Чем занимались владивостокские офицеры КГБ в 70-е годы? Интервью

После окончания Великой Отечественной войны деятельность сотрудников спецслужб не прекратилась, а лишь приобрела новые формы и направления. Их усилия были направлены на обеспечение безопасности государства, предотвращение возможных угроз извне и защиту национальных интересов СССР. Работа разведчиков, контрразведчиков и иных специалистов продолжала оставаться тайной, но именно благодаря их действиям удавалось поддерживать стабильность внутри страны и укреплять позиции Советского Союза на международной арене.

В студии — Сергей Нелюбин.

Гость: Александр Малашенок, ветеран управления Комитета государственной безопасности ФСБ России по Приморскому краю, подполковник в запасе, ветеран войны в Афганистане.

Сергей Нелюбин:

- Меня зовут Сергей Нелюбин. Недавно наша страна отметила знаменательную дату в своей истории. Это было окончание Второй мировой войны и ещё одна, возможно, даже более значимая дата для нашей страны, для нашей Родины, для нашего родного Приморского края. Мы отмечали победу над милитаристской Японией в 1945 году. У нас были две памятных даты, две великих победы, которые мы отметили в сентябре.

Помимо тех усилий, тех жертв, тех подвигов, которые были совершены в последние дни войны и на протяжении всех её лет, немаловажную роль сыграли и наши бойцы невидимого фронта. Это сотрудники специальных служб, те, кто работал и в тылу, и на передовой, выполняя особые секретные задания. Сегодня у нас в гостях ветеран Управления Комитета Государственной Безопасности, ФСБ России по Приморскому краю, подполковник в запасе, ветеран войны в Афганистане Александр Малашенок.

Александр Леонидович, здравствуйте!

Александр Малашенок:

- Здравствуйте!

Сергей Нелюбин:

- Прежде всего, я хочу вас поздравить с прошедшим днем рождения. Оно было совершенно недавно,

Александр Малашенок:

- И совершенно неожиданно.

Сергей Нелюбин:

- И я подумал, что лучше поздно, чем рано, как говорится. Александр Леонидович, расскажите о себе немножечко. Вы из Приморья? Вы коренной Приморья?

Александр Малашенок:

- Родился во Владивостоке, на Эгершельде, рядом с предприятием «Эра». Там же находился детский садик этого предприятия, а раньше, в 1950 году, это был роддом, где я появился на свет. Детские годы провел во Владивостоке, хотя семья часто переезжала по гарнизонам Приморского края из-за службы отца-военного моряка. Основные места проживания — Улисс, Разбойник, Козьмино. В 1960 году окончательно вернулись во Владивосток, где я поступил в девятый класс школы №9 и окончил её в 1967 году.

Сначала думал поступить на строительный факультет, ведь с детства любил строительство и мечтал стать архитектором. Но судьба распорядилась иначе: однажды в нашу жизнь вмешался подполковник КГБ, прилетевший из Москвы специально для набора кандидатов в Высшую школу КГБ. Эта школа, ныне известная как Академия ФСБ, славится высоким уровнем образования и профессиональными кадрами преподавателей.

Именно туда я решил поступить и получил качественное образование, став впоследствии сотрудником спецслужб. Высшее юридическое, высшее специальное, высшее языковое и среднее военное. То есть сразу четыре образования за четыре с половиной года, которые мне удалось там приобрести. Достаточно неплохо выучил китайский язык. Ну и, соответственно, этот китайский язык повлиял на дальнейшую мою службу.

Сергей Нелюбин:

- Это в программе обучения было, или вы самостоятельно?

Александр Малашенок:

- У нас там факультет, где готовили контрразведчиков со знанием иностранного языка. На нашем курсе было где-то около 15-18 языков разных изучали, по подгруппам. Ну а мне, во сколько мы из Владивостока, безусловно, попался китайский. Соответственно, по окончании вернулся сюда в управление по Приморскому краю. И 23 года служил не меняя мест пребывания. Служил сначала в разведывательном подразделении, потом перешел в контрразведку. Как говорится, испытать пришлось все виды деятельности вплоть до того, что я заканчивал службу уже в подразделении по борьбе с организованной преступностью.

Сергей Нелюбин:

- Как контрразведка СССР ловила шпионов? Много ли было шпионов в 70-е годы в Приморском крае?

Александр Малашенок:

- Я могу сказать, что в 1972 году это все прошло четыре года после Даманских событий. Напряженная обстановка на границе с Китаем. Абсолютно враждебные отношения людей, которых возглавлял тогда Мао Цзедун. Китай переживал культурную революцию, население страдало от бедности и нехватки ресурсов. Многие китайцы стремились покинуть страну, пытаясь перейти границу с целью поиска лучшей жизни. И мы занимались фильтрацией этих перебежчиков. Как говорится, кто на что годится. Выявляли среди них людей, засланных казачков. Иногда удавалось распознать таких людей прямо на этапе первичного опроса, особенно если отправлялись на границу и участвовали в первых допросах. Важно было определить, кто действительно бежит от тяжелых условий жизни, а кто действует по заданию разведки.

Сергей Нелюбин:

- А по Японскому и Корейскому направлению у нас во Владивостоке контрразведка работала?

Александр Малашенок:

- Вот я после китайской разведки, я перешел в корейскую контрразведку. Возглавлял отделение по корейской линии, как у нас говорилось. Ну в основном приходилось заниматься. Тогда опять же с корейцами были сложные отношения. Хотя вроде бы и дружеские. Но они идеи "чучхе" подразумевали такую картину. Побольше украсть где-нибудь и сделать у себя.

Чучхе – это официальная идеология Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), которая означает опору на собственные силы во всех вопросах внутренней жизни, включая экономику, политику и оборону.

Но есть исторический пример, от которого тогда обалдел. Им нужны были краны портовые. Но они дорогие. Тогда они в состав туристической делегации включили художника. И он в порту Находки нарисовал кран. И по этому рисунку художника они изготовили свой у себя.

Сергей Нелюбин:

- А где украсть, как не у соседей, да?

Александр Малашенок:

- Поэтому нам приходилось, так сказать, немного к этому препятствовать.

Сергей Нелюбин:

- Понятно. А расскажите о командировке в Афганистан. Чем занимались Владивостокские разведчики в Афганистане?

Александр Малашенок:

- Сами понимаете, тогда было не 80 лет после войны, а всего-навсего 30. Еще были живы люди, которые прошли войну. И не просто живы , они преподавали в той же высшей школе. Был очень много ветеранов войны в нашем управлении. И они прекрасно знали, что для того, чтобы противодействовать в случае войны противнику, нужны специально подготовленные кадры. То есть не просто офицеры в галстуках, которые всю жизнь за столом просидели, а люди, прошедшие специальную подготовку. И поэтому были организованы курсы в Москве. Они назывались курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС). 

И на этих курсах велась подготовка командиров диверсионное-разведывательных групп. Группы специального назначения (ГСН). Для работы в талу противника в случае возникновения военных действий. У нас была задача даже организация партизанских отрядов, создание подполья и так далее. Вот, так сказать, преподаватели, которые это прошли, нас этому обучали. Мне на эти курсы удалось, посчастливилось, я скажу, попасть еще в 1976 году.

Я и закончил. Ну и, как говорится, все мы заканчивали эти курсы. Потом думали, когда нам это пригодится, и вряд ли вообще это нужно. Но было интересно, потому что и с парашютом попрыгал, и оружие разное пострелял, и мину смог заложить. И Азбуку Морзе на слух принимал на уровне третьего разряда. Ну, во всяком случае, много чего научили. И в альпийскую подготовку прошел. В Кировакане мы в горах полазили по скалам. Это было всего по одному человеку в год от управления ездили на эти курсы. Последние два года было по два человека уже.

И в 1979 году мы узнали, что наконец-то курсам повезло. Они досрочно завершили обучение, ребята, и поехали за границу, в Афганистан. Почти весь курс был призван для охраны наших специалистов в Кабуле, поскольку там обстановка была тяжелая. Охраной посольства занимались, ну и прочими вещами. То есть наши двое тоже попали. Мы страшно им завидовали. Ну, сами понимаете, это все не выездные были. Тут ребята за границу. Они приехали, сказали, что все спокойно. Они там пробыли пару месяцев.

Потом приняли решение, что офицеров держать слишком накладно. И заменили на прапорщиков погранвойск для охраны. Ну и все вроде бы спокойно. Но в декабре 1979 года приходит телеграмма, которая перечисляется шесть последних выпускников этих курсов. И указывается, что они должны прибыть в Москву с последующим направлением загранкомандировку. Сроком не менее двух месяцев. Я, как сейчас, помню этот текст. Мне задают вопрос. "Александр Леонидович, есть возражение?" Я говорю, да ну что вы. За счастье. Только куда? А он говорит, я не знаю.

Сергей Нелюбин:

- Все равно мысли, наверное, уже были, да какие-то?

Александр Малашенок:

- Ну, он говорит, какие у вас проблемы-то есть. Я говорю, нет, я готов лететь. Единственное, что помогите жениться. У меня заявление в ЗАГСе лежит, и мне на январь назначено. А он говорит, ну не знаю, чем помочь. Значит, командировка будет не на прогулку, не туристическая. Не хочется невесту оставлять, так сказать, в подвешенном состоянии. Ну, сначала попытался сам. Меня в ЗАГСе послали во вторник. Потому что они только по субботам работают. Подключили секретаря Парткома. Он подключил райком партия. Я всегда говорю, кто нам мешал, и почему мы райкомы заменили на администрации. Короче, райком поддержал. Мне открыли ЗАГС. Мы расписались в этот же день. Сыграли свадебку короткую.

И через еще день мы вылетели все в Москву. А в Москве уже нас после обеда собрали в зале и объявили, что командировка будет в Афганистан. Хотя мы прикидывали, что это должен был быть Дамаск. Был организован отряд «Зенит». И в этом отряде ребята занимались подготовкой, изучением обстановки сначала. Карт не было. Поэтому создали на стене огромный плакат. Нарисовали карту Кабула со всеми точками объекта. Представляющий интерес, то есть резиденция президента, генерального секретаря.

По Ленинскому плану вооруженного восстания. Только не надо было брать мосты, потому что речка Кабул по колено. И вокзалов там нет, железной дороги. А все остальное ребята изучили. Когда мы прилетели, нам на построение объявили. Виллу специально сняли для нашей группы. И подполковник Поляков объявил, что в стране бардак. И мы здесь, ребята, вынуждены с этим бардаком кончать.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
  • Выставка расскажет о работе приморских спецслужб в годы Великой Отечественной войны

    7.05.2025 09:33
  • Ветеран УФСБ Приморья отмечает юбилей

    27.04.2025 08:24
  • Легенда приморского УФСБ Александр Малашенок выступил перед школьниками Владивостока

    14.03.2025 18:57
  • Интервью. Ространснадзор в Приморье: основные направления деятельности

    31.10.2024 09:45
  • "И вдруг вспыхнуло всё": ветеран ВОВ поделилась воспоминаниями, встретив столетний юбилей

    26.03.2024 16:52
  • "По версии следствия": критерии отбора сотрудников на службу в Следственный комитет

    20.06.2023 16:58
  • Во Владивостоке поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы

    7.05.2021 16:00
  • Ветерану из Приморья вручат медаль Ушакова

    24.12.2015 14:25
  • Сотрудники МЧС поздравили ветерана Великой Отечественной войны Льва Александровича Абрамова

    24.01.2015 17:17
  • Ветеран Великой Отечественной войны Николай Лепеев отмечает 92-ой день рождения

    30.04.2014 15:51