Учителя Приморья в состоянии эмоционального выгорания, и как правильно воспитать школьника? «Недетский разговор»

В школах все чаще происходят вопиющие случаи, подчас спровоцированные учениками, одновременно педагоги демонстрируют не самые лучшие способы разрешения конфликтов, за несколько недель несколько учителей Приморья отстранены от работы и заведено уголовное дело. Где проходит грань воспитания и образования, и насколько родители должны быть включены в процесс образования и воспитания своих чад, об этом поговорили с уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае Ольгой Романовой.

В студии — Сергей Нелюбин.

Указки, жестокое обращение: педагоги в крайне тяжелом психологическом состоянии

Сергей Нелюбин:

— Здравствуйте, уважаемые слушатели, уважаемые телезрители. Меня зовут Сергей Нелюбин.

У нас очередной выпуск программы «Недетский разговор». Сегодня мы в студии вдвоем с Ольгой Романовой, уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае. Ольга Владимировна, здравствуйте!

Ольга Романова:
— Здравствуйте, Сергей Иванович! Здравствуйте, уважаемые слушатели!

Сергей Нелюбин:
— Тема, которую мы поднимали уже не раз на протяжении выхода нашей программы, это — конфликтная ситуация в школах. Ольга, я передаю вам микрофон Вам, расскажите о тех случаях, которые случились буквально, извиняюсь за тавтологию, буквально за считанные дни, скажем так, прошедшие.

Ольга Романова: 
— Действительно. Впечатление, что происходит в школах что-то такое, что нельзя назвать нормальной рабочей обстановкой, которая способствовала бы образовательному процессу. Несколько, сразу один за другим, случаев. Это и Дальнереченск, где указкой по спине учитель ударил обучающегося, и поселок Тавричанка, где несколько детей, учеников начальной школы в течение полутора лет подвергались жестокому обращению со стороны учителя. Это и поселок Новошахтинский, где тоже недопустимые для педагога методы воспитания были применены, уволен директор в поселке Тавричанка. Все это не способствует тому, чтобы, скажем так, спокойная атмосфера, в которой только и может происходить образование подлинное и качественное, это не способствует в целом оздоровлению ситуации.

Мне кажется, что это такой весенний кризис, и он обусловлен определенными предпосылками, которые к этому кризису привели. Конечно, нельзя не сказать о том, что сегодня наши педагоги находятся в крайне тяжелом психологическом состоянии, потому что колоссальная нагрузка, которая на них лежит, на их плечах, сказывается. Отвечают за воспитание не только родители.

Полагаю, что пора уже внедрять в том числе и в образовательный процесс, профилактический образовательный процесс, помощь педагогам, помощь в эмоциональном выгорании, потому что, как и любого другого человека, педагога нужно восстанавливать психологически и помогать ему справиться с той нагрузкой, которая на его плечах лежит. Но пока этот процесс не обеспечен, и это одна из причин того, что, собственно, происходит.

У родителей смешаны понятия о плохом и хорошем

Вторая причина, конечно же, это родители. Здесь нельзя сбрасывать со счетов то, что основная ответственная за воспитание детей лежит на родителях, безусловно, на родителях. Но родители не всегда знают, как воспитывать ребенка, они не всегда знают, каким способом и чему, собственно, воспитывать.

Более того, на мой взгляд, это моя личная оценка происходящего, у нас сегодня у родителей смешаны понятия того, что такое хорошо, что такое плохо, поэтому в одном классе может находиться ребенок, для которого является допустимым то, что является недопустимым для другого ребенка, соседа по парте. И это не потому, что дети очень разные, это потому, что разные модели в головах у их родителей, разные границы допустимого в головах у родителей. Но, тем не менее, важно напомнить, что закон об образовании предполагает помощь родителям, и помощь эту должны оказывать как раз образовательные организации.

Но именно эта составляющая, очень удобная в какой-то степени для образовательных организаций, перекладывать ответственность полностью на плечи родителей, это неправильно, это не соответствует закону, потому что за воспитание наших детей отвечают не только родители, но и эти образовательные организации, в которых дети получают образование.

Воспитательная составляющая нивелирована

Сегодня воспитательная составляющая, скажем так, нивелирована. На первое место выходит не воспитание, а на первом месте по-прежнему остается вторая половина образовательного процесса — обучение. Но обучение без воспитания невозможно.

Сегодня, наверное, те пробелы, которые существуют в воспитании ребенка и которые не были заполнены в школе воспитательной составляющей, они приводят к тому, что в 6 — 7 класс дети провоцируют учителей на определенные срывы, учителя, которые находятся в определенном эмоциональном состоянии, на эти провокации поддаются, и происходят эти вопиющие факты.

Сергей Нелюбин:
— То есть, говоря о родителях, мы акцента ни на чьей вине не ставим. Говоря о родителях, мы имеем в виду, что бывает так, что и ученики, скажем так, учащие, себя провоцируют в такую ситуацию. Учитель в нервной ситуации, устал, и перерасход у него энергии, он, естественно, может отреагировать, скажем так, неадекватно.

Ольга Романова:
— Он не должен так реагировать.

Сергей Нелюбин:
— Не должен так реагировать, но, тем не менее, вот они факты присутствуют.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.