Ученые в Приморье предложили новый способ терапии онкозаболеваний

Фото: Пресс-служба ДВФУ

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) предлагают новый способ терапии онкологических заболеваний — искусственно пробуждать раковые клетки и убивать их в момент активации. Обзорная статья, посвященная современным знаниям о механизмах молекулярной активации стволовых клеток глиомы — самой распространенной опухоли мозга — одобрена для печати в журнале Frontiers in Cellular Neuroscience.

В центре внимания исследователей оказался переход стволовых раковых клеток от состояния сна к состоянию бодрствования и активного деления. Эти немногочисленные клетки отвечают не только за рост и распространение опухоли, но и за рецидивы — основную проблему современной терапии, — которые могут произойти через длительный или, наоборот, небольшой срок, сразу же после операции или химиотерапии.

Трудность терапии заключается в том, что эффективно воздействовать на стволовые клетки рака можно только в их активной фазе, уловить которую сложно. Об этом сообщает «Вести: Приморье» со ссылкой на пресс-службу университета.

«Метод активации стволовых клеток рака достаточно рискован. Однако в пассивном состоянии эти клетки практически не подвержены воздействию химиотерапии. В случае с опухолями поздних стадий всегда приходится выбирать между потенциальными рисками и потенциальной пользой от предлагаемой терапии. Метод «перезагрзуки» раковых клеток на сегодняшний день мы считаем наиболее перспективным», — отметил руководитель Центра геномной и регенеративной медицины Школы биомедицины ДВФУ, специалист в области эпигенетики Александр Каганский.

Ученый объяснил, что стволовые клетки глиомы обладают широким спектром защитных механизмов, которые делают невозможным прицельное терапевтическое воздействие на них. Блокировка одних специфических клеточных каналов компенсируется целым рядом молекулярных взаимосвязей иного уровня. Преодолеть эту проблему можно с помощью дифференцированной терапии. Ее смысл — заставить стволовые клетки глиомы перезапустить клеточный цикл — то есть ввести их в активное состояние и застать врасплох химиотерапией в тот момент, когда они еще не защищены.

«Мы хотим сконцентрироваться на крайне важном вопросе: влияют ли качественные особенности и молекулярные механизмы клеток, окружающих стволовые клетки глиомы, на их активацию. Или же стволовые клетки активируются автономно», — добавил Александр Каганский.

Ученые отмечают, что современная наука уделяет мало внимания исследованию механизмов активации раковых стволовых клеток. Причина в том, что их сложно выделить, ведь клетки рака имеют генетически схожую структуру с обычными стволовыми клетками. Ученые также выяснили, что за распространение опухоли отвечают мутации определенных белков. Однако, как именно эти белки связаны с активацией стволовых клеток рака, специалистам все еще не ясно.