очень многое дала эстраде – французской, американской, вообще мировой. Поэтому я рада, что начинают этим интересоваться вновь И слушают, и воспринимают это заново. Я не могу сказать, что я как-то стилизовала это – нет. Все в оригинальном исполнении, и подводилось под оригинал. Мы ничего не придумывали сверхъестественного. И если это интересно зрителю, а пока это интересно, пусть интересуются. Потому что это творчество стоит этого».

Константин Суворин, артист Приморского Академического театра им. М. Горького: «Как я себя ощущаю в театре Горького? Я себя в театре Горького ощущаю прекрасно! Мне очень нравится, я очень рад. Что попал в этот театр, что Ефимом Семеновичем меня взял, что он в меня поверил».

Александра Аубекерова, актриса Приморского Академического театра им. М. Горького: «Есть режиссеры, которые не очень с тобой прорабатывает роль. А мне как актрисе нравится, что он всегда очень помогает. Он каждую фразу тебе выстраивает, каждое твое движение, каждое твое слово. Работая с Ефимом Семеновичем, я знаю каждый свой шаг на сцене. Для меня это очень ценно и для актрисы это самое главное, мне кажется. Я люблю этот театр, люблю свои роли, люблю художественного руководителя. У меня здесь друзья, у меня здесь любимый, у меня здесь все, вся моя жизнь здесь».

- Владимир Николаевич, это не первый юбилей театра на Вашем веку. Как Вы думаете, чем будет отмечен именно этот?

Владимир Сергияков, народный артист РФ: «Очередной этап, театру 85 лет. Когда мы отмечали 45-летие, сорок лет назад, я был 25-летний, молодой, хочется верить, что красивый и талантливый. Сегодня немного постарше, и мне кажется, что у театра сейчас очень интересная творческая жизнь».

- Какие Ваши роли наиболее любимы Вами?

- У меня их много. Если говорить о спектаклях, то конечно, запомнятся мне на всю жизнь и хочется верить, и зрителям моим – это и «Шут Балакирев», это и «Иванов», это конечно, «Поминальная молитва», и множество других, но эти — для меня знаковые.

- «Поминальная молитва» уже названа старожилом репертуара. Чем этот спектакль берет зрителя?

- Тут все просто. Он берет тем, что это человеческая настоящая история, она очень трогательная. Она и забавная. Главное, все настолько ребята работают в своих ролях уже много лет, но до сих пор спектакль держится в таком творчески настроенном состоянии. Вот есть у актеров такая история – найти своего режиссера, а у режиссера – найти своего актера. Я думаю, что мы друг друга много лет назад нашли. Уже не 35, уже почти 40 лет мы вместе. И это радостно.

Ефим Звеняцкий, главный режиссер и художественный руководитель Приморского Академического театра им. М. Горького, народный артист РФ: «Вы знаете, бывает в жизни каждого человека, что он что-то создал, и это надолго. Я горжусь, что мы это сделали, создали, и мне кажется, что уже идет 17 лет на сцене театра. И более того, ведь аншлаги! Аншлаги на спектакль «Поминальная молитва» - люди смотрят его по 3-7-10 раз! Света Салахутдинова, Вова Сергияков, восхитительные. «Иванов» — Саша Славский».

Александр Славский, народный артист РФ: «Он бывает и жесткий, и мягкий. Вы знаете, он очень добрый. Человек, который умеет понимать и прощать. Это очень важно, потому что коллектив очень большой и все люди разные, и конечно, это целая философия, целая политика, когда руководитель такого театра, он должен всех видеть, чувствовать и любить!».

Валентин Запорожец, артист Приморского академического театра им. М. Горького, исполнитель главной роли в спектакле «Крейсера»: «Когда я учился и только мечтал работать в театре, для меня и для всех студентов был такой иконой спектакль «Поминальная молитва» и сейчас спустя какое-то время появляются «Крейсера», и он наверное сейчас для всех для нас, для тех, кто занят в этом спектакле и кто не занят в этом спектакле, он тоже стал таким. Самое главное, что он стал очень дорогим спектаклем, очень близким, очень теплым, спектаклем, который хочется беречь, любить, развивать. Работа никогда не останавливается. Постоянно что-то новое открываешь в герое, в роли, в спектакле. Всегда находишься в поиске. Я не могу сказать, что я нашел Панафидина и я знаю, какой мой Панафидин. Он всегда в процессе развития. Все что-то новое открываешь. Ну, и естественно, состояние мандража перед каждым спектаклем. Потому что военная форма и русское офицерство царской России, и ты, человек из современности вдруг должен попытаться стать другим. И я, Валентин, никогда не носил формы – ну только в армии. Но такой формы и с таким грузом ответственности я никогда не сталкивался».

- За главную роль в спектакле «Крейсера» вы получили Правительственную премию. После такой награды что-то изменилось в том, как выходите на сцену и играете эту роль?

- Честно говоря, у меня ничего не изменилось. Я и до получения премии относился очень трепетно к этому спектаклю. И с трепетом вспоминаю наши репетиционные процессы. Они были очень длинные, долгие. Долго репетировали, писали тексты. И это наверное, тоже очень помогло, что мы все, кто занимался написанием инсценировки и кто принимал в этом участие, мы как бы все стали единым целыми и влились в этот спектакль, и получился этот спектакль. Нет, ничего не изменилось — я все так же трепетно и с любовью отношусь к этому спектаклю и к зрителю, который приходит. Я всегда готовлюсь к этому спектаклю, сосредотачиваюсь.

- Вот как раз о зрителе. Насколько Вам важна реакция зрительного зала? Может быть Вы уже можете себе позволить не очень обращать внимание - для молодого артиста это всегда волнительно, существенно, а для Вас как?

- Слава богу, я благодарен судьбе, мое отношение к зрителю не поменялось с момента окончания Академии и первого прихода в театр. Мне кажется, это очень важно. Абсолютно точно, зритель — это третий творец спектакля. У меня были ситуации, когда не мог найти в себе творческих сил, не мог выйти на сцену наполненным, с желанием. Бывают такие ситуации в жизни, когда просто руки опускаются, и ты думаешь — ну все, не смогу сыграть спектакль. Причем это не физическая болезнь, а душевное состояние — ну не могу! А выходишь на сцену, и вдруг происходит этот незримый контакт, его не объяснить — понимаешь, что зрители в зале чувствуют, понимают тебя. И все! Идет нарастание, и появляется все. И все это, конечно, благодаря зрителю.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря