"Недетский разговор". Итоги и задачи на 2025 год уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае

Защита детских жизней и здоровья, профилактика социального сиротства, реализация социальных проектов, связанный с помощью семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а особенно детям, которых по нерадивости взрослых родителей, могут разлучить, одних передав в Дом ребенка, других — в интернаты, об этих животрепещущих проблемах поговорили с уполномоченной по правам ребенка в Приморье Ольгой Романовой.

Ведущий — Сергей Нелюбин.

Сохранение детского здоровья и защита жизни детей

Сергей Нелюбин: 

Здравствуйте, дорогие друзья, наши слушатели и зрители. Меня зовут Сергей Нелюбин. Первый месяц 2025 года завершается, но еще не поздно посвятить наш очередной выпуск итогам года ушедшего, а также планам и задачам на предстоящие 11 месяцев. По этому поводу сегодня в студии вместе со мной уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.

Правда, Ольга Владимировна сегодня у нас не в качестве соведущего, а в качестве спикера. Ольга Владимировна, здравствуйте! Итак, 25-й год начался, завершился первый месяц, что вы ждете от этого года?

Ольга Романова:

- Однозначно, очень много работы, очень много изменений в законодательстве, очень большой пакет законов, новые национальные проекты, очень много мероприятий, которые связаны с семьей, с помощью семьям… Если совсем коротко, то огромное количество очень интересной работы, направленной на помощь семьям и детям.

Сергей Нелюбин:

Вы уже отметили для себя какие-то основные направления?

Ольга Романова:

Да, конечно. Безусловно, на первом месте всегда главным приоритетом в работе уполномоченного это будет работа по сохранению детского здоровья и защиты жизни детей. И здесь нам есть с чем работать, потому что, к сожалению, у нас еще есть случаи гибели детей, и необходимо сделать так, чтобы ни один ребенок не погибал, ни по одной из внешних причин. Это, конечно, главный приоритет в моей работе, и я по-прежнему, буду очень много времени уделять детской безопасности.

2025 год объявлен Президентом РФ Годом защитника Отечества. Поэтому второй по значимости приоритет: поддержка семей защитников Отечества, где есть дети. Моя задача – быть рядом с ними, чтобы каждая такая семья чувствовала, что находится под защитой, что дети защитников Отечества находились, скажем так, в зоне особого внимания, особой теплоты и заботы. Для решения этой большой задачи мы планируем развернуть целый фронт работ по подготовке необходимого комплекса мер, чтобы работать целенаправленно в этом направлении.

Третье направление – это, конечно же, профилактика социального сиротства. Эту работу мы начали в 2022-м году в Приморском крае и очень серьезно развернулись в 24-м году. Это сложная тема, потому что она встречает серьезное сопротивление. Как быть, если в семье с несовершеннолетними детьми родители имеют, например, алкогольную зависимость, как снизить риски для ребенка? Здесь очень важно организовать помощь этой семье таким образом, чтобы этот рисковой фактор снизить. Поэтому все, что связано с профилактикой социального сиротства, с изменением подходов к этой работе потребует колоссального количество усилий, и физических, и психологических, потому что нужно будет преодолевать определенное сопротивление и стереотипы, которые в головах у многих людей есть.

Федеральный проект «Вызов»

Сергей Нелюбин:

- Ольга Владимировна, тут еще, наверное, стоило бы сказать о том, что в октябре, по-моему, стартовал федеральный проект «Вызов». Мы и с Вами о нем уже говорили, и в октябре у нас была Мария Львова-Белова – уполномоченная по правам ребенка в России. Ведь Приморье входит в число пилотных регионов по реализации этого проекта.

Ольга Романова:

Выводы какие-то еще рано делать, но 1 июня 2025 года Мария Алексеевна Львовой-Белова должна будет представить Президенту Российской Федерации результаты всероссийской инспекции систем профилактики социального сиротства. Инспекция должна будет оценить эффективность существующего механизма деятельности органов опеки, попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних подразделений в части принятия ими решений забрать ребенка из семьи, если, по их мнению, есть определенная угроза его здоровью, например. И при необходимости работу этого механизма скорректировать, чтобы снизить количество детей, которые необоснованно изъяты из семей и помещены в детские в учреждения. Это касается всех российских регионов.

Что касается Приморского края, то он был первым, куда приехала эта инспекция, и у нас прошел первый окружной форум, в котором приняли участие субъекты Дальневосточного Федерального округа, и где Мария Алексеевна встретила с органами власти, с ведомствами, с теми людьми, кто принимает решения. Присутствовали на форуме представители прокуратуры, судебных органов, ведь исковые заявления об ограничении родительских прав, принимает суд.

Что касается «пилотов», то Приморье является сегодня одним из двух субъектов РФ, где одновременно действую сразу два таких проекта по защите детей. Это проект «04» – профилактика социального сиротства, детей в возрасте до четырех лет, и проект «Вызов» – профилактика социального сиротства для детей в возрасте до 18-ти лет. Каждый из них действует сегодня в 14-ти различных субъектах РФ, но одновременно – только в Приморском и Пермском краях.

Почему важно было объединить эти возрастные категории? Потому что в одной проблемной семье могут расти дети разных возрастов. Например, двухлетний малыш и еще два его старших брата по 10-11 лет. И в неблагополучной ситуации маленького поедет в дом ребенка, а 10-11-летние мальчишки поедут в социальный реабилитационный центр. По возрасту эти дети попадают под разные проекты, но главное, чтобы все они остались в семье, несмотря на разницу подходов каждого из проектов.

«Вызову» уделяется сегодня очень большое внимание и федеральный центр даже финансирует определенные вещи в его рамках. Есть у нас специально подготовленный куратор – отдельная штатная единица, которая занимается только этим проектом, создан межведомственный консилиум, в который входят министр труда и социальной политики Светлана Красицкая, председатель краевой комиссии по делам несовершеннолетних Ирина Медведева. Всего семь-восемь человек, включая меня. Мы собираемся раз в две недели и обсуждаем каждый случай, где, по нашему мнению, помещение детей в учреждение является необоснованным. Например, по причине антисанитарных условий.

Необоснованные помещения детей в соцучреждение

Ольга Романова:

- Или вот сейчас, буквально вчера мы обсуждали одну историю, когда маме требуется лечение, по мнению комиссии по делам несовершеннолетних, от наркотической зависимости. Но она это лечение не получит, пока ей не назначат. Она ждет результаты экспертизы дома, а дети в это время находятся в учреждении. Вот это и есть необоснованные помещения детей в учреждение.Если результаты исследования подтвердят, что зависимость требует стационарного лечения родителя, то тогда помещение детей в учреждение можно признать обоснованным. А если родитель помещается в стационарно лечебное учреждение для получения специализированной медицинской помощи, то зачем же детей помещать в социально-реабилитационный центр? Это абсолютно бессмысленно.

Еще раз повторю, за подобные «перестраховки» взрослых, я в кавычки ставлю это слово, «перестраховки», платят своей судьбой дети. Потому что их необоснованно отрывают не только от семьи, но от родных, от друзей, школьных товарищей… И, конечно, подобные, скажем так, сценарии могут приводить к таким плачевным последствиям. То, что такие дети будут травмироваться психологически, – это 100%. Это доказано научно. И родитель в этот момент теряет почву под ногами. И его зависимости, если они есть, могут только усугубиться. 

Потому что, когда родитель лишен детей, это кризисное состояние. А люди в кризисном состоянии к разным способам погашения этого состояния прибегают. Поэтому такие ситуации нужно рассматривать буквально индивидуально, в ручном режиме, связываясь с муниципалитетом, выясняя все обстоятельства. И как раз чаще всего это спор. Потому что одна сторона, например, один из органов систем профилактики считает, что нужно, чтобы дети были в учреждении, тогда они будут в безопасности. А другие стороны считают, что нет. 

А кто примет решение? В этой ситуации – только консилиум, возглавляемый одним из руководителей региона, министром. Конечно, консилиум принимает решение о том, что дети, например, должны быть возвращены. Вот это тоже результат. И это стало возможным с 1 ноября когда запустился проект «Вызов». Сейчас он уже работает, сейчас уже у нас есть реальные истории, когда дети возвращаются домой.

Карта действий уполномоченного

Сергей Нелюбин:

- Ольга Владимировна, карта действий уполномоченного. Что это такое?

Ольга Романова:

Это задумка Марии Алексеевны и ее команды. Третий год у нас сейчас будет реализовываться, мы два года уже прожили.

Карта действий – это уникальный инструмент, придуманный в аппарате Федерального полномочного при президенте России по правам ребенка, четыре направления деятельности, обязательные для всех субъектов Российской Федерации, потому что в каждом субъекте есть уполномоченный региональный. В каждом из этих четырех направлений действия есть пять простых шагов. От минимума – до максимума. Минимальный шаг – это просто проанализировать ситуацию, которая происходит в той или иной семье. 

А максимальный результат – это когда уже вместе с органами исполнительной власти разработана дорожная карта, пошаговый план, и ситуация, которая была проанализирована на первом шаге, уже меняется благодаря вот этому комплексу шагов. В том числе может дойти и до принятия нового нормативного акта. Словом, это классный инструмент.

Мне очень интересно, просто даже как человеку, который социальными задачами работает не первый год, как можно менять ситуацию, благодаря такому четкому пошаговому плану? И что очень важно, это по всей стране, когда разные регионы могут перенимать друг у друга опыт и добиваться результата в тесной связке с органами власти, со всеми ведомствами.

Что касается 25-го года, это очень интересно, потому что задачи очень серьезные. Первая связана с общей целью нашего государства. Это системная помощь семьям защитников Отечества, в которых растут дети.

Второе направление связано с изменением системы профилактики социального сиротства, содействие появлению в регионе новых форм работы, нестационарных форм помощи семьям в кризисе. Не так, когда помощь оказывается при помещении ребенка в учреждении, а как сделать так, чтобы помощь оказывалась в тот момент, когда ребенок дома.

Вот где у нас есть много «белых пятен», так это в создании учреждений для совместного помещения мамы и ребенка. Самый простой пример такой ситуации, это когда в семье есть факты насилия со стороны, например, отца. И он проявляет насилие по отношению к ребенку и к матери. Вот в нашей сегодняшней ситуации у нас есть центр «Живая надежда». Это некоммерческая организация наших краевых государственных учреждений, где можно было бы предусмотреть помещение в такой ситуации и мамы, и ребенка. Их нет. Поэтому задача для уполномоченных стоит, вот если у вас не хватает таких историй, то эти истории создавать. Это очень интересный фронт работ. Это второе направление.

Помощь семьям и родителям, кто уже лишен родительских прав

Ольга Романова:

- Третье направление – это помощь семьям и родителям, кто уже лишен родительских прав в силу разных причин или ограничен в родительских правах. Как правило, это социально уязвимые категории. Родители, не очень хорошо владеющие знаниями в юридической сфере, не могут себя защитить. И часто бывает ситуация, что человек лишен родительских прав по каким-то обстоятельствам, которые происходили 10-15 лет назад, или 5-6 лет назад. Но, тем не менее, у него есть полное право, и законом это предусмотрено, восстановиться и вернуться в семью, вернуться к детям, уже получив новое решение суда. А юридически помощи им никто не может оказать. 

Поэтому эта задача ставится перед нами. И буквально в ближайшее время, я думаю, какой-то один из выпусков нашей передачи мы этому посвятим и расскажем, как мы будем работать в этой части с моими коллегами из аппарата, моего аппарата с моими юристами.

Ну, и четвертое направление –это новые формы специализированной помощи семьям, где у родителей есть алкогольная зависимость. Потому что в 90% случаев дети оказываются в учреждении потому, что родители пьют. А вот какая помощь оказывается, кроме привычных нам вариантов кодирования или стационарного лечения, тоже большой вопрос. Вот четыре важных, сложных, крайне сложных задачи, но, тем не менее, очень интересных. И самое главное, что результатом наших усилий будет то, что детям будет лучше.

Направление, помещение, кадры

Сергей Нелюбин: 

Углубим вопрос. Какие из этих вышеперечисленных задач на ваш компетентный взгляд могут быть более сложными в реализации?

Ольга Романова:

- Думаю, что создание новых учреждений, потому что эти вопросы не решаются по щелчку пальцев. Это очень серьезно. Должны быть экономические расчеты, обоснование, что подобное учреждение необходимо. И, конечно, эти деньги должны быть заложены в бюджет.

В этом году точно не получится выполнить все пять шагов. Но даже если мы точно поймем, что нам нужно в первую очередь, определим параметры – направление, помещение, кадры, даже, если мы увидим и представим себе эту картину и начнем ее просчитывать, наверное, это уже будет продвижение вперед. Я думаю, что если ты точно прикладываешь усилия в одну точку и понимаешь, какие изменения ты хочешь получить, изменения будут. А вот если у тебя, при всем твоем желании, этих усилий не хватит для того, чтобы что-то изменить, то вот это связанное с инфраструктурой. Да, инфраструктурой это здание, это коммуникация, кадры, конечно. 

Вот получается, что это творческий подход даже к решению таких задач. Вот почему «Карта действия» — уникальный инструмент, потому что ты должен мыслить нестандартно, и нужно искать какие-то варианты и предлагать эти варианты, в том числе органам власти. Интересная работа.

Сергей Нелюбин:

- Ольга Владимировна, желаю вам удачного воплощения всех этих планов. Продолжим в следующих наших выпусках. Я напомню нашим слушателям и зрителям, что у нас в студии Ольга Романова, уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае.

И я, Сергей Нелюбин. До скорого, берегите себя и своих близких.

Берегите себя, своих детей, своих близких.

До свидания.

Ольга Романова:

- Всего доброго!

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.