Что связывает песню Леонида Утесова и премьеру музыкального спектакля в Пушкинском театре Владивостока. Интервью

О новом музыкальном спектакле "Агитбригада. Гадам нет пощады!" пройдет в Ночь музеев во Владивостоке. Как создавался спектакль, какие исторические события послужили в качестве творческого вдохновения для режиссеров и сценаристов, об этом побеседовали в медиастудии ГТРК "Владивосток" с журналистом и писателем Андреем Калачинским, автором сценария и автор идеи проекта, директором Пушкинского театра Александр Вовненко. Ведущая - Анастасия Барабаш.

Анастасия Барабаш:

- Дорогие друзья, здравствуйте! Поговорим сегодня о премьере музыкального спектакля о Великой Отечественной войне. У нас в студии журналист и писатель Андрей Калачинский, автор сценария и автор идеи проекта, директор Пушкинского театра Александр Вовненко. Дорогие гости, добрый день!

Александр Вовненко, Андрей Калачинский:

- Здравствуйте!

Анастасия Барабаш:

- Расскажите, что за спектакль, как он называется и о чем он?

Александр Вовненко:

- Давно хотели сделать некое высказывание театральное, посвященное Великой Отечественной войне, посвященное 9 мая. И так вот счастливо совпало, что Андрей Владимирович откликнулся и выразил готовность написать сценарий, текст, можно сказать, пьесы. И получился довольно (мы буквально сейчас с репетиции), получился довольно симпатичный спектакль, музыкально-драматический или драматико-музыкальный спектакль, который называется «Агитбригада, гадам нет пощады».

Когда люди впервые слышат это название, все сразу как-то так волнуются, передергиваются и говорят, что «Ах, какой ужас! Как можно так назвать?!» Это ж цитата из песни военных лет - «Гадам нет пощады».

И вот буквально 18 мая в ночь музеев (Пушкинский театр активно работает) и в этом, так сказать, пространстве, на этом поле, мы представим жителям города Владивостока премьеру этого спектакля, который так называется «Агитбригада, гадам нет пощады».


18 мая в Пушкинском театре, а 7 мая  - специальный показ для студентов Дальневосточного Федерального университета. Они - первые зрители этого спектакля.

Анастасия Барабаш:

- Почему именно музыкальный? Андрей Вадимович, почему именно музыкальный?

Андрей Калачинский:

- Дело в том, что Александр Иванович не первый раз к этой теме обращается, и он, так сказать, для образца показал мне другую его идею, другое внедрение. И там была просто хорошая классическая музыка или часть классической музыки в честь этой даты.

Потому что, понимаете, задача чрезвычайно сложная. О победе, о войне спустя вот столько много лет, уже столько сказано, что добавить чего-то нового, наверное, невозможно. Когда есть великолепная советская литература, есть очень хорошие советские, наверное, только советские фильмы о войне.

Анастасия Барабаш:

- Почему? Вот "В августе 44-го" - постсоветский.

Андрей Калачинский:

- Ну, роман-то, основа-то его советская. Потому что здесь очень важно в том, что честно говорили те, кто прошел войну. Хотя, конечно, мне могут возразить, что Лев Николаевич в свое время не участвовал в событиях, а написал «Войну и мир». Но зато он участвовал в севастопольских рассказах об обороне Севастополя. Он прошел через это. То есть вот тот опыт, как страна прошла через это, он доступен только тем, кто был современником, который через себя это пропустил. А музыкальная форма, как я понимаю Александра Ивановича, я с ним согласен, позволяет нам коснуться напрямую струн души. Потому что просто говорить «ах, война, ах, на войне…». Слова затерты, а иногда даже и стерты.

Александр Вовненко:

- Я думаю, что вот это же не случайно, что во время войны, был очень популярен именно лирический жанр. Люди писали стихи. Почему? Потому что это быстро, это коротко, это удобно прочитать. И потому что сам по себе этот жанр, конечно же, трогает сердца и души. Поэтому я думаю, что вот песня, как синтез лирики и музыки, она, конечно же, что называется, одним патроном бьет сразу в две мишени. И поэтому, конечно, такая основа, это песенная основа, но я благодарен Андрею Владимировичу в том, за то вернее, что Андрей Владимирович наполнил этот спектакль, как бы сказать, дальневосточным содержанием. Потому что этот спектакль не просто о какой-то войне и этот спектакль не просто о каком-то городе рядом с войной. Это спектакль о Владивостоке.

Андрей Калачинский:

- Я вернусь к названию. Александр совершенно прав. Всех немножко оно шокирует и даже думал, может его и поменять. Но оно родилось из песенки Леонида Утесова. И когда я просто к этой теме готовился, я посмотрел, послушал песни военных лет, я посмотрел материал о фронтовых агитбригадах. И с интересом прочитал, что каждая территория, даже Забайкалье или Иркутский драматический театр посылали на фронт своих актеров и актрис с такими вот концертами. И вся идея спектакля родилась из того, что из Владивостока две актрисы, может быть ТЮЗа, может, Драматического театра с несколькими музыкантами репетируют то представление, которое они покажут бойцам. Они должны поехать вот туда, на фронт, который от Владивостока 8-9 тысяч километров, и уже конец войны. И они должны что-то и там что-то им рассказать.

Понимаете, в чем смысл агитбригады? Когда ты говоришь с людьми, которые воюют, ты же их не будешь агитировать: «Давайте воевать лучше, давайте вот убивать врагов». Они сами вам об этом расскажут. Поэтому, как я понимаю задачу искусства в этот сложный момент, это дать людям надежду, дать людям надежду показать, что мирная жизнь, она вернется, она будет совсем другой, она будет не похожа на этот ад, который творится на любой войне. И когда они к этому спектаклю готовятся, они не просто рассказывают, они идут как будто с отчетом. А чем Владивосток помогает вам, фронтовикам, хотя вот мы там очень далеко, и мы в тылу во Владивостоке.

Кстати, я даже сам не знал, что Владивосток тоже готовился к осаде и к возможным бомбардировкам, и он был разбит на квадраты, и людям раздавали противогазы, и какое-то время здесь даже несли дежурство в городе, чтобы, не дай бог, не была бомбежка, и нечем было их потушить. То есть, как я надеюсь, текст насыщен некоторыми деталями. Насыщен деталями правдивыми, которые действительно показывают Владивосток вот в это время.

Анастасия Барабаш:

- Есть ли возрастная маркировка спектакля? И от идеи до реализации, до написания сценария, как много прошло времени. Но подготовка, я так понимаю, была проведена серьезная, Историческая.

Андрей Калачинский:

- Да, историческая. Да, конечно, мы не врем.

Об этом и многом другом в интервью ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.