Журналистам и экологам продемонстрировали возможности предприятия по обращению с радиоактивными отходами в Приморье. Видеорепортаж Владимира Ощенко

Служба безопасности «ДальРАО» просит журналистов не снимать лишь систему охраны предприятия: ограждения, вышки с вооруженными людьми, стационарные дозиметрические системы входа-выхода работников. Все остальные объекты открыты для прессы – в цеха переработки радиоактивных отходов, правда, мы не попадаем, нужен, как минимум, медицинский допуск. Несколько журналистов прихватили персональные дозиметры, специалисты «ДальРАО» даже не улыбались: измеряйте, что хотите, где хотите.
Никлай Лысенко, директор «ДальРАО», во всех деталях описал и технологический процесс, и перспективы планируемого проекта. Конкурс «Росатома» нацелен на проведение исследовательско-изыскательных работ до 2016 года, и только затем будет принято решение о характере модернизации. Вполне возможно, что новых сооружений и не понадобится строить. А вот общественные слушания в ЗАТО Фокино по проекту будут проведены в полном соответствии с законом.
Александр Никитин, в прошлом офицер-подводник, капитан 1-го ранга, в свое время был арестован за придание гласности доклада«Северный флот— потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона». И, безусловно, его оценка проекта является максимально приближенной к очень критичному взгляду экологических организаций.
Александр Никитин, руководитель российско-норвежского эколого-правового центра BELLONA, г. Санкт-Петербург: «И я хочу сказать, что, в принципе, все экологическое сообщество, все экологические организации, что работают в России, я с ним поддерживаю контакты – все выступают за то, чтобы это было сделано, и сделано качественно, может быть, не очень быстро, но качественно».
Задача «ДальРАО» – применить современные технологии с тем, чтобы надежно изолировать атомное наследие Тихоокеанского флота, освободить бухты от реакторных блоков, дезактивировать хранящиеся здесь твердые радиоактивные отходы.
На территории Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами, где мы сейчас находимся, в бухтах Чажма и Разбойник, как полагает население Приморского края, повышенная радиация. Так ли это, проверим с помощью профессионального дозиметра-радиометра. Начинаем измерение … ну вот: 6 микрорентген в час, вполовину меньше, чем во Владивостоке. Во Владивостоке естественный радиационный фон 12 микрорентген.
И самый главный вывод поездки журналистов на бухты Сысоева и Разбойник – никакие дополнительные объемы радиоактивных материалов на территории «ДальРАО» не появятся ни с российских атомных станций, ни тем более из-за границы. А к общественному контролю и информационной открытости атомщики Приморья начинают привыкать.
[media=http://youtu.be/tSG0rjYkvEs]