"Особый взгляд": трагические события на Даманском и дни сегодняшние – Масленица

"Особый взгляд" - авторская программа  приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.

Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Как-то так, незаметно, а уже раз и середина марта. Вы ж, наверное, обратили внимание, что в начале недели одним из главных событий для большинства местных пабликов стали фотографии первых, крохотных, но ослепительных желтых подснежников? Человек ведь так устроен, что, как не хорохорься, как не говори, что любишь снег, лыжи и подледную рыбалку, а все равно – при появлении первых признаков весны сердце тает быстрее льда, последние куски которого скоро вынесет из всех окружающих Владивосток бухт и заливов.

Остров имени польского инженера

Поговорить сегодня предлагаю – как мы и договаривались две недели назад – про события на Даманском, которые произошли ровно 55 лет назад, начавшись второго, а завершившись 15 марта 1969 года. Если б не случившиеся тогда бои, про этот остров вряд ли кто-нибудь сегодня бы знал, как не знал о нем подавляющее большинство и предшествующие сто лет.

Крохотный, практически прижатый к китайскому берегу клочок земли, почти полностью заливаемый водами Уссури в половодье, получил свое русское название в честь Станислава Даманского, поляка – их тогда на Дальнем Востоке, как известно было множество – по специальности инженера-трассовика, который намечал путь строительства Транссиба на участке Владивосток-Хабаровск. Ранней осенью 1888 года он то ли купался, то ли перемещался на лодке, но, одним словом, утонул. Вот в честь него остров и назвали, тем более, что, согласно пограничной карте, он относился к российской территории.

Последующие 80 лет, кроме нарядов с заставы «Нижне-Михайловка», здесь никто и не появлялся. Ситуация начала меняться во второй половине 60-х годов, когда на фоне культурной революции и разрыва между Китаем и Советским Союзом, на острове начали системно и демонстративно, не скрываясь, появляться китайские пограничники. Их вытесняли, дело доходило до драк, но оружие всегда и у всех висело за спиной.

Даманский: трагические дни

Однако, по законам чеховской драматургии, висящее на стене ружье рано или поздно непременно выстрелит. Стрельба началась утром 2 марта, когда китайские автоматчики практически в упор расстреляли две группы советских пограничников, шедших им навстречу. Около двадцати человек было убито на месте. Вскоре прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Виталия Бубенина и старшего сержанта Юрия Бабанского. Бой разгорелся с новой силой. Потери китайской стороны в тот день достоверно неизвестны, Иманский погранотряд Тихоокеанского пограничного округа потерял 2 марта 31 человека.

После этого последовало около двух недель затишья, во время которых стороны обменялись обвинениями в адрес друг друга. Одновременно обе стороны развернули на своих берегах Уссури уже армейские соединения, инициативу, правда, отдавая все еще пограничникам. 15 марта загрохотало снова – однако, уже не только из автоматов и пулеметов, но и из минометов и артиллерийских стволов. Бой шел почти весь день с переменным успехом, остров занимали, то одни бойцы, то другие. С советской стороны даже были введены несколько танков Т-62, на одном из которых погиб начальник погранотряда полковник Демократ Леонов. Ближе к концу светового дня, в районе 17 часов местного времени по приказу командующего Дальневосточным военным округом генерал-полковника Олега Лосика по противнику был открыт огонь из реактивных систем залпового огня «Град», после чего в очередную атаку пошли уже не пограничники, а армейские подразделения. К концу дня 15 марта обе стороны отошли на свои берега, а боевые действия на этом участке государственной границы прекратились.

Советские потери за два дня боев – 2 и 15 марта – составили 58 человек погибшими и около ста ранеными. Китайские потери до сих пор достоверно неизвестны.

Как Даманский стал китайским

Спустя полгода в Пекине председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, возвращавшийся из Вьетнама с похорон Хо Ши Мина, и премьер Государственного совета КНР Чжоу Эньлай договорились о прекращении враждебных акций. Вскоре после этого Даманский де-факто стал китайским, а в начале 90-х в ходе демаркации российско-китайской границы окончательно перешел китайской стороне. И это в общем-то было абсолютно справедливо, потому что в цивилизованном мире, в случае если межгосударственная граница идет по реке, то проходит она, как правило, по мейнстриму. Здесь именно так и получилось.

Что касается уроков и выводов, то каждая сторона сделала свои. В Китае фактически вскоре после Даманского была свернута культурная революция. Советское же руководство обратила по-настоящему пристальное внимание на Дальний Восток, что выразилось отнюдь не только в переброске сюда армейских подразделений. Спустя пару лет больше тысячи китайских названий на карте Приморского края обрели русское звучание; хотя старожилу и сегодня не надо объяснять, что такое Лифу или Тетюхе, Сандагоу или Панчихеза. Практически в это же время было принято решение о строительстве БАМа – дороги, дублирующей Транссиб, но проходящей значительно севернее и дальше от границы. И в это же время было объявлено о развертывании трех больших строек в Приморье – Восточного порта, Новоспасского цемзавода и Ханкайских рисовых систем. Кроме последнего объекта всё активно функционирует и сегодня.

Ну и что касается памяти… Каждый, а тем более юбилейный год к памятнику погибшим пограничникам в Дальнереченске (который, кстати, до упомянутого переименования назывался Иманом) ложатся свежие цветы и венки. Собираются последние оставшиеся в живых ветераны тех боев, им уже крепко под 80. А в Пекине, в центральном музее Народно-освободительной армии Китая среди прочих экспонатов стоит тот самый, леоновский танк Т-62, а перед ним закреплена табличка с надписью: «Взят в бою у советских оккупантов 15 марта 1969 года на острове Даманском». Не знаю, как сейчас, давно не был, но еще до начала пандемии, то есть в 2019 году он там точно стоял.

Такие дела, такая история.

А за Масленицей 7 -недельный пост

Ну, и на коду, о приятном. Подходит к концу масленичная неделя, надеюсь, все успели покушать вкусных и свежих блинков. Интересно, что здесь, как это часто бывает в нашей российской версии православия, происходит смешение религиозного и языческого. Потому что понятно, что ни масляничные гуляние, ни, тем более, традиционное сожжение чучела никакого отношения к христианству не имеют. Здесь куда более глубокие корни.

Важно, однако, другое: блинная объедаловка становится преддверием длинного, 7-недельного великого поста, когда настоящим христианам предстоит забыть все искушения. Тем более, что правильный пост – это ведь отнюдь не только про еду. Душевный, нравственный выбор всегда острее гастрономического. И вот здесь-то важный рубеж – между масленицей и постом: прощеное воскресенье. В этом году оно выпадает на 17 марта. В этот день можно попросить прощения у близких и далеких, за прегрешения, как говорят в церкви, вольные и невольные. И даже, если вы ощущаете себя безгрешным, как ангел, - попросите прощения. Лишним точно не будет.

Это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.

Удачи!

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.