В Приморье молодые ученые создали новый тип оптической нанокерамики

Фото: Пресс-служба ДВФУ

Группа молодых исследователей Дальневосточного федерального университета создала новый тип оптической керамики. Материал можно применять в наземной и космической оптической связи, для мониторинга загрязнений, разработки приборов высокоточного измерения расстояний, реализации новых режимов лазерной обработки, записи и хранения информации.

Как сообщает "Вести: Приморье" со ссылкой на пресс-службу ДВФУ, оптическая керамика была получена в результате цикла работ по дизайну прозрачных поликристаллических материалов с заданными свойствами, которые выполняет команда молодых ученых ДВФУ под руководством старшего научного сотрудника Школы естественных наук Дениса Косьянова. Результаты разработки представлены в журнал «Ceramics International», заявка на изобретение подана в РосПатент.

Как рассказал Денис Косьянов, созданная оптическая нанокерамика YAG:Nd отличается высоким содержанием активной добавки и по своим физико-механическим характеристикам превосходит коммерческие стекла и монокристаллы, используемые сегодня в лазерных технологиях.

«Новая так называемая «fine-grained» керамика YAG:Nd содержит до 4 атомных % активной добавки ионов неодима, что недостижимо для современных технологий производства лазерных кристаллов. Применение инновационного метода реакционного искрового плазменного спекания позволило провести спекание в 10-20 раз быстрее традиционных подходов и получить монофазный поликристалл с размером зерен в среднем 500 нанометров, — пояснил Денис Косьянов. — Важным результатом изобретения станет упрощение и удешевление технологии производства прозрачных керамик. В частности, простое управление сортом и количеством активной добавки позволяет варьировать функционал конечного материала».

Исследования выполняются в рамках федерального министерского проекта и программы повышения конкурентоспособности ДВФУ («5-100»). Результаты предыдущих этапов работ ранее были опубликованы в высокорейтинговых научных журналах — Journal of Alloys and Compounds, Journal of the European Ceramic Society, Ceramics International, Optical Materials и других.

«Новые керамические материалы — это одно из основных направлений исследовательской деятельности ключевой лаборатории ДВФУ «Материалы». Уже сейчас мы создаем задел для будущего прорыва, привлекая российских и иностранных ученых из ведущих университетов и научно-исследовательских организаций», — отметил проректор по научной работе ДВФУ Кирилл Голохваст.

Проректор добавил, что команда лаборатории «Материалы» будет формироваться из талантливых молодых физиков, химиков, биологов и материаловедов.