Россия — Китай. Что дальше?

Один из самых важных аспектов развития ситуации, которая складывается сейчас в мире в связи с принятием невероятного масштаба санкций против России, — это дальнейшие отношения нашего государства с Китайской Народной Республикой. Как агрессивное отношение западного мира к России повлияет на эти отношения, как на этом спекулируют враги России, и как они изменятся?

Детали - в комментарии Сергея Землянского.

Попытки вбить клин в отношения Росси с Китаем — одна из стартегически важных позиций для СШАП и коллективного запада. Предпринимались они всегда и настойчиво. С началом специальной военной операции по освобождению жителей Донбасса от украинских неонацистов и фашистов, ожидания, что Китай изменит свою позицию в глобальном партнёрстве с Россией, тут же потерпели крах. Китай жёстко и однозначно обозначил свой нейтралитет в этой ситуации. Однако, когда США стал формировать глобальную антироссийскую коалицию, Китай первым официально заявил о незаконности экономических санкций, принятых против России, и таким образом сразу расставил все точки над «I».

Чжао Лицзянь, официальный представитель МИД КНР: «Китай выступает решительно против односторонних санкций, которые не имеют под собой никаких оснований в международном праве. Угроза санкциями на каждом шагу только вызовет серьезные трудности для экономики и средств к существованию людей соответствующих стран, а также еще больше усугубит раскол и конфронтацию. Китай и Россия поддерживают прочные связи в области энергетики и будут продолжать нормальное торговое сотрудничество, включая поставки нефти и газа».

Когда Совет Безопасности по вопросам спецоперации на Украине выставлял на голосование откровенно агрессивные, антироссийские резолюции Китай и Индия воздерживались от голосования, настаивая на том, что меры к урегулированию ситуации на Украине должны в первую очередь предпринять США и Европа, а создание антироссийской коалиции только усугубляет ситуацию. Попытки требовать от Китая свернуть сотрудничество с Россией обречены на полный провал.

Артём Лукин, доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ: «Китай уже чётко дал понять, что он в этом участвовать не намерен, что у него свои отношения с Россией, что он этими отношениями дорожит. У американцев коротковаты руки, чтобы запретить Китаю сотрудничать с Россией».

Елена Тюрина, заместитель директора Школы экономики и менеджмента ДВФУ: «Россия и Китай давнишние партнёры в экономическом плане: мы поставляем различные товары Китай, импортируем из Китая. Ежегодно достаточно большая сумма — более 50 миллиардов долларов».

Отказываться от основ глобального российско-китайского межгосударственного сотрудничества, тем более — под давлением США - никто не намерен. Механизмы такого взаимодействия налажены давно и прочно в самых разных сферах, и не только торговле. Это — научная лаборатория одного из институтов ДВО РАН. Здесь российские учёные разрабатывают тактику лечения ковида с помощью искусственного интеллекта

Валерия Грибова, заместитель директора по научной работе ИАПУ ДВО РАН: «Когда только началась пандемия, в конце 20-го года к нам обратились наши китайские коллеги, чтобы мы могли развернуть такую систему по диагностике и лечению ковида. Тогда они диагностировали и лечили методами традиционной китайской медицины. Мы вместе с китайскими коллегами на китайском языке развернули эту систему для использования, и она использовалась там некоторое время, пока наши китайские коллеги не смогли сами воссоздать аналогичную систему для себя».

Проект Владивостокской кольцевой автодороги с Эгершельда на остров Русский — первыми стали изучать китайские инвесторы, первыми пришли в Россию с конкретными пакетами инвестиций.

Игорь Трофимов, директор инвестиционного агентства Приморского края: «В настоящий момент подана частная инвестиционная инициатива от компании «Чайна рэлэвинг констракшн корпорейшн» и уже предложили условия, на которых они готовы всё это сделать, и сейчас условия и финансовая модель отсматриваются».

За последние недели на торгово-производственных базах Китая - небывалое оживление. С введением европейских санкций телефоны торгово-логистических компаний Поднебесной буквально разрываются. Директор одной из таких организаций в Амурской области говорит, что всего за неделю его фирма заключила порядка 70 контрактов — в 5 раз больше, чем обычно. Китайское оборудование для сельского хозяйства, пищевой промышленности, добычи полезных ископаемых и других сфер ожидают также предприниматели из Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. Причем к поставщикам из Китая устремились как крупные компании, так и мелкий, средний бизнес. Всплеск заказов заставил торговые фирмы в Китае расширить свои профиль и штат.

Евгений Куроедов, руководитель транспортно-логистической компании, Амурская область: «Мы не верили в то, что действительно начнут вводить санкции. Потому что, по сути, это выстрел в ногу для многих европейских и американских компаний. Каждые несколько минут наши специалисты по продажам принимают заявки, причем из тех отраслей, в которых мы даже не работали. Сейчас уже даже здесь несколько предприятий знакомых есть, мы уже начали объединяться, чтобы каждому по своей специализации отдавать заказы».

Логистика, энергетика, сельское хозяйство, деревообработка — выходят на первый план. Ведь, собственно говоря, торговля энергоресурсами России всего лишь одна десятая в общем товарообороте с Китаем.

Елена Тюрина, заместитель директора Школы экономики и менеджмента ДВФУ: «Это только десять процентов нашего экспорта, многие думают, что больше нечего нам продавать. На самом деле Китай - это огромный потребитель продуктов питания. Мы продаём растительные и животные жиры, зерно, сельхозпродукцию».

Алексей Старичков, руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края: «Китай был, есть и будет нашим основным внешнеэкономическим партнёром. Сейчас по нашей информации наши партнёры взяли небольшую паузу, дожидаются стабилизации валютного курса, и затем вновь объём нашей торговли восстановится, и, по оценкам экспертов, он будет увеличиваться за счёт замещения импорта из стран, которые ввели незаконные санкции в отношении Российской федерации».

Еще в феврале Россельхознадзор отозвал временный запрет на импорт из Китая цитрусовых, яблок и груш. За два года рынок Приморья успели заполнить фрукты других стран, однако население в принципе радо возможности выбора. Но месяц прошел: ни апельсинов, ни мандаринов, ни любимых приморцами зимних яблок от приграничного соседа в крае до сих пор нет. Почему, объясняет один из руководителей крупнейшей на Дальнем Востоке оптово-розничной площадки в Уссурийске, Александр Пятецкий.

Александр Пятецкий, заместитель генерального директора оптово-розничной базы «Дружба»: «В данный момент эта продукция проходит на китайской стороне необходимое оформление документации по карантину для подготовки к перемещению на российскую территорию. Затем аналогичную работу проведут уже с нашими организациями. Только после этого будет дано уже разрешение на ввоз».

А пока в достатке овощи всех мастей. Зелень, корнеплоды, огурцов и томатов больше всего. Коробками почти до потолка они - в помещении, где товар перебирают, прежде чем отдать под реализацию. Что-то может и подпортиться: груз слишком долго стоит на границе, есть проблемы с проходимостью из-за повышенных мер санитарной безопасности с китайской стороны.

Раньше овощи перебирали исключительно китайцы. Это ведь база «Дружба» - её и открывали в 90-е как совместное российско-китайское предприятие. Но с некоторых пор здесь только старшие продавцы из Поднебесной. Стараются говорить по-русски. Просят называть себя русскими имена, для удобства. Это, например, Лариса. Всё чаще она не продаёт, а объясняет постоянным покупателям, почему всё так дорого. Кроме разве что кокосов, на них цена прежняя. Из-за скачков курса, поставщики вынуждены держать цены открытыми. С 23 февраля стоимость китайских продуктов подскочила на 25 процентов. Но оптовики смотрят в будущее с оптимизмом: главное, что количество и ассортимент плодов и овощей растут не по дням, а по часам.

Александр Пятецкий, заместитель генерального директора оптово-розничной базы «Дружба»: «Это связано с тем, что компании-перевозчики очень плотно работают с китайскими партнерами. И наша сторона, российская, видит необходимость в обеспечении населения свежими овощами, поэтому приоритет даётся на пересечение границы скоропортящемуся товару».

Только в Приморье в 2021-м объём внешней торговли с Китаем увеличился более чем на треть. Составив 10 миллиардов 600 миллионов долларов.

В России за 11 месяцев 2021 года было продано в два раза больше китайских автомобилей, чем в 2020-м. Автосалон китайского автопрома в Москве никогда не пустует. В соотношении цена-качество китайцы уверенно побеждают подержанные иномарки - здесь больше опций.

Павел Медников, житель Московской области: «Перед этим я посмотрел очень много видеообзоров. Машину очень сильно хвалят. Очень сильно привлекает вот эта начинка. Если приезжать и покупать что-то европейское за те же деньги, это будет совсем пустой автомобиль, где не будет ничего».

Среди главных преимуществ – цена машины, в то время как новые европейцы, японцы и корейцы с такой начинкой будут стоить в два раза дороже. Главное, почему китайские модели сейчас так популярны в России, и спрос на них растёт, — это то, что в условиях тотального дефицита, китайские компании предлагают автомобили практически сразу или с небольшим сроком ожидания.

Игорь Моржаретто, автоэксперт, член общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса РФ: «То есть ты можешь прийти к дилеру, увидеть интересные современные модели, купить сразу, и тебе не будут навязывать коврики за 100 тысяч, условно говоря».

Елена Тюрина, заместитель директора Школы экономики и менеджмента ДВФУ: «У Китая есть инвестиции, у Китая есть инновации, и это тот игрок, который может заявлять свою позицию, своё мнение. Что он собственно и делает».

Артём Лукин, доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ: «Китай попытается оказать России содействие, в определённых рамках конечно же. Но я считаю, что Китай это та страна, на отношения с которой, сотрудничество, мы можем рассчитывать даже в сегодняшней очень сложной ситуации, когда Запад устроил полную экономическую блокаду России».

Очевидно, что сейчас весь Дальний Восток и Приморье — в первую очередь становятся главными воротами России в мир. Решение президента России Владимира Путина сделать в 2012 году Владивосток место проведения саммита АТЭС, а позже — площадкой Восточного экономического форума, который в 2018 году посетил Сицзиньпин, не предполагало тогда такое развитие событий как сегодня. Но точно основывалось на том, что Китай и Россия остаются партнёрами и никто со стороны на это повлиять не сможет. Об этом говорят и жители Владивостока:

«Китайцы были на нашей стороне, как и мы впрочем на их».

«Я думаю, они перейдут на некий другой уровень. Китай в любом случае не будет с нами ругаться, потому что мы соседи, и мы слишком завязаны торговыми связями».

«С Китаем? Я буду, они будут доброжелательные, мы всегда были с ними в хороших отношениях».

«Китайцы сейчас заинтересованы в России, он смотрит сейчас на эти события, чтобы потом реагировать на свои проблемы».

«Думаю также, нормальные отношения будут. Мы ж хотим ещё валюту их принять юань. Я не против, чё….».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Комментировать:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.