Хранитель истории. Как кандидат наук из Приморья стал волонтером и добровольцем СВО

Прошло три года с начала Специальной военной операции. Подлинная летопись СВО только начинает выкристаллизовываться из информации в официальных СМИ, социальных сетях, телеграм-каналах военкоров, представляя собой креолизованный текст с видеосвидетельствами, иллюстрациями, комментариями читателей, их реакциями. Но такой объем информации часто заслоняет подлинных участников исторических событий. Их истории, чувства, мысли остаются за кадром.

Цель нашего проекта «Поговорим с героем» рассказать о приморцах, вставших в строй добровольцев – воинов, волонтеров, кадровых военных, отправившихся на СВО.

Досье

Автор проекта «Поговорим с героем» Анна Шамова, студентка IV курса Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ, уроженка Забайкалья. Выбор темы был предопределен изначально: отец Анны Евгений Шамов, участник СВО, вступивший в ряды бойцов с 2022 года. Как огромному сожалению, сегодня Евгения Витальевича уже нет в живых. Проект «Поговорим с героем» Анна посвящает своему папе.

Душа художника

Наш первый герой Роман Гвоздев, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, кандидат исторических наук (тема диссертации «Традиционные военные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов (по материалам середины XIX-XX вв.)»), художник и волонтер. С октября 2022-го по февраль 2023 года Роман Гвоздев участвовал в специальной военной операции в составе добровольческого отряда БАРС-4.

Анна Шамова:

- Роман, расскажите немного о себе, многим вы известны как волонтер, участник СВО, однако нам интересен ваш путь как обычного человека, чтобы понять ваш выбор. Чем вы занимались до того, как оказались на специальной военной операции?

Роман Гвоздев:

- Сегодня основное место моей работы — Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. До недавнего момента я был просто научный сотрудник, но относительно недавно в моей жизни появилось хобби, которое выросло в профессию, я стал художником. Хотя рисовал я всю жизнь, сильно этим увлечен был, но образования у меня соответствующего нет. В определенный момент я осознал, что это должно быть больше чем хобби и начал серьезно заниматься рисованием. 

И сейчас во Владивостоке не могу сказать, что я какой-то неизвестный художник, у меня есть собственная узкая акварельная специализация. Могу сказать, что даже достиг определенных успехов: в 2024 году меня приняли в Союз художников России. Инициатором моего выдвижения был приморский керамист Евгений Лапо.

Анна Шамова:

- Какое направление является в художественном творчестве для вас основным?

Роман Гвоздев:

- Акварель и маринистика. С Евгением Лапо мы сделали совместный проект «Линия горизонта», в итоге получился очень необычный формат, нечто большее, чем акварель и керамика, совмещение двух стилей и панно (прим.ред.).

Чтобы вы понимали, обычный акварельный рисунок имеет формат меньший, чем журнальный столик. А тут я замахнулся на полутораметровую акварель. Ее прорисовка относится не только к художественному искусству, это, я бы сказал, чисто техническая вещь. У нас во Владивостоке точно никто не делает. И, скорее всего, вплоть до Москвы никто не делает. А вот в Москве я знаю подобных специалистов.

Чтобы создать акварель такого размера бумага должна быть мокрая, и художник должен одновременно нарисовать произведение, пока она не просохла. Для меня это был настоящий вызов. Стало интересно.

 И почему-то в творчестве я уверенно себя чувствую. С акварелью у меня действительно, видимо, Бог дал…

Совместно с Евгением Лапо мы пытались показать людей, населяющих Приморье. Не просто красивую природу, а город, корабли, людей труда.

Кто они, герои нашего времени?

Анна Шамова:

- Вы такой творческий человек. На самом деле, и творческий, и образованный. Почему-то сложился такой стереотип, что подобные люди редко идут на СВО. Я не говорю, что им не достает храбрости. Но у них, вероятно, немного другой склад ума.

Роман Гвоздев:

- Начну издалека. Я любитель русского рока, бардовской песни. Мне всегда казалось, что это какие-то поцелованные богом музыканты. И к творчеству, к творческим людям относился как бы с неким пиететом, с таким авансом что ли. Но постепенно как-то жизнь немножко меня стала выравнивать, хоть я сам тоже творческий человек.

Время показало, что в переломный момент, некоторые представители творческого бомонда нашей страны повернули, мягко говоря, не туда. И я как историк еще смотрю. Поэтому у меня флёр пиетета перед этими людьми слетел. Поэтому сейчас для меня человек обычный из приморского поселка или с Забайкалья (кстати, мама у меня оттуда и родственники там) достоин большего внимания. И он много чего делает, просто в отличие певцов, актеров и блогеров не на виду, понимаете? И мне кажется, это не только про Россию, это больше про мир. Мы сильно возвысили творческих людей, спортсменов. Мы их превозносим в то время, как превозносить надо других - ученых, атомщиков превозносить, кто в арктические экспедиции ходит, кто работает на заводе.

Вспоминаю характерный пример. Только началась спецоперация 24 февраля 2022 года, и даже мои товарищи стали обращать внимание на мнения странных, с моей точки зрения людей. Вот говорили, посмотри, Артур Смольянинов (иноагент), что думает, а он же в «9 роте» снимался. А я парирую: «А кто такой Артур Смольянинов (иноагент)? Почему он должен для меня быть авторитетом?

Почему мы сами возложили на знаменитостей это бремя, считаем, что их мнение должно быть значимым, и наши люди до сих пор ориентируются на них, тех, кто принадлежит к творческой богеме, но не разбираются в истории? Тогда как слушая их, ты просто иногда с такой дремучестью сталкиваешься…

В общем, я расстроен по этому поводу. И надеюсь, не только у меня переоценка произошла. Благодаря СВО появились ответы на многие вопросы: что такое человек, настоящие ценности. Эти три года показали нам, какая жизнь, оказывается, бывает разносторонней, с какой стороны люди открываются. Я продолжаю любить творчество русских рокеров, но мы все знаем, что и кто сказал, и как их мнение однобоко.

Обдуманное решение

Анна Шамова:

- И поэтому логичный вопрос. Как вы решили пойти в добровольческий отряд? С каким позывом? Что у вас внутри щелкнуло?

Роман Гвоздев:

- Идея поехать в ДНР появилась сразу, после 24 февраля 2022 год. Как историк я интересовался этой темой, и понимал, о чем речь, хотя мое основное научное направление – этнография. Хотя казалось бы меня окружала сытая, хорошая жизнь, пусть я не как сыр в масле катался, но у меня многочисленные хобби, творчество: музыка, наука, живопись. Плюс я в армии не служил. Думаю, я туда в качестве кого поеду? Чтобы меня просто убили, и все?

Накануне событий февраля 2022 года мы сидели с друзьями, обсуждали волнующие нас событии, уже такая витала установка военная. Я был, как ни странно, за некий пацифизм, но заранее, если начнется серьезное противостояние, многие мои знакомые и близкие люди окажутся там. Я готов был принять это решение, может быть, всю жизнь к этому готовился. И ждал начала мобилизации или набора в добровольческие отряды, куда будут набирать не только тех, кто служил в армии.

Анна Шамова:

- Как ваша мама перенесла всю эту и разлуку, и эти ежедневные переживания?

Роман Гвоздев:

- Самое сложное было, как объявить это маме, объяснить ей, что ты не сошел с ума, и понимаешь, зачем ты едешь туда, если даже в армии не служил. Я ее понимаю, как сложно засыпать и ждать, что тебе там напишут, позвонят, пусть через неделю. Мама очень эмоциональный человек. И я опасался, что с ней инфаркт случится. Поэтому со мной был обычный кнопочный телефон, по которому мог общаться с братом и передавать через него привет. С мамой напрямую я общаться не мог.

Ничего не проходит бесследно, мама полностью потеряла слух, появились проблемы с памятью. Все это произошло на нервной почве. Но я не мог отменить свое решение. Теперь я вернулся и стараюсь быть с ней.

Самое большое открытие на войне - люди

Анна Шамова:

- Что вас в целом поразило «за ленточкой»?

Роман Гвоздев:

- Самое большое открытие на войне - люди. И вы наверняка уже слышали, всякого там хватает, всяких людей, но это действительно не пафосные слова, шелухи там практически нет. Человек виден как облупленный, за короткий срок буквально. Через неделю уже знаете, что можно ставить на каждого печать: это такой, это такой, это такой.

Особенно четко портрет каждого сослуживца, из моего опыта, проявился, когда наш батальон стояли на берегу Днепра, и в составе разведгрупп мы действовали на островах в дельте прямо напротив Херсона, где нас постоянно обстреливали. А под Херсоном большое количество малых островов, куда мы направлялись в рейды, там даже в случае ранения, эвакуация почти невозможна, позиции простреливаются: и сзади может быть противник и в протоках. И там мы держались друг друга, иначе не возможно. Нельзя отступить, от каждого, особенно от командира зависят жизни сослуживцев.

Даже в обычной жизни поход в тайгу на два - три дня настолько сближает людей, что видно, кто там заднюю включает, вместо того, чтобы палатку ставить или костер разжигать. Во время военных действий подобное чувство локтя или его отсутствие ощущается утрированно, человека на раз-два видно. Подчас вновь хочется вернуться в боевое братство, именно за этими искренними отношениями.

С чем идти к молодежи?

Анна Шамова:

- Как вы считаете, насколько сегодня важно молодежи рассказывать о ценностях, которые мы защищаем в Донбассе, на СВО? Я сама представитель зуммеров, молодежи с клиповым мышлением, тем, кому видео достаточно 15- секундное показать в соцсетях, сегодня запрещенных в России, и оно будет принято на веру.

Роман Гвоздев:

- Необходима заинтересованная аудитория, пусть даже придерживающаяся иных взглядов. Хуже всего безразличие. После возвращения со Специальной военной операции меня звали на многочисленные мероприятия в учебные заведения. Как волонтеры с друзьями - историками мы устраивали два гуманитарных автопробега в ДНР, в его рамках встречались со студентами разных вузов по пути следования, и в Улан-Удэ, и в Кемерово, и в Новосибирске. Людей на подобные встречи приходил много, они включались в дискуссию, была видна их заинтересованность, всегда подходили узнать о нашей деятельности с дополнительными вопросами.

Другая история - когда видишь, что люди сидят с каменными лицами, твои слова и дела им просто не интересны. Они в другом живут мире.

Анна Шамова:

- Как представитель той самой молодежи могу сказать, что ничего нельзя будет сдвинуть с места, если мои сверстники не начнут себя самообразовывать. Я ежедневно «ломаю» саму себя: заставляю дополнительно читать художественную, историческую литературу, смотреть документальные и художественные киноленты о Великой Отечественной войне, лучшие образцы великих мастеров.

Отказаться от формализма

Роман Гвоздев:

- Это не молодежь виновата, она же не откуда-то с Марса прилетела, это наши дети. Они родились в начале 2000-х, после распада СССР, когда появился принцип «каждый сам за себя». Открылись границы, у людей появились деньги, они стали основой жизни. Воспитание, нравственные ценности стали носить формальный характер. Как от молодежи требовать, чтобы они изменили моментально свое мировоззрение, если всю сознательную жизнь они слушали о диаметрально противоположном?

А то, что творится сегодня на Украине, разве этому не было предтеч в 2014-м году? Каково в тот момент у нас было освещение данного конфликта у нас? Тем, кому сегодня 20-25 лет в тот момент было 11-15 лет, а фильм о Донбассе и зверствах украинской власти транслировали в ноль часов ноль минут. Разве в ту пору 11-летние могли его смотреть? Казалось, были и журналистские расследования, снимались документальные фильмы, но как они доносились до широкого зрителя? Отсутствует глубокой аналитики происходящего, соответственно, мы имеем, что имеем.

Формалистика - ужасное зло. Когда-то она победила Советский Союз. Даже в школах необходимо рассказывать не только о героических поступках или формально выступать на школьных линейках, а говорить о тяготах войны, настоящей дружбе, приносить на уроки мужества настоящие каску, форму, в которой солдат побывал в бою, рассказывать о том, что пришлось испытать. Но мы по-прежнему, за редким исключением, продолжаем следовать формальным правилам. Да, соглашусь, поколение моих ровесников имеет осознание. Например, представителей ВСУ у нас там на передке «немцами» называют, фашистами, и мы понимаем, почему. А как к нам будет относиться молодежь, до которой не донесли тяготы и смыслы, через 20-30 лет? Будет ли верное отношение к нам, добровольцам и воинам?

Искажение истории: как противостоять?

Необходимо говорить и об искажении истории, наборе штампов о Великой Отечественной войне, которыми переполнен современный российский кинематограф. После просмотра ряда фильмов у молодого поколения может возникнуть вопрос, почему же надо было воевать за Советский Союз? Поскольку к этому подводит сюжет. Молодым покажется, что в каждом окопе сидел НКВДшник, который обязательно в спину стрелял нашим бойцам из пулемета. В фильме есть и обиженные советской властью священники, и раскулаченные, которые держат камень за пазухой.

В этом случае хочется сказать: «Стоп, что вы делаете, вы создаете новую историю, не имеющую отношение к реальности!» Такие фильмы воспитывают ненависть к Советскому Союзу. Но мы же наследники этой страны. А какие выводы делать молодому поколению после просмотра некоторых кинопроизведений: «И немцы не очень, ну и наши тоже такие себе». Такой посыл в корне не верен!

Сопричастность или жизнь в «информационной скорлупе»

Анна Шамова:

- Похожее отношение мы сегодня слышим из некоторых источников и к участникам Специальной военной операции. Рождаются ложные представления о том, почему люди идут добровольцами или по контракту.

Роман Гвоздев:

- Надо понимать, что идут служить в добровольческие отряды и по контракту совершенно разные люди, и нельзя всех мерить под одну гребенку, иначе мы рождаем очередные новые мифы. Даже если человек себя не очень проявлял в мирной жизни, то там, за ленточкой, если он будет в строгости, под руководством хорошего командира, то сможет себя показать с лучшей стороны. Все зависит от среды, от коллектива в целом.

Однако мы видим, что СВО все же цементирует общество. Это жизнь и история, в первую очередь, военных, членов их семьи, волонтеров, которые плетут сети, собирают средства на беспилотники и экипировку, гуманитарную помощь, многих сочувствующих. Есть очень вовлеченные люди. Так, один мой знакомый, бизнесмен, помогает снаряжением своим сотрудникам, которых мобилизовали. Для него вопрос в необходимости помощи не стоял, по-другому для него никак.

Но не все включены в эту повестку по-настоящему. Казалось бы, существует большое количество телеграм-каналов об СВО, но молодежь смотрит другие телеграм-каналы. И, соответственно, если вы людей не будете включать в патриотическую работу, реальной помощи нашим войскам, потом придется лишь удивляться, почему нет общего понимания значимости и необходимости СВО, в отличие от Великой Отечественной войны, когда каждая семья, каждый человек чувствовал свою сопричастность.

Мой друг-историк Анатолий Савченко, с которым мы делали гуманитарные автопробеги, выразился так: «Каждый из нас в период СВО выбрали свой канал информации, поэтому живет в этой скорлупе». Кто-то отстранился и смотрит котиков, а кто-то искренно включен в процесс.

Сейчас я собираю материалы о поэзии периода Великой Отечественной войны, и мне еще не попадалось ни одного стихотворения, которое былр бы в такое ключе: «Мы воюем, а вы в тылу разлагаетесь». А про СВО таких уже стихов больше десятка, как минимум тех, что мне на глаза попались. Тогда как общество должно понимать, что от них ждут воины, отдающие свои жизни на полях сражений. Не говоря об актуальности проблемы психологической поддержки и реабилитации для ветеранов СВО.

Люди на руках донесли

Анна Шамова:

- Вы провели два автопробега с гуманитарной помощью в 2023 и 2024 гг.. Как вообще происходил сбор? Кто вам помогает?

Роман Гвоздев:

- Гуманитарный пробег из Владивостока до Донбасса привез помощь не только нашим бойцам, но и для нас, его участников, стал значимым событием. Мне лично пробирало до мурашек, когда мы проезжали мемориалы, братские могилы наших солдат, где нашли покой не меньше 500 воинов, погибших во времена Великой Отечественной войны, так было и близ Волгограда, и по всему маршруту следования по европейской части России.

Конечно, существуют крупные фонды, в том числе краевой, помощи для 155-й, 83-й бригадам морской пехоты ТОФ, отряду «Тигр». Их значение велико. Но есть и небольшие гуманитарные проекты как наш, некие ручейки помощи от регионов.

Идея нашего гуманитарного автопробега возникла еще весной 2022 года. Мой друг Анатолий Савченко увидел, что я заметался, говорит, мы же не военные с тобой люди, давай будем делать, что сможем, объявим сбор, своих денег подкинем, купим машину, отвезем ребятам все что собрали и автомобиль оставим. Я сказал, что настроен воевать и участвовать в этом сейчас не буду. Так и случилось. Потом я вернулся и думал, что отдохну и опять поеду на СВО.

Но тут приключилось несчастье со здоровьем мамы, мое возвращение на поле боя отменилось. И мы с Анатолием Савченко, как два историка, договорились, так как мы не медийные звезды, у нас нет денег, большой аудитории, использовать нашу причастность к историческому сообществу. Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Николай Николаевич Крадин – председатель Совета отделения Российского исторического общества (РИО) в Приморском крае – дал добро на этот автопробег. И мы начали собирать гуманитарку по городам Приморья, помощь оказал институт.

К гуманитарным сборам для автопробега присоединился и Союз коренных малочисленных народов Приморского края, в том числе ульчи. Сам Валентин Андрейцев, председатель союза тоже решил поехать с нами. И мы на двух машинах направились в автопробег. Многие искренно и активно нам помогали по пути следования, откликнулись ребята из Красноярска, Новосибирска, Волгограда. Мы подружились с коллегами из музея Сталинградской битвы. И для нужд СВО через волгоградцев приобрели «Ниву». Часть гуманитарки там докупили.

В Донбасс мы въехали уже на четырех машинах вместе с коллегами из Волгограда, отвезя помощь не только приморским ребятам. Благодаря историческому обществу мы вышли на Луганское историческое общество, и его председателя, директора местного музея, ветерана СВО, получившего ранение. Мы приняли решение помочь его однополчанам тоже. На СВО не бывает чужих.

С Анатолием Савченко провели и второй автопробег. И вновь мы перегоняли для бойцов «Газель», везли другую помощь, дополнительно по городам ехали, собирали. И этот пробег тоже про людей получился. Нам дали машину, плохо подготовленную. Но на дороге нас с гуманитаркой не бросили, в пути ремонтировали. И, знаете, мы столько встретили хороших людей! Это просто непередаваемо!

Как сейчас помню, останавливается девушка - дальнобойщица, на кабине написано «Псих». Звали ее Кристина. У меня первый вопрос был не про колесо (оно у нас было пробито), а про то, как не испугалась остановиться? А она говорит: «Вы же поломались, надо помочь!». А ехали мы до Донбсса 42 дня туда-обратно. Вымотались, потому что машина ломалась постоянно, то одно, то второе. Но люди нас и по платным дорогам тащили на тросе, и полиция входила в положение. Благодаря тому, что мы ломались, к нам на помощь спешило много хороших людей. И теперь я понимаю, что мы бы без них ничего не сделали. Эти люди нас словно на руках донесли!

Анна Шамова:

- Какие сегодня у вас планы?

Роман Гвоздев:

- Планов много, какие из них реализуются, я точно не знаю. Не скрою, что думал, вот-вот маме лучше станет и вновь уеду на СВО. И во мне сейчас борются две идеи – уехать или остаться.

Конечно, есть планы научные. Например, Институт готовит коллективную монографию, и моя часть о коренных народах Приморья. Есть некоторые наработки, мне кажется, довольно ценные, связанные со Специальной военной операцией, т.к. я вел дневник и понимаю, что не так много ученых-историков имеют подобный массив. Эти дневники, по сути, основа для какой-то работы. Мне хочется ее реализовать, потому что за время возвращения, с автопробегами и выставками, я не успел углубиться в материал, только начинаю разбирать записи.

Есть и творческие планы, в том числе связанные с совместными выставками с Евгением Лаппо. Думаю о гуманитарной деятельности, работе на новых территориях. Пока это все в планах, тем более военные действия не прекращены. Плюс, я пишу икону для волонтера, которая помогала вместе с собственным фондом в проведении нашего автопробега, передачи помощи мотострелкам. Удастся все эти дела завершить, буду принимать решение.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
  • Память сердца: жизнь после утраты отца. Проект «Поговорим с героем»

    4.06.2025 16:30
  • Даже в аду есть место чести. Проект «Поговорим с героем»

    28.05.2025 19:00
  • "Главный оберег в бою - любовь семьи". Проект "Поговорим с героем"

    27.05.2025 18:00
  • Почему молодые отцы отправляются на СВО? Проект "Поговорим с героем"

    30.04.2025 16:50
  • Тяжелая утрата: два приморца геройски погибли в зоне СВО

    15.01.2025 10:07
  • Галина Ткачева: «Отношение к празднику 9 Мая со временем менялось...»

    9.05.2021 12:29
  • Этнографический час на "Радио России. Приморье": интервью с Юрием Латушко

    18.06.2020 18:37
  • «Вести: Приморье. Интервью»: «Трансляция культурной информации началась с института бабушек»

    12.03.2019 12:26
  • "Приморье - территория дружбы": Интервью с Анатолием Старцевым доктором исторических наук, главным научным сотрудником института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

    29.06.2018 10:32
  • Скончался доктор исторических наук, профессор Мухачев Борис Иванович

    10.02.2016 14:37
  • Информация

    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.