"Особый взгляд". Владивосток – молодежная столица и героический поход Семена Дежнева

"Особый взгляд" - авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.

Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Лето, практически толком еще не начавшись, уже перелистывает свою первую, июньскую треть. Будем считать, что дождям и туманам мы за этот месяц воздали сполна; теперь, по-честному, ждем солнца, жары и теплого моря. Кстати, несмотря на туманно-дождливую погоду, как говорится, с мест докладывают, что практически по всему южному Приморью стартовал грибной сезон. Так что теперь в лес можно ходить не только для того, чтобы клещей кормить, но и, так сказать, для пользы дела. Первый гриб, он, как известно, вкусный самый.

Из календарных дат и событий завершающейся недели, предлагаю, отступая от наших традиций, начать с самого раскрученного, но взглянуть на него при этом с несколько неожиданной стороны. 29 июня с шумом и помпой отмечен День молодежи; тем самым июньская календарная история как бы закольцовывается – начинаясь с Дня защиты детей и заканчиваясь Днем молодежи, которая в защите, очевидно, не нуждается, но, не менее очевидно, нуждается во внимании и поддержке, - иначе, видать, никакого дня бы и не было. Вообще тут все, конечно, разумно и осмысленно – бурная технологическая революция, наступающий широким фронтом искусственный интеллект, тотальная цифровизация и многие другие приметы времени – все это ставит молодежь и, в первую очередь, тех, кому только предстоит выбор жизненного пути, перед крайне непростыми вопросами. Правда, как говорят специалисты-эксперты, единожды совершенный выбор профессии может вовсе не обязательно оказаться окончательным. Говорят, и о том, что главным становятся не только и не столько глубокие знания в узко избранной специальности, сколько именно что умение постоянно учиться, переучиваться и приобретать все новые и новые навыки. Как говорили в таких случаях герои кэрролловской «Алисы», нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Книга эта, как известно, написана более полутора веков назад, однако, автор, похоже что-то знал, коль скоро так точно определил непростые реалии 21-го века. 

Владивосток в этом году, наряду с Москвой, обозначен, как одна из двух молодежных столиц России, что, по определению, говорит о молодом духе города. И это, безусловно, правда: город с историей меньше, чем в две сотни лет в нашей стране однозначно является и считается молодым. Из краевых и областных центров младше нас, пожалуй, только Магадан и Южно-Сахалинск; а, к примеру, и Петропавловск-Камчатский и, тем более, Анадырь будут значительно старше. Но говоря о молодежи, как таковой, хотелось бы поделиться любопытной статистикой, на которую я тут на днях, по случаю, набрел. В 1960-м году, накануне гагаринского полета, медианный возраст жителя России составлял 27 лет; как тогда говорили, комсомольский возраст. То есть половины граждан страны была старше 27, половина младше. А тут как раз серединка. Так вот, сегодня медианный возраст жителя России составляет 39 лет. Получается, что при жизни одного поколения, в частности моего, средний житель России постарел, ну, или, если хотите, повзрослел на 12 лет. Немало. Единственно, что утешает, что в этом процесс мы неразрывно связаны и с соседями; к примеру, в Европе медианный возраст почти повсеместно перевалил за 40, подобное происходит и в ведущих азиатских странах. И статистика предполагает, что в обозримом будущем процесс этот отнюдь не замедлится. Думаю, правда, что скорее мы здесь имеем повод задуматься, чем печалиться. Потому что одновременно растет и продолжительность жизни, и трудоспособный возраст, и условная молодежная планка поднимается все выше; по современным меркам человек и в сорок лет считается достаточно молодым. 

Хотя, конечно, всякие философские рассуждения здесь в любом случае достаточно лукавы. Потому что, с одной стороны, говорят, что молодость этот тот порок, который достаточно быстро проходит. А с другой стороны, есть известная максима, гласящая, что молод ты до тех пор, пока молод душой. Так что тут каждый выбирает для себя.

Еще из календарных дат хотелось бы коротко остановиться вот на какой. В 20 числах июня 1648 года (почти четыреста лет назад, мама дорогая!) отряд казаков вышел на свеже построенных кочах из устья Колымы и направился на восток. Навстречь, как они говорили, солнцу. Тому самому солнцу, которое круглосуточно висело над горизонтом, однако, понятно, что и оно не могло растопить арктические льды, огромные поля которого дрейфовали в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Как вы уже, безусловно, догадались речь идет о вошедшем в истории, причем вошедшем абсолютно по праву, героическом походе Семена Дежнева со-товарищи. Шли они на упомянутых кочах, о которых вообще можно говорить бесконечно. Недавно мне передали книгу, изданную Совкомфлотом и посвященную описанию и реконструкции русского полярного коча – это, конечно, не побоюсь высокопарности, совершенно гениальное изобретение северных русских корабелов. В тех местах сегодня и на атомных ледоколах ходить непросто, а четыре века наши отчаянные мореходы двигались в неизведанное на только что срубленных судах, причем порой, кроме топора, у них зачастую ничего не было. Я уж не говорю о полном отсутствии знаний о таких вещах, как глубины, карта побережья и островов, течение, скорость дрейфа и сила сжатия льда. Допускаю, что меня обвинят в некорректности сравнения, но скажу: на их фоне гулявшие преимущественно по тропикам каравеллы Колумба или Магеллана выглядят прогулочными яхтами.

Но сегодня акцент хотелось бы сделать на другом: на том, как несправедлива порой бывает история. Имя Семена Дежнева мы знаем с детства, со школьных уроков. Да и увековечен он достойно – в названиях улиц во многих городах страны, в названиях кораблей, даже в памятниках. Но вообще-то отряд, вышедший на восток из колымского устья, насчитывал около десятка кочей, большая их часть по дороге погибла, однако мимо Большого Каменного носа, который, как в последствии выяснилось, и является крайней северо-восточной точкой евразийского материка, прошли на своих кочах все три руководителя этой беспримерной экспедиции – и Семен Дежнев, и Федот Попов и Герасим Анкудинов. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе, чуть южнее устья Анадыри. После этого отряд Дежнёва (24 человека) на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где и зазимовал. Кочи же Федота Попова и Герасима Анкудинова вынесло гораздо южнее, на берег Камчатки, где они, по обрывочным сведениям, продержались несколько лет, но потом умерли от голода и цинги. Боюсь, что их имена сегодня помнят только историки и специалисты. И, мне кажется, что это не совсем справедливо.

Впрочем, несправедливость в полной мере коснулась и самого Дежнева. Его рапорт с рассказом о походе и открытиях в течение десятилетий провалялся невостребованным в Якутском остроге, застряв там по пути в столицу. В результате для всего мира первооткрывателем пролива между Азией и Америкой стал Витус Беринг, именем которого пролив и назван, но который оказался там на 80 лет позже Дежнева и его соплавателей. Хотя тот самый Большой Каменный нос теперь называется Мыс Дежнева и считается условной границей между Чукотским и Беринговым морями, между Тихим и Ледовитым океанами. 

Это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Пожалуйста, берегите себя и будьте здоровы. На следующей неделе я буду в командировке, но, надеюсь, что через две недели мы непременно вновь встретимся в эфире.
Удачи!

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.