Герой Труда рассказал, как удалось вернуть "блудную" иваси в промышленность России
Восстановление кошелького лова на Дальнем Востоке произошло благодаря Герою труда России, руководителю направления промышленного вооружения и такелажа группы компаний "Доброфлот" Сергею Антонову. Фильм «Океанский гигант», посвященный легендарному капитану ДВМП, получил Гран-При на телефестивале «Человек и море» во Владивостоке.
Сергея Ивановича пригласили в эфир ГТРК «Владивосток».
Юрий Нурмухаметов:
- Здравствуйте, уважаемые приморцы, уважаемые телезрители и радиослушатели! На минувшей неделе в телевизионной жизни Приморского края отгремел 20-й телефестиваль «Человек и море». Одна из самых масштабных работ на морскую тематику - это фильм «Океанский гигант». В нашей студии один из героев этого фильма - руководитель направления промышленного окружения и такелажа группы компании «Доброфлот» - герой труда России Сергей Антонов.
Сергей Иванович, здравствуйте! Рад вас видеть! Я знаю, что сейчас суда вашей компании «Доброфлот» в рейсе, кошельками ловят рыбу, рыбу сардину - иваси. Скажите, пожалуйста, этому промыслу уже около, наверное, пяти лет в новой российской действительности. Вас называют тем, кто возродил кошельковый промысел на Дальнем Востоке. Скажите, когда вы получили первое задание построить кошельковый невод, сконструировать, найти промысловые схемы, найти чертежи, изготовить это орудие лова?
Сергей Антонов:
- Ну, инициатором кошелькового промысла сардин - иваси был наш руководитель ‒ Ефремов Александр Владимирович. Он мне предложил заняться промыслом сардин и иваси, кошельковым промыслом. Это был год 2014. И мне пришлось ездить по фабрикам, не по-российским
Юрий Нурмухаметов:
- Фабрики, это фабрики орудий лова?
Сергей Антонов:
- Фабрики для изготовления кошельковой делли.
Юрий Нурмухаметов:
- На орудие его кошельков.
Сергей Антонов:
- Да, кошельковый потому что наши фабрики все были разрушены, станки были сданы на металл, и все. Я поехал в Корею, там посмотрел понесколько заводам, походил, потом поехал в Китай. Тоже несколько заводов обходил и на одном заводе я остановился. Они мне предоставили образцы, я посмотрел, пощупал, и все, и мы заключили с ним сделку.
Юрий Нурмухаметов:
- А там есть какая-то особенность в этой «делли», она должна быть там, может, из другого состава? Это полимеры какие-то, да?
Сергей Антонов:
- Это чистый нейлон.
Юрий Нурмухаметов:
А нейлон?
Сергей Антонов:
- Да, это не полиэтилен, это чистый нейлон.
Юрий Нурмухаметов:
- Тянется?
Сергей Антонов:
- Да, он тянется, как бы, и по советским временам мы ловили капроном. Это почти одно и то же. Нейлон, капрон, проценты у них немного меняются, но нейлон, капрон, это почти одинаковые материалцы. И я заказал в Китае материал нейлон нужного размера. Там присутствовали три ассортимента, там диаметр нитки 1 миллиметр, диаметр нитки 1,2 миллиметра и довольно-таки тонкий. Да, и заказали мы там 36 тонн дель. В это время как бы разработали чертежи кошелькового невода.
Юрий Нурмухаметов:
- Восстановили или пришлось заново?
Сергей Антонов:
- В основном пришлось заново, потому что по советскому временам я полжизни отдал кошельковому промыслу, я почти наизусть его знал.
Юрий Нурмухаметов:
В советское время кошельковый и невода использовали РС-ы, да? А вы собирались работать там?
Сергей Антонов:
- Нет, подождите, я вас перебью. Почему РС-ы? РТМ-ы, СТР и 503-го проекта. В БТРФ я начинал с РТМ-800 кошельковым. У нас в БТРФ и не было РС-ов, у нас был с РТМ-800 и СТР-1320. Вот на СРТМ-800 я работал, потом я перешел на СТР Комиссарова 503-го проекта, и мы там работали кошельковым неводом. Восстановили чертежи, к этому времени уже был готов наш заказ, но помимо этого надо было еще восстановить пароходы. Пароходы тоже разобрали, промысловые лебедки, промысловые механизмы всё разобрали на металл. Как я с руководителем Александром Владимировичем переговорил, желательно, конечно, восстановить не просто новое оборудование, а именно восстановить. Какие пароходы были по советским временам…
Юрий Нурмухаметов:
- Это еще остались те лебедки?
Сергей Антонов:
- Да, совершенно верно. Приезжайте, посмотрите, честно говоря, я не понимаю, но посмотрите. Я тогда поехал в командировку в Читу.
Юрий Нурмухаметов:
- Зашли в ангар, на склад.
Сергей Антонов:
- Да, на склад зашел, все лежит еще советских времен готовое. Я пальцем указал, вот это, вот это, вот это, вот это забираем!
Юрий Нурмухаметов:
- А сколько всего было?
Сергей Антонов:
- Там их было штук шесть комплектов.
Юрий Нурмухаметов:
- Все забрали?
Сергей Антонов:
- Нет, мы забрали два.
Юрий Нурмухаметов:
- На каждый пароход по одному?
Сергей Антонов:
- По одному, конечно. Каждый пароход по одному. Мы забрали два, заключили с ним договор, оплатили, и с Читы привезли на пароход. Ну, привезти-то привезли, так надо еще пароход восстановить, поставить, найти специалистов, которые поставят. Нашли специалистов, все. Они нам монтировали комплекс, триплекс, там же еще насос, и насос я родной нашел, который еще по 1GVC насосом высасывает.
Юрий Нурмухаметов:
- Кошелку уже потом берут насосом, чтобы его не давить?
Сергей Антонов:
- Да, естественно, невод подсушивают немного и опускают насос. Концентратор электрический…
Юрий Нурмухаметов:
-Ну, мы не будем технические подробности приводить, потому что многие не понимают. Мы предоставим кадры этого промысла. Они у нас есть, наши зрители посмотрят, ну а слушатели останутся, конечно, без картинки, но, тем не менее, можно себе будет представить, как все это работает. Скажите, в 2015 году, я так понимаю, вы в первый раз опробовали кошелек на промысле.
Сергей Антонов:
- Да-да-да, и вот настал тот момент, готов кошелек, готов пароход. Экипаж не готов, ничего не знает, и мы ничего не понимаем. Я говорю: «Да, ребята, все поймаем». И вот я с ними пошел. Сначала мы сделали пробный замет здесь в Приморье. Естественно, я во всех процессах сам участвовал. И в постановке орудий лова, и как его выбирают, и как его укладывают эти орудия лова. Мы сделали заметы. И, конечно, тысячи метров длиной уложить и двести метров высотой…
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».
Текст подготовила Анна Шамова.