«Недетский разговор»: к каким последствия приводит социальное сиротство детей от четырех лет
О социальном сиротстве малышей от четырех лет, которые в силу разных причин оказались в социальных учреждениях при живых родителях, а также как вернуться от устрашений к профилактике в семьях с девиантным поведением в медиастудии ГТРК «Владивосток» побеседовали с уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае Ольгой Романовой.
В студии – Сергей Нелюбин.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые зрители и радиослушатели! Наши обсуждения сегодня о всевозможных рисках и угроз детскому благополучию и безопасности продолжаются. В принципе, все то, чему и посвящены наши программы.
В студии я, Сергей Нелюбин, сегодня в роли ведущего я один, а Ольга Романова, уполномоченная по правам ребенка в Приморье, у нас сегодня в роли гостя, в роли уполномоченного, в роли эксперта.
Тема нашей сегодняшней встречи — это профилактика социального сиротства. В Приморском крае продолжает реализовываться проект по профилактике социального сиротства детей в возрасте до четырех лет. Мы, кстати, об этом говорили ни один раз.
Один раз мы попытались что-то говорить, но что-то у нас не получилось. А сейчас есть, на самом деле, о чем говорить.
Ольга Романова:
- Почему не получилось? Мы тогда начали этот разговор.
Сергей Нелюбин:
- Это был старт? Прошел уже год?
Ольга Романова:
- Прошел не год, прошло несколько месяцев, но, тем не менее, проект этот идет.
Сергей Нелюбин:
- Можно какие-то итоги увидеть?
Ольга Романова:
- Итоги, наверное, пока увидеть рано, но я хочу как раз сегодня рассказать нашим слушателям и зрителям о том, что это за проект, в чем роль уполномоченного, какие изменения есть, есть ли они вообще, что такое социальное сиротство.
Наши программы, Сергей, это, конечно, программы о детской безопасности, где все очевидно. Мы бесконечно говорим о роли родителей, об их внимании к детям, о том, что безопасность детская зависит от того, насколько обращены родители к своим детям, насколько они следят за их времяпрепровождением.
И эти трагедии, которые бесконечно нас ранят, но при этом они происходят, происходят и продолжают происходить. Это, конечно, тема для разговора.
Более того, когда мы говорим о проекте, а здесь действительно эта профилактика, скажем так, размещения, то есть предотвращение тех ситуаций, в которых ребенок был бы из семьи перемещен в учреждение, из родной семьи, где его близкие люди, где, какими бы они ни были, это все равно родители этого ребенка.
Когда он попадает в учреждение, ущерб его здоровью, его будущему наносится. Это - стресс. Это - трагедия. Абсолютно доказано. Это психологически не назовешь стрессом. Это - неочевидные вещи. Это не настолько страшно, как прямое травмирование, но это все равно страшно, потому что когда ребенок в этом возрасте попадает в учреждение, чем дольше он в нем находится, скажем так, больше трех дней, его развитие останавливается. Развитие всяческое. Его психическое развитие, развитие его интеллектуальное, развитие определенных функций, его речевое развитие останавливается.
Этот ребенок будет отставать от своих сверстников после того, как он будет помещен, даже не помещен, после того, как его вернут в семью, или когда ему найдут новую семью. Он все равно получил определенный, скажем так, ущерб здоровью и ущерб развитию.
И с этим ребенком нужно работать и любить его чуть больше, чем и заботиться о нем чуть сильнее, чем о его сверстниках, потому что этот ущерб нужно каким-то образом компенсировать. Но об этом никто не думает, особенно в тот момент, когда принимается решение о том, что, например, от родителей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, нужно забрать ребенка и поместить его в учреждение. Вот из этого вытекает, на самом деле, социальное сиротство.
И здесь, на мой взгляд, и не только на мой взгляд, а на взгляд наших коллег, коллег других уполномоченных и моего прямого руководителя уполномоченного при президенте по правам ребенка, здесь у нас происходит некая подмена понятий. Потому что слово «профилактика» заменилось на слово «устрашение», что ли. Работа с родителями по их перевоспитанию, на перевоспитание родителей. Перевоспитание взрослого человека – это достаточно сложный процесс.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».