«Солнечные ванны» для растений устроили ученые ДВО РАН. Видеорепортаж Елены Штылиной

Сегодня, 8 февраля, ученые, инженеры и конструкторы отмечают День российской науки. В свой профессиональный праздник представители передовой мысли трудятся в морских экспедициях, научных лабораториях.

Елена Штылина в Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН увидела необычный эксперимент: «Солнечные ванны» для средиземноморской зелени!

Здесь все, как на космической станции, — в загадочной лаборатории царит полумрак... А яркие лучи скрыты от глаз в небольших инкубаторах. В них под монохромными источниками синего, белого, желтого и красного света зреют зеленые витамины. В испытаниях участвует - руккола, средиземноморский салат!

Общепринято, что тепличные растения уступают по вкусовым и полезным качествам тем, что растут в естественных условиях. Эксперименты ученых доказывают обратное. Улучшать вкус и качество они умеют, подобрав определенный спектр освещения.

Влияние света на свойства растений физики начали изучать лет 5 назад. Новое направление в науке сразу привлекло внимание биологов, почвоведов и программистов, чьи совместные усилия нужны для создания теплиц будущего. Такие ясли для овощей и фруктов устраивай хоть на северном полюсе, ведь ледниковый период не помеха супертеплицам! В них можно будет собирать по несколько урожаев в год клубники, вкусных томатов, ароматных огурчиков.

Евгений Субботин, заведующий лабораторией агробиофотоники ИАПУ ДВО РАН: «Мы разработали 10 различных ламп солнечного света. Эксперименты доказывают, что под лампой солнечного света растения проходят весь цикл развития, в то время как под светодиодами теплого белого света растет растение в несколько раз медленнее».

Весь фокус в том, что лампы с разным спектром излучения по-разному влияют на испытуемых. Свет разной длины запускает в клетках различные механизмы и тем самым повышает урожайность или помогает вырабатывать витамины без лишних удобрений. А еще в комфортных условиях зеленым подопечным не страшны вредители, ветра, морозы и засуха.

Юрий Кульчин, академик РАН, научный руководитель ИАПУ ДВО РАН: «В будущем такая теплица будет полностью автоматизирована. Человек будет только задавать параметры, какой продукт он хотел бы вырастить!».

Это самая молодая в институте Автоматики ДВО РАН - лаборатория агробиофотоники. Ее основатель - академик Юрий Кульчин и сам не ожидал, что открытия в области физики приведут его к делам ботаническим! Ученый выяснил, что терапия при помощи света и лазера показана не только людям, но и растениям, чтобы в ближайшем будущем получать экологически чистые плоды.

Ваша оценка данного материала

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.