Интервенция и Дальневосточная република: "Особый взгляд" Андрея Островского

Значимые для Приморья даты уходящей недели и "Особый взгляд" Андрея Островского на них.

Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Весна наступает широким фронтом – лед покидает даже самые закрытые бухты, шапки исчезают из оборота, как минимум, на полгода, а прекрасные девушки примерно на такой же срок вновь начинают носить длинные и стройные ножки. Жизнь, как говорится, налаживается. Не стоит, однако, забывать, что вместе с весной просыпаются и клещи, которых с каждым теплым днем будет становиться все больше и больше; так что, собираясь в лес, не забывайте о бдительности.

События календаря завершающейся недели запутались в такой странный узел, что в нем можно предположить некий умысел; или – если хотите – промысел. Судите сами.

Японский десант во Владивостоке. Интервенция нарастает

5 апреля 1918 началась высадка японского десанта во Владивостоке. Накануне в результате вооруженного нападения (а вполне возможно и провокации) погибли двое японских сотрудников одной из торговых фирм, и это стало прямым предлогом – без всякого расследования - для высадки войск во Владивосток и на Русский остров. Наш город стал по части интервенции вторым – месяцем раньше англичане высадились в Мурманске. В августе того же года началась массовая высадка интервентов из разных стран во Владивостоке и преимущественно англичан в Архангельске, поздней осенью в Одессе высадились французы. Но Владивосток, безусловно, имеет самую бурную историю интервенции в годы Гражданской – во-первых, и затянулась у нас эта война на два года дольше, чем по всей России; во-вторых – по количеству иностранных войск.

Одних только японских солдат и офицеров прибыло на Российский Дальний Восток более 70 тысяч, что кратно превосходит всех остальных интервентов вместе взятых. От Камчатки и до Байкала японцы тогда покуражились всласть, нанесенный ими ущерб оценивается в астрономических суммах.

ДВР: вехи истории

В стык к этой дате расположилась и еще одна, и тоже ключевая для истории нашего непростого региона. Спустя ровно два года после высадки первых трех японских рот на берег Золотого Рога, 6 апреля 1920 года в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ) была провозглашена Дальневосточная Республика. Продолжение, даже обострение гражданской войны на Западном и Южном фронтах никак не позволяли тогда большевистскому правительству идти на обострение отношений с Японией.

А к этому все шло, особенно после печально знаменитой тряпицынской резни в Николаевске-на Амуре. Во избежание прямого столкновения и была провозглашена так называемая буферная республику, которую официально признала только Советская Россия. Ее короткая – всего два с половиной года – но яркая и бурная история с годами обросла огромным количеством мифов и легенд, в том числе литературных и кинематографических. И про золото Колчака, и про царские ценности, первые романы Семенова про Исаева-Штирлица, и в том числе сюжет известного михалковского фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» - все это растет из мифологизированной ДэВээРовской истории.

Что уж говорить – там есть, откуда и чему расти. ДВР имела свою конституцию, свой герб, флаг, печатала свои деньги и даже имела многоукладную экономику. И не армия Советской России, а именно части ДВР вошли победным маршем 25 октября 1922 года во Владивосток, не встретив никакого сопротивления, ибо все, кто хотел покинуть страну, ушли на кораблях флотилии адмирала Старка, а с японцами 27-летним командармом Иеронимом Уборевичем было подписано соглашение, согласно которому они также без выстрелов оставляли российские берега. Вот, правда, Владивостокскую крепость японцы ликвидировали и тихоокеанский флот на 10 лет подморозили.

Кажется, что было это давным-давно, больше века назад, однако зудит, что называется, и сегодня. С японцами вообще, по сути дела, всю первую половину XX века разбирались. А наследие, в первую очередь, культурное, восточной ветви русской эмиграции буквально по осколкам, по крупицам собираем и восстанавливаем до сих пор.

Борис Вилькицкий - легендарный исследователь Арктики,

Еще одна дата позволяет вспомнить о человеке полузабытом, но неразрывно связанном с нашим городом. 3 апреля 1885 года под Санкт-Петербургом родился Борис Вилькицкий, легендарный исследователь Арктики, в первую очередь нашего, Восточного сектора. В 19 лет он закончил морской кадетский корпус и тут же угодил на русско-японскую войну, где в Порт-Артуре принял под командование одну из первых русских подводных лодок «Порт-Артурец».

После войны закончил Николаевскую морскую академию по классу гидрография. В 1913 году 28-летний капитан 2 ранга Вилькицкий становится капитаном ледокольного парохода «Таймыр» и начальником гидрографический экспедиции Северного Ледовитого океана. Базировалась экспедиция во Владивостоке, отсюда и уходила в плаванье, ставшие легендарными. В том же 1913 году экспедиция открыла Северную землю; считается, именно в этот момент закончилась эпоха Великих географических открытий, то есть, по идее, имя Вилькицкого вполне может стоять в одном ряду с именами Колумба, Магеллана, Кука, Лаперуза.

В следующем 1914 году входившие в состав экспедиции пароходы «Таймыр» и «Вайгач» снялись из Владивостока на Архангельск Северным морским путем. Они сумели это сделать, первыми в мире, и с одной зимовкой прибыли в Архангельск в сентябре 1915. Им страшно не повезло: бушевала Первая мировая, на фоне которой героизм и величие русских первопроходцев Арктики осталось фактически не замеченным. Но имя сохранилось в географических названиях: 9 точек на арктической карте носят имя Вилькицкого. Самое известное – пролив Вилькицкого, между Таймыром и Северной землей, ключевая точка Севморпути. Биография у него, конечно, фантастическая.

После революции Борис Андреевич эмигрировал и несколько лет работал по прямой специальности, гидрографом, изучая своеобразный нрав африканской реки Конго. Чем не приключенческий сериал: командир подводной лодки в Порт-Артуре, неутомимый первопроходец Арктики, исследователь реки в африканских джунглях. В последние годы преподавал русский язык и умер в Брюсселе в 1961 году, дожив до полета Гагарина. 35 лет спустя его прах был перезахоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. Вернулся…

Маленький принц. Вслед за героем

Ну, и еще одна дата. 6 апреля 1943 года в США впервые увидела свет небольшая книжка под названием «Маленький принц». Ее автор, Антуан де Сент-Экзюпери уехал в Штаты после оккупации Франции фашистами. Осенью 42 один из местных журналов заказал ему рождественский рассказ. Что получилось – вышло далеко за рамки рождественской истории, но со временем стало мировой литературной сенсацией. Нет, наверное, среди нас человека, который не был бы знаком с этим волшебным персонажем, как и с удивительными и тонкими авторскими иллюстрациями. Когда книга увидела свет, Экзюпери уже отправился в Африку, где поступил на службу в ряды ВВС «Сражающейся Франции», где хоть и с трудом, но добился зачисления в боевую часть. В июле 44-го его Р-38 «Лайтинг» отправился в разведывательный полет, из которого не вернулся. Мы, конечно, упертые прагматики, но с романтической точки зрения вполне можно было бы сказать, что Экзюпери отправился вслед за своим героем…

Это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.

Удачи!

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.