Боевой путь морпеха Владимира Жеваги. Совместный проект "Боевой вахты" и "Вести:Приморье"

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Из Луганска на Дальний Восток
Каждый день мы неотрывно следим за событиями в зоне специальной военной операции. Словами и конкретными делами выражаем поддержку настоящим героям нашего времени — участникам СВО, которые с честью и доблестью сражаются за наше Отечество, проявляя мужество, стойкость и братство.
Они стоят плечом к плечу, готовы поддержать друг друга в самых сложных ситуациях. Их борьба направлена на то, чтобы обеспечить мирное небо для будущих поколений. У каждого — своя фронтовая биография и свой трудный путь к победе.
Наш собеседник — гвардии матрос 155-й отдельной гвардейской Курской орденов Жукова и Суворова бригады морской пехоты Тихоокеанского флота Владимир Жевага.
Когда грянула чернобыльская катастрофа, мама, спасая сына от радиоактивного облака, отправила семнадцатилетнего юношу к отцу на Дальний Восток. Думалось, временно, но, по признанию Владимира, дальневосточники поразили своей искренностью, открытостью и добротой. Покорила приморская тайга, природа. Так и остался. Обзавёлся семьёй. Работал в разных профессиях и даже успел попробовать себя в актёрском деле.
Зверства нацистов
Все эти годы, конечно, поддерживал связь с родными, общался с одноклассниками. С начала 2014 года пошли сообщения, которые вызывали у него беспокойство и тревогу. Крайней точкой стал трагичный звонок близкого друга. Его сестрёнку Владимир хорошо знал, вместе росли. Слова, леденящие душу, пересказывать невозможно. Вот что сказал сидящий передо мной седой как лунь морпех:
«Она была беременная на седьмом месяце. Шла из магазина. Нацисты поймали её, насиловали, издевались. Потом вспороли животик, вытащили ребёночка и, пока она была жива, играли им в футбол…»
Владимир не служил в армии. Ещё не понимал как, но твёрдо знал, что должен быть там, чтобы защитить своих земляков.
У него и возраст уже был не совсем подходящий (исполнилось 45 лет), но об этом не думал. Нашёл контакты частной военной компании, устроился туда.
Позывной «Док»: гвардии-матрос морской пехоты ТОФ
Набор в отряд для отправки в Луганск уже завершился. Требовался только доктор. Вспомнил, что благодаря фамилии, созвучной с фамилией героя Пастернака, ему некогда дали прозвище Док. Взял его как позывной и уже через неделю улетел в точку дислокации.
Уже на месте честно признался, что он и не доктор, и не танкист, и с оружием дела не имел. «Но хочу служить!» Ответ был однозначный: тебе неделя, чтобы изучить вооружение и пройти необходимую подготовку, вспоминает гвардии матрос.
Надо сказать, справиться с такой сверхзадачей помогли врождённая целеустремлённость, настырность с детства, недюжинная физическая подготовка — в школьные годы основательно занимался спортом и успел сдать норматив ворошиловского стрелка.
В конце ноября 2014 года зашли в Луганск. Донецкий аэропорт, Дебальцевский котёл, Измайлово — везде пришлось поработать. Здесь осваивал основы военного дела на практике.
В памяти сирийские города
После второй поездки на территорию Донбасса в 2015 году были многочисленные командировки в разные горячие точки. Грудь морского пехотинца украшают многочисленные боевые награды за участие в специальных операциях.
В памяти — сирийские города с тысячелетней историей, которые приходилось освобождать с тяжёлыми боями. «Мы понимали, что представляем Россию, и, конечно, стремились не посрамить честь русского воинства», — вспоминает своих боевых товарищей ветеран.
"Он должен!..
К началу 2020 года пытался адаптироваться к мирной жизни. Когда началась специальная военная операция, были у Владимира большие опасения, что не удастся ему попасть на передовую — всё же шестой десяток разменял. Но новости о том, что нацисты зверствуют в его родных местах, что его маме пришлось прятаться в подвале, не оставляли выбора. Он должен!
Никому не говоря, отправился в пункт отбора на контрактную службу во Владивостоке. Прошёл медкомиссию, получил заключение: годен. Жене Ольге сообщил, когда уже был в воинской части и заключил контракт.
На полигоне в Бамбурово инструктор был немало удивлён навыками совсем не юного матроса, среди компетенций которого — серьёзный опыт наводчика гаубицы, командира миномётных секций, штурмовика, разведчика.
Попал в штурмовой отряд. 25 января 2023 года его рота получила приказ: взять северные дачи под Угледаром. На пяти БТРах выдвинулись к лесопосадкам. Когда произошла первая высадка, нарвались на диверсионную группу. Вэсэушники сначала работали стрелковым оружием с глушителями, потом стали крыть артиллерией.
В ходе боя услышал голос командира. Молодой лейтенант с позывным «Нокча» получил ранение в руку. Оказал ему первую помощь (благо в предыдущих командировках проходили основательную подготовку по полевой медицине). Решили притаиться, потому что пошла массированная атака дронов.
Противник заметил группу и стал наносить массированные удары. Три осколка прилетели Владимиру в каску. Подумал: как хорошо, что не позарился на трофейную американскую, а оставил нашу, российскую. С ней хоть и неудобно надевать наушники, зато она более надёжная, спасла ему голову.
Когда русский с чеченцем плечом к плечу
Тогда «Док» ещё не понимал, что получил сильное воздействие минно-взрывной волны — акубаротравму. Подняться на ноги уже не смог. Последствия минно-взрывной травмы, контузии, значительно повлияли впоследствии на слух и зрение, речь замедлена, не проходит заикание.
Но тогда об этом думать было некогда. Рядом истекал кровью от проникающей раны в живот, простреленного бедра молодой чеченский парень — кадровый молодой офицер с позывным «Нокча». Трое суток «Док» бинтовал и спасал его как мог, применяя все свои навыки и опыт полевой медицины, которые ранее приобрёл в разных боевых командировках. Полбутылки воды берёг для раненого командира, грел под мышкой и выдавал маленькими порциями.
Сегодня Владимир Жевага — кадровый морской пехотинец. Сейчас находится на реабилитации. Надеется, что современная медицина вернёт ему прежнее здоровье и физическое состояние. И мечтает вернуться к друзьям, на передовую.
Татьяна Ткаченко, "Боевая вахта".
Фото автора и из архива героя.