Встреча на высшем уровне генсека СССР и президента США во Владивостоке: "Особый взгляд"
Программа "Особый взгляд с Андреем Островским" (от 25 ноября 2023 года).
Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». До наступления календарной зимы – считанные дни, и температурный режим все увереннее склоняется именно к этому времени года. Хотя, что уж бога гневить: признаем, что осень в этом году была у нас на редкость теплой, как мы уже говорили – сиротской. Но уже пора задумываться о новогодних подарках, чтобы потом, в последние декабрьские дни не носиться по магазинам, как загнанная лошадь: ведь последний месяц года пролетает, по обыкновению со скоростью пули. О некоторых рекомендациях в выборе новогодних подарков мы непременно поговорим в следующем, первом декабрьском выпуске нашей программы, а пока предлагаю по традиции взглянуть и на календарь, и на связанные с ним события минувшей недели.
Странным образом события эти складываются так, что связаны они почему-то почти все преимущественно с Соединенными Штатами Америки. Ну, посудите сами. Началась неделя с того, что многие федеральные и большинство местных информагентств распространили сообщение о том, что в Штатах скончался Виктор Беленко, клейменый предатель, летчик, в сентябре 1976 года угнавший суперсекретный тогда истребитель МиГ-25 с приморского аэродрома ПВО под Чугуевкой в Японию. Вскоре после побега он оказался в США, где и прожил до конца дней; но тогда, осенью 76-го это событие оставалось главной мировой сенсацией в течение нескольких месяцев. Впрочем, говорить об этом достаточно противно, и, я полагаю, что уделять обильное внимание предателю, пусть и незаурядному, - слишком много чести.
Другая, связанная со Штатами история приключилась 11 лет спустя и теперь уже имеет самое прямое отношение к нашему городу: в такие же ноябрьские дни, как и сейчас, 23 и 24 ноября 1974 года на встрече во Владивостоке глава Советского Союза Леонид Брежнев и американский президент Джеральд Форд провели переговоры о контроле над вооружениями. Если быть совершенно точными, то не во Владивостоке, а в пригороде. Владивосток тогда был жестко закрытым городом – штаб-квартира Тихоокеанского флота все-таки – поэтому разместилась американская делегация в одной из госрезиденций в районе 19 километра. Правда, в последний вечер, накануне вылета, большая кавалькада машин промчалась по гострассе до центральной площади Владивостока, где развернулась и уехала обратно; много ли из окна машины, да еще и в сумерках увидишь?
Речь, впрочем, не о том, что увидели или не увидели в тот момент американцы во Владивостоке. Куда важнее был сам факт переговоров, ставших одной из самых ярких иллюстраций входившего тогда в моду термина «разрядка». Но и выбор места для высокой встречи тоже, конечно, был показательным: не в Москве и не в Вашингтоне, а в городе, который едва ли не для всего мира (да и собственного говоря, и для многих жителей нашей страны) был в тот момент одной из самых таинственных и загадочных точек на карте.