"Азия не откажется от нашей рыбы, как бы этим «еврожопам» этого не хотелось" - эксперт

Журналист, эксперт в рыбной отрасли, руководитель ассоциации спортивно-любительского рыболовства Приморского края Юрий Нурмухамедов поделился с «Вести:Приморье» своей оценкой ситуации в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслях Дальнего Востока, которая сложилась после объявления России "людоедских" санкций.
Теперь всем нам нужно знать, что будет с рыбой на столе российского потребителя, и как спецоперация РФ на Украине, отразится на экономике компаний и предприятий нашего Дальнего Востока.
По моим экспертным оценкам, российский вылов в 5 миллионов тонн не должен просесть. Рыбаки будут поставлять рыбу на рынок КНР и в другие страны Азии. Минтаевая путина покажет, сколько рыбы пойдет на КНР и сколько в Корею. Корейцы сами едят около 200 тысяч тонн одного минтая. Что касается поставок филе минтая на Европу, то европейцы, скорее всего, в этом году нам откажут в прямых закупках. Но, даже если филе минтая не пойдет на Европу из-за проблем с логистикой или отказа сетей покупать наш продукт, уверен, что китайская переработка быстро поставит им свое филе, изготовленное из российского минтая.
Между тем риски остановки предприятий есть. Увы, это связано не с отказом рынков покупать нашу рыбу, а с тем, что предприятия отрасли аккредитованы. Наиболее проблемные предприятия – это «РРПК», «Норебо» и ряд других крупных игроков, впрочем, и компании меньшего масштаба могут оказаться на грани банкротства.
Дело в том, что реформа, проведенная регулятором, заставила предприятия взять кредиты. Деньги давали под 8 - 10%, и предприятия считали свою экономику со стоимостью денег в указанных 8 - 10%. Теперь, когда банки предъявили ультиматум и повысили ставку до 25%, они делают экономику производства рыбы в России (это цикл добыча, логистика, и переработка), нерентабельным. Если политика и здравый в голове банкиров не восторжествует, то банки могут уже в ближайшие месяцы забрать себе в активы рыбные компании. В общем они уже могут начать искать себе управляющих, чтобы рулить бизнесом, который заложен рыбаками.
Вопрос, нужно ли это государству? Нет и еще раз нет. Для банковского сектора будет наилучшим вариантом до конца года оставить кредиты для предприятий на прежнем уровне, тогда компании сумеют перестроиться и будут обслуживать кредитные деньги за счет своей операционной деятельности.
Есть и хорошие новости. Корея и Япония пока покупают всю российскую рыбную продукцию. Есть, конечно, трудности, но оплата пока проходит. Это важнейший факт, который обеспечивает функционирование наших рыбных компаний. Что касается цен на рынке, пока цены стоят на месте. И тут возникает вопрос, предприятия, которые поставляют свою продукцию на экспорт и в Россию, будут ли они привязывать цену своей продукции, идущей на внутренний рынок, к курсу доллара. Если да, то покупать эту рыбу мы с вами в прежних объемах не сможем. Или вообще не сможем (не хотелось бы).
Что касается долгосрочных прогнозов, то уже есть понимание, что инвестиционная кампания, за которую ратовал глава Росрыболовства, даст сбой. Решения было правильным, но исполнение было частично сорвано. Спасибо, Трутневу что настоял на строительстве 21 берегового завода. Они все построены. Это наш российский актив в сфере продовольственной безопасности. А вот суда остались в виде корпусов. Частично - это последствия решений, которые Шестаков принимал в интересах нескольких компаний. Этот чиновник решил, что правильно будет удлинить сроки строительства судов с 5 лет до 7 лет, и предприятия теперь могут просто не получить главные двигатели и другие иностранные комплектующие. Мне кажется, глава правительства сделает правильные выводы, и может мы увидим, что в ФАР придет новый руководитель.
Хотя даже без ввода в строй новых судов, почти все траулеры РФ могут работать на промысле более 10 -15 лет, при условии, что порты Кореи и КНР нам будут продавать ЗИП и брать суда на обслуживание. Азиатская экономика не откажется от наших судов, как бы этим «еврожопам» этого не хотелось. Азия обязательно воспользуется ситуацией и начнет зарабатывать на Европе, продавая им нашу рыбу дороже, чем это делали мы. Конечно, есть вариант, что европеец не захочет кушать палочки из экологического минтая, а перейдет на грязный пангасиус, но это ненадолго. «Жрать» хочется всегда.
Это был краткий обзор ситуации и прогноз о будущем развитии событий в рыбной отрасли. Любите свою страну и своих близких, берегите здоровье. МЫ СИЛЬНАЯ ДЕРЖАВА нас не сломать, не задавить.