Психолого-медико-психологическая комиссия: как обследуют детей и подростков? «Недетский разговор»
Создание специальных условий, образовательных программ для детей и подростков с определенными особенностями развития, в том числе со слабым слухом, зрением сегодня стоит остро на повестке дня и является предметом исследования на Психолого-медико-психологической комиссии (далее - ПМПК). Почему родителям не стоит опасаться диагностики детей на ПМПК, и как добиться прогресса для деток с ограниченными возможностями, поговорили в медиастудии ГТРК «Владивосток» с Ириной Гамануха, руководителем Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края (ПМПК).
В студии — Сергей Нелюбин и Ольга Романова.
Как получить направление на ПМПК
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, уважаемые слушатели и зрители программы «Недетский разговор».
Мы продолжаем обсуждать темы, связанные с вопросами детской безопасности и защиты прав детей. В студии, как обычно, работаем я, Сергей Нелюбин, и уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.
Сегодня мы решили начать цикл передач о защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья, и начнем мы его с программы, посвященной деятельности психолого - медико - психологической комиссии.
А нашим собеседником и экспертом сегодня выступает Ирина Гомануха, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края (ПМПК), а также руководитель Центра психолога Педагогической медико-социальной помощи Приморского института развития образования.
Ирина Сергеевна, здравствуй!
Ирина Гамануха:
- Здравствуйте!
Ольга Романова:
- Здравствуйте, Ирина Сергеевна!
Сергей Нелюбин:
- Ну, расскажите нам, что это за комиссия,чем она занимается, и для чего она вообще так важна и нужна?
Ирина Гамануха:
- Знаете, коллеги, наверное, в нашем понимании комиссия звучит достаточно страшно, потому что, по большому счету, комиссия – это состав экспертов.
Так, деятельность психолого - медико - педагогической комиссии – это определенный состав специалистов, педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, основная цель которых, скажем так, провести комплексное обследование детей по вопросу того, насколько нормативно они развиваются с психологической и физиологической точки зрения, и после этого комплексного обследования дать рекомендации по обучению и воспитанию детей в образовательной организации.
Рекомендации для школы и родителей
Ольга Романова:
- А кому эти рекомендации дают?
Ирина Гамануха:
- Эти рекомендации даются и родителям, и образовательной организации, что немаловажно, потому что специальные условия для получения образования и воспитания у нас реализуются только в образовательных организациях – детские сады, школы и коррекционные школы, специальные учреждения.
Сергей Нелюбин:
- В каком случае отправляют на ПМПК?
Ирина Гамануха:
- Смотрите, вы сейчас затонули такой вопрос, как дети с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья. Обозначу, что данный статус присваивает только психолого — медико - педагогическая комиссия.
Ольга Романова:
- А самый юный возраст, когда ребенка обследует состав комиссии, какой он по вашему опыту?
Ирина Гамануха:
- Комиссия обследует детей от нуля до 18 лет. При всем при этом ограничение не установлено. Условно говоря, и в 18-19 лет мы также можем посмотреть ребенка. Все зависит от его статуса. На нашем опыте, наверное, самый маленький наш клиент – это ребенок возраста один год и один месяц.
Ольга Романова:
- Кто его направил?
Ирина Гамануха:
- Его родители для установления инвалидности.
Чужого ребенка к психиатру?
Ольга Романова:
- Я со своей болью хочу обратиться и услышать ответ в эфире, наверное, ваш ответ. Потому что очень часто приходится сталкиваться с тем, что родители одноклассников, в случае, если чужой ребенок проявляет какие-то особенности поведения, говорят: «Его нужно отвезти на ПМПК, потому что он какой-то не такой...».
Вот в этой ситуации давайте развеем стереотип в головах у родителей.
Сергей Нелюбин:
- Т.е. эти родители намекают, что одноклассника их ребенка надо показать психиатру.
Ольга Романова:
- Ну, Сергей Юрьевич перевел мои слова на человеческий язык. Но, на самом деле, подтекст именно такой. Очень хочется мнения эксперта. Что сказать родителям, которые считают, что ПМПК поставит штамп?
Ирина Гамануха:
-Это достаточно такая, скажем так, проблема даже не для родителей. И проблема, наверное, территории. Потому что на западе, в центральной части России, ПМПК имеет больший вес среди родителей. К ним прислушиваются. И комиссия для них это - не орган какой-то карательный. Потому что мы сейчас заговорили о психиатре. И когда родитель слышит психолога, для него это равносильно с психиатром. Естественно, он испытывает определенную тревогу.
Ольга Романова:
- Это методологический подход?
Ирина Гамануха:
- Совершенно верно. И сейчас ПМПК это - не просто такая форма взаимодействия, которая определяет адаптированную образовательную программу, по которой обучается ребенок. Это - специальная программа для детей, у которых есть определенные особенности развития. Это слабослышащие, слабовидящие детки, с задержкой психической развития и так далее. Это, прежде всего, выходит за рамки просто адаптированной программы. Это специальные условия для получения образования.
Поэтому когда мы говорим о психолого-медико-педагогической комиссии, мы говорим не только о узких специалистах и коррекционных занятиях, мы говорим и о том, что это момент для дополнительного образовательного блока для таких детей. Поэтому этого бояться не нужно.
Сергей Нелюбин:
- Обратное действие имеет решение комиссии, когда ребенок прошел курс какого-то определенного обучения, занятия по индивидуальной программе, и есть возможность скорректировать прежнее решение, т. к. он показал успехи в этой ситуации.
Ирина Гамануха:
- Да, да, конечно. Смотрите, давайте на таком простом примере. Поступил у нас ребенок в первый класс. По истечению полугода, в декабре, вдруг мы обнаруживаем, что ребенку очень тяжело учиться. Программа не усваивается, и ребенок просто не тянет ее, как принято говорить. В этом случае образовательная организация может отправить ребенка на ПМПК. Естественно, с согласие родителей, и собирая достаточно такой существенный пакет документов.
Допустим, у нас есть девочка, 8 лет, задержка психического развития. Вот она у нас учится по программе 7.1, учится второй класс, учится третий класс, и в третьем классе она у нас выходит на уровень нормы. В этом случае образовательная организация может инициировать повторное ПМПК и направить родителей на повторное ПМПК, где в силу того, что ребенок демонстрирует положительную динамику, она будет уже обучаться по основной образовательной программе, не по адаптированной.
И фактически с нее будет снят статус ребенка с ограниченными возможностями.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток»