QR-код адреса статьи


"Вести: Приморье. Новости культуры" от 18 декабря 2017 года

Во Владивостоке скоро будет идти две версии одной пьесы. «Васса Железнова» Максима Горького два года назад была поставлена в Театре Молодежи под названием «Крах». Создатели спектакля взяли вторую редакцию произведения и перенесли действие в так называемые «лихие 90-е». Академический театр имени Горького готовит классическую постановку. Режиссер уточняет: это первая редакция, которая отличается от последующей и сюжетом, и составом действующих лиц. Мы побывали на репетиции еще до того, как артисты примерили костюмы.

Новый спектакль ставит московский режиссер Вадим Данцигер, чьи постановки в театре Горького всегда имеют успех — гоголевская «Женитьба», «Эдит и ее демоны». Теперь - «Васса». Трагедия железной женщины в обществе, где ценность одна — деньги.

Главную роль исполняет заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова, известная своими яркими работами в «Поминальной молитве», «Иванове», «Крейсерах». Глубокое погружение в материал — ее правило.

Светлана Салахутдинова, заслуженная артистка России: «Это берешь роль, садишься и над каждым словом... Мало того, что сделал психоанализ внутренний роли, над каждым словом ты медитируешь. Почему? Отчего пошло? Надо все сначала через голову пропустить, потом в сердце загрузить».

Работать с душой, сердца не жалеть, иначе зритель не поверит, говорит актриса. Она играет мать, которая вынуждена отстранить своих детей от семейного дела. Не способны. Зато она способна на все. На сцене разворачивается поистине шекспировский детектив. В актерском ансамбле Горьковки — новые молодые лица. Сергей Лисинчук, например, в образе старшего сына.

Сергей Лисинчук, артист Академического театра им.М.Горького: «Избалованный. Как сейчас говорят, «золотая молодежь» начала ХХ века. Из таких натур, которые могут приспособиться, прилипнуть к более сильному характеру и именно так выживать».

Выживают сильнейшие. Васса Железнова несет на своих плечах непосильный груз: семья, бизнес — рядом нет настоящего мужчины. Оправдывает ли цель средства, которые выбирает эта женщина? Каждый решит для себя сам.

Вадим Данцигер, режиссер-постановщик спектакля (г.Москва): «Чтобы выжить и роду, и бизнесу, она жертвует своими детьми. Это практически античный уровень трагедии. И он очень узнаваем, очень понятен. Мне кажется, мы сейчас где-то живем в такой системе координат. К сожалению!»

Светлана Салахутдинова, заслуженная артистка России: «У нас столько бизнес-леди этих развелось — поди выбирай, что важнее-то..»

Жизненные характеры и захватывающая интрига, любимые артисты в неожиданных амплуа. Горьковка готовит зрителю серьезный подарок, который украсит репертуар театра. Премьера — 22-23 декабря.

***

Ощущение земли и неспешного города. В залах Союза художников открыты две персональные выставки — Владимира Олейникова и Виталия Медведева. Два мастера представляют два поколения и две разные техники — акварель и живопись. Объединяет их география проживания - окрестности Артема, которые они воспевают в пейзажах и натюрмортах.

Экспозиции двух мастеров самостоятельны и в то же время объединены одной общей идеей - «Земля художников». Так определил старший по возрасту - Владимир Олейников. Он известен как основатель творческого движения «Дом Пришвина». С Виталием Медведевым его роднит неустанное восхищение приморской природой, воспетой в свое время русским писателем.

Ольга Зотова, искусствовед, куратор выставки: «Заметить какие-то вещи — какой цвет небес, какое состояние дня — способен тот, кто лишен скорости и суеты в этой жизни».

Поселки Артемовский и Прохладное - для этих художников не просто место жительства. Там – их источники вдохновения. Владимир Олейников – непревзойденный мастер акварели. Она растекается у него по бумаге, как тающий весенний снег или августовское марево. Даже в мороз он выходит на этюд, добавляя в воду специальный состав, чтоб не замерзала. Работает без набросков, за один сеанс, но бывает, обдумывает его несколько месяцев.

Владимир Олейников, член Союза художников РФ, заслуженный работник культуры РФ: «Именно таким подходом – получится-не получится? А вот этот вариант или этот? Никто не видит его и никто не знает, что с тобой творится. Вот здесь и нужна огромная концентрация чувств и мастерства. Вложить что-то – и потом ты буквально опустошенный».

Рядом с Олейниковым Виталий Медведев смотрится студентом. Хотя сам в этом году отмечает юбилей - 50 лет - и преподает в Дальневосточном институте искусств. Признается, что картины из родной мастерской на выставке смотрятся совершенно иначе. Сразу видны и недостатки, и достоинства. Свою живопись он представил в пейзажах, натюрмортах и сюжетных композициях о жизни человека в глубинке.

Виталий Медведев, член Союза художников РФ: «Есть моменты, от которых ты не можешь отказаться и пройти рядом просто невозможно. Сюжеты, которые сами идут тебе в руки. Это может быть утро сиреневое — ты стоишь на перроне и ждешь свою электричку, вглядываясь вдаль — это может быть очень привлекательно».

Для каждого художника выставка — это честный экзамен перед самим собой. Важно, что скажут коллеги и как примут зрители. Но уже на открытии было ясно, что экспозиция будет иметь успех. Окунуться в созерцание тихой природы и удивиться мастерству человека с кистью, можно в залах Союза художников. Вход свободный.

***

В музее на улице Петра Великого возобновились художественные выставки. И первой после многолетнего перерыва стала «Зимняя история» в этюдах четырех друзей и соратников. Как только ложится на землю хороший снег, они вместе отправляются на пленэр — Евгений Корж, Николай Большаков, Сергей Барсуков и Виктор Убираев. С ними знакомилась Ольга Катренко.

Приходит он первым, и не к своим холстам — рассматривает этюды Николая Большакова… Церквушку в легкой дымке. Народ, утопающий в снегу... Или такие знакомые домишки - у Сергея Барсукова. Сразу баньку узнает. И на его пейзажах эта банька. Вот где отогревали творческие руки.

- Краски в телогрейках, на груди, тюбиками, чтобы не замерзли...

Евгений Корж - участник легендарной шикотанской группы. Вместе с коллегой-Большаковым и другими художниками из Приморья и Москвы, вплоть до 80-х отправлялись они на Курилы за натурой, ни на что непохожей.

На звуки волн идем, на судовые гудки — в проект по-соседству «Тихоокеанское время». Там предметы, фотографии, воспоминания как раз из курильской молодости. Кажется, вчера сворачивал холсты в каютах, и капитан Павел Куянцев - сам хороший живописец спрашивал у него совета.

Евгений Корж, заслуженный художник РФ: «Шторм, стояли за скалами, он писал сейнер в море».

Друзья и соратники - все, кроме Виктора Убираева, в сборе и беседуют, наблюдают счастливое зимнее место.

Николай Большаков, заслуженный художник РФ: «Моя дача в Анисимовке, место очень красивое... И весной мы там — Витя, Сережа Барсуков...»

Широкими мазками — свойственная дальневосточникам манера — на этюдах зимние люди и птицы. Лыжники Большакова задумались перед спуском. Или, как художник Барсуков, приметили яркое оперение фазана... Владивостокский публицист, знаток искусства Александр Лобычев, открывая вернисаж, произносит: «Зима — прозрачный воздух, чем так славится Приморье...»

Живой воздух, потому объекты за ним то навстречу нам движутся, то убегают вдаль. Собаки, лошади, даже чурбачки дубовые.

Сергей Барсуков, член Союза художников РФ: «Улетаешь туда, в пейзаж, но его не видишь, а видишь только тот кусок, который пишешь, поэтому иногда надо отдыхать и просто походить, посмотреть, подумать».

Различать особенную руку, каждую из тех, что в снег, под сердцем согревает краски, только учимся. Но время поможет стать ценителем до тонкостей. Главное - не лениться, не рассматривать только кусок — читать всю зимнюю историю.

***

И еще одна выставочная площадка. Открыть талант — как открыть книгу. Краевая библиотека имени Горького представила своим гостям молодого владивостокского художника Маргариту Джура. Мы встретились с ней накануне вернисажа и наблюдали, как живописные полотна обживают пространство книжного дома.

О краевой библиотеке имени Горького говорят - интеллигентное место. Здесь читают новейшую литературу и печатные раритеты, слушают классическую музыку, смотрят уникальное кино. Духовное пространство читальных залов дополняют картины — книжная иллюстрация, авторская живопись. Без них уже невозможно представить интерьеры Горьковки.

Вячеслав Савруев, сотрудник Приморской краевой библиотеки им.Горького: «Очень важным моментом нашего общения с нашими читателями является организация выставок местных художников. Эта традиция имеет долгую историю. В частности, в соседнем зале у нас выставка С.М.Черкасова. Не так давно были выставки таких дивных художников, как Кунгуров, Олейников».

Творческую эстафету принимает Маргарита Джура. За плечами этой хрупкой девушки — 15 лет обучения живописи: художественная школа, училище, Академия искусств. Первый год самостоятельной работы, полная свобода без подсказки педагога.

Маргарита Джура, художник: «Тебе всегда в Академии, в училище могли сказать, что не так, не правильно, т. е. наставить тебя, помочь, дать какой-то совет. А сейчас этого нет, ты сам вправе решать, хорошо это или плохо, сам судишь».

Это первая персональная выставка Маргариты, первый выход к зрителю в одиночку. Коллективных было уже достаточно — во Владивостоке, Уссурийске, Даляне. Сколько студенческих пленэров оставили след в душе и на холстах! Яркая палитра и романтическое настроение отличает ее картины.

Маргарита Джура, художник: «Работа называется «Зимнее утро». Это натюрморт, написанный с натуры, где-то в преддверии Нового года. Тема зимы, и мандарины, и мой автопортрет в зеркале отражающийся».

Автопортрет - как отражение надежд и предчувствий на заре творческой жизни, в которой будет и труд, и вдохновение, и необходимость искать свой путь в профессии. Мотив ожидания кочует из одной картины в другую: ждет друга верный пес, ждут счастливого будущего двое на морском берегу. Маргарита Джура, молодая художница — в предвкушении зрительского внимания. Ее полотна может увидеть каждый, кто придет в библиотеку имени Горького.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]


Вернуться назад