Как восстанавливают поголовье свиней в Приморье, и как вырастить из теленка корову? Интервью

Вывод любого региона на самоокупаемость и укрепление собственного сельского хозяйства — вопросы стратегические для Приморья. Находящееся в буквальном смысле слова на краю, и мы, его жители, все вместе зависим от кропотливого труда работников сельского хозяйства: фермеров, малых хозяйств и огромных агрокомплексов, базирующихся в Приморском крае. Рассказать о том, как разводят племенной скот на крупнейших предприятиях Приморья, восстанавливают поголовье свиней, и сколько занимает времени от бизнес-проекта до первого молока, пригласили в медиастудию ГТРК «Владивосток» министра сельского хозяйства правительства Приморского края Андрея Бронца.

В студии Юрий Нурмухаметов.

От бизнес-плана до первого молока 5-6 лет

Юрий Нурмухаметов:

– Добрый день, уважаемые телезрители и радиослушатели! В студии ГТРК «Владивосток» Юрий Нурмухаметов. У нас в гостях министр сельского хозяйства правительства Приморского края Андрей Александрович Бронц. Рад видеть вас в студии!

Андрей Бронц:

– Добрый день!

Юрий Нурмухаметов:

– Вы в сельском хозяйстве Приморского края, можно сказать, ветеран агрокомплекса. Давайте начнем с самого важного — это животноводство. Приморский край лет 5-6 назад наращивал производство свинины, неплохие показатели были по мясу птицы и по яйцу. А отставали мы всегда, как правило, по крупному рогатому скоту. Были попытки завозить племенной скот из Австралии, но ничего не прижилось. Как у нас сейчас обстановка с этими тремя направлениями?

Андрей Бронц:

– Крупный рогатый скот — это, наверное, самое долгоокупаемое направление в животноводстве. Например, если брать молочное направление, то окупаемость в зависимости от условий содержания и наличия кормовых угодий составляет от 8 до 16 лет в среднем. Если база сформирована, это одна история. А если с нуля начинать, как «Гринагро» зашло в Кировку, то сначала необходимо было закупить кормовые угодья, чтобы понять, хватит ли земли для кормопроизводства. Потом найти земельный участок в соответствии с градостроительными, ветеринарными и санитарными требованиями, обеспечением безопасности — там ведь ещё и граница рядом... И получается, что от бизнес-плана до первого молока проходит 5-6 лет.

Ключевая ставка ЦБ и строительство агрокомплексов

Юрий Нурмухаметов:

– «Гринагро» — это несколько комплексов, я так понимаю?

Андрей Бронц:

– Один пока комплекс в Алексеевке Ханкайского района. Второй комплекс ещё не начали строить из-за высокой процентной ставки Центробанка, которая сделала этот проект пока что неокупаемым. Но «Гринагро» – это ещё и Хорольский молокозавод, и Арсеньевский гормолокозавод — это те молокозаводы, которые строились как мощные производственные объекты. Есть также молокозаводы районного значения в Спасске и Чугуевке, есть маленькие молокозаводы, которые были построены на базе хозяйств в Дальнереченском округе, в Партизанском городском округе, в Милоградовском — одно из старейших. «Новое Время» имеет свой маленький мини-завод. У нас их достаточно много, не считая кооперативов. У кого-то дела идут получше, у кого-то похуже, но вот Борисовский и Уссурийский из них — кто-то на цельном молоке, а кто-то на сухом.

Юрий Нурмухаметов:

– Почему точка окупаемости так далеко, семь-шестнадцать лет?

Андрей Бронц:

– Потому что, чтобы получить из телёнка корову, нужно всё-таки два года ждать. Вторая история — что такое корова? Это целая фабрика, требующая бережного отношения. Это условия содержания и создание определённой кормовой базы. Если это молочное направление, то самый главный вопрос — это инфраструктура: ветеринары, рабочие, отопление... Это и вентиляция, которая должна создать микроклимат для коровы, это своевременное доение и охлаждение молока, доставка до молокозавода.

Следующая история — молодняк, из которого надо получить продуктивную корову. Это определённая технология отпаивания этого поголовья. Ну и, конечно, главный вопрос — это подготовка кадров: летом душно, зимой холодно и всегда сыро, это же ферма, понимаете? Но есть целеустремлённые люди, работают много не только крупных хозяйств, но и фермерских, стремящихся сохранить свои фермы, потому что сегодня ряд ферм — градообразующие предприятия. Если их не сохранить, последнее производство в этих селах свернётся и развивать там больше нечего.

Программы поддержки сельского хозяйства в Приморье

Юрий Нурмухаметов:

– У тех, кто рядом с Владивостоком, проще, наверное, с реализацией. А вот у таких, как Арсеньевский и Милоградовский заводы, сложнее, потому что летом, когда продукции много, жарко, и логистика тяжёлая, покупатели жалуются. Есть программы поддержки в этом плане?

Андрей Бронц:

– Сегодня поддержка из регионального бюджета существует. Субсидируем приобретение спецмашин: молоковозы, термомашины, рефрижераторы-холодильники. Поддержка переработки идёт по трём направлениям. На краевом уровне — закупка молока и создание условий для переработки. На федеральном — поддержка идёт за объёмы приобретенного молока для модернизации производства. Ну и кооперативы для доставки и вывоза готовой продукции в крупных объёмах могут получить компенсации как на покупку молоковозов, рефрижераторных машин, оборудования для переработки.

Юрий Нурмухаметов:

– По говядине пока не очень результаты, а по свинине отличные — уже экспортируем в Китай. Как выравниваться будем, когда результаты по говядине вырастут?

Андрей Бронц:

– Мы и по свинине не просели после африканской чумы. Фактически 100% поголовья было уничтожено в «Русагро», за исключением одного комплекса. Мы потеряли генетический потенциал, то есть племферму, поголовье которой, завезённое из Европы, к сожалению, заболело и было утилизировано. Сегодня, если «Русагро» восстановится, мы обеспечим себя мясом свинины в полном объёме для охлаждёнки и полуфабрикатов. Порядка 110 тысяч тонн рассчитываем в 2026-м году получить свинины. Агроптица также наращивает объёмы.

Юрий Нурмухаметов:

– Это в Заводском происходит восстановление птицефабрики, бывший «Михайловский бройлер»?

Андрей Бронц:

– Да, там была проблема с собственником, но выкуп произошёл, и с 2020-го года они восстанавливаются в полную силу. Местная продукция — спасение в тяжелых ситуациях

Юрий Нурмухаметов:

– У нас нет дефицита. На прилавках лежит продукция из разных регионов, но будем ли развивать своё при очень высоких ветеринарных рисках?

Андрей Бронц:

– Вспомните время COVID-19. Всю завозную продукцию с прилавков убрали, и осталась только произведённая в Приморском крае. При вспышках заболеваний мы строго контролируем производства и поддерживаем продовольственную безопасность. Ведь местная продукция — спасение в тяжелых ситуациях. А Россельхознадзор и Роспотребнадзор эффективно борются с фальсификацией, защищая социальную сферу.

К сожалению, наше законодательство в первую очередь направлено на экономию бюджетных средств, оставляя требования к качеству на втором плане. И поэтому местная продукция, хотя и качественная, зачастую оказывается более дорогой и менее конкурентоспособной. Почему? Потому что, или ты производишь в условиях, где у тебя электроэнергия дешевле, где дешевая рабочая сила, где ты позволяешь себе в технологию добавлять какие-то допустимые химические стимуляторы, но в ограниченных количествах. Это уже другая себестоимость и, самое главное, это другое качество. Например, ряд молокозаводов не пошёл путём использования синтетических загустителей, которые вызывают тромбообразование у человека. Но некоторые производители продолжают добавлять такие вещества, и выявить это очень сложно. Когда продукция своя, мы себя защищаем.

В 90-е годы мы сельское хозяйство потеряли, когда наши руководители решили его не развивать, а образовать здесь ворота в Азию, развивать логистику и туризм — мы же на границе живём, нам всё привезут. Оказалось, что этого недостаточно.

Овощи с закрытого грунта и своя клубничка

Юрий Нурмухаметов:

– Овощи с закрытого грунта — это наша сильная сторона. А сколько мы производим овощей из закрытого грунта?

Андрей Бронц:

– Мы производим в стационарных теплицах наших крупных хозяйств порядка 10 тысяч тонн, если взять всё — зелень, томаты, огурцы. Производим немного перца и баклажанов. Плюс теплицы в хозяйствах поменьше… Всего получается от ноября до мая где-то 13 тысяч тонн овощей.

Юрий Нурмухаметов:

– Закрываем потребность?

Андрей Бронц:

– Нет, конечно. Нам нужно нарастить этот объём в два с половиной раза. Но даже это не покроет всю потребность. Надо иметь 70-80% собственной продукции, остальная должна поступать извне. Китайская продукция — не единственный вариант. Программа развития тепличных комплексов на Дальнем Востоке привела к активизации. Новосибирск, Хабаровск, Амурская область и Сахалин также решают эти задачи.

Юрий Нурмухаметов:

– Овощи «борщевого набора». Как обстоят дела с картофелем? В последние два года Россия им себя не обеспечивает. Какие планы на 2025 год?

Андрей Бронц:

– Готовимся, завозим семена и удобрения. Если не будет стихийных бедствий, картофелем обеспечим полностью. Проблема селекционного материала решена. У нас есть собственные институты, работающие с институтом Чайки и Лорха. Заключены договоры с патентообладателями на расширение сортов. Официально завозим голландские, немецкие сорта, а также белорусский сорт «першоцвет». Если не ударят тайфуны, соберём хороший урожай.

Клубника...технология отработана

Юрий Нурмухаметов:

– Промышленное производство клубники в Приморье сформировано?

Андрей Бронц:

– Я бы ещё не назвал наше производство клубники промышленным, но оно уже и не кустарное. Технология отработана, производство уже чётко налажено. Под Надеждинском, в Григорьевке Михайловского района, в Октябрьском районе есть хозяйства, производящие раннюю клубнику и землянику. За прошлый год они вырастили их около 50 тонн закрытым способом. С открытым грунтом работают в основном личные подсобные хозяйства. ЛПХ подсчитываются по новой методике — через электронные похозяйственные книги. Территории, не оформленные надлежащим образом, не учитываются в статистике. Это привело к потерям в статистике, в которую не попали и пчёлы, и коровы из таких хозяйств. Решаем этот вопрос сейчас. Так что клубникой, земляникой, малиной, смородиной у нас пока что занимается только частный сектор. Крупных производителей нет.

Фермеры занимаются садами в Партизанске. Помогаем им. Это касается яблони, сливы, абрикосов. За прошлый год заложено 5 гектаров фермерских садов и ягодников. Там и малина, и жимолость, и смородина…

Юрий Нурмухаметов:

– Это район ближе к Находке? Чуть выше по реке Партизанской?

Андрей Бронц:

– Да, ближе к Находке. Сейчас готовим демонстрации для фермеров, как только начнётся сбор урожая. Например, 1 августа повезём группу показывать, как фермер Морозов выращивает картофель. Он там 400 центнеров с гектара получает. Если начнёт полив, может довести до 800 центнеров.

Юрий Нурмухаметов:

– А вы поможете всё это сохранить?

Андрей Бронц:

– Овощам и картофелю нужны овощехранилища. Ведь летом мы картофель везём из Египта, Ирана и Китая, так как свой ещё не подоспел…

Юрий Нурмухаметов:

– По яйцу вопрос: планируется ли строить новые крупные хозяйства?

Андрей Бронц:

– В любом случае, если появится инвестор мы будем только рады. Что касается Уссурийской птицефабрики, то там запускается проект по модернизации, планирующий увеличение производства до 240 миллионов яиц в год. Есть небольшие птицефабрики в Кроуновке, Покровке и Надежденском районе. В ближайшие пять лет продолжим производство яйца в этих местах.

Юрий Нурмухаметов:

– Спасибо, что пришли и рассказали.

Сокращенный вариант интервью подготовил И. Игнатьев.

Больше подробностей – в полной аудиоверсии интервью на сайте «Вести-Приморье».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
«Вести: Приморье» в Telegram и MAX — подпишитесь на самые актуальные и интересные новости!
  • Приморцы столкнулись с проблемой выбора шин на авто: как не ошибиться? Интервью

    2.11.2024 18:21
  • Рыбный промысел на Дальнем Востоке. Интервью

    24.10.2024 18:46
  • Приморские рыбаки обещают накормить Россию угольной рыбой. Интервью ко Дню рыбака

    10.07.2024 11:46
  • Интервью. Открытие купального сезона и канализация в морской воде

    12.06.2024 20:44
  • Министр сельского хозяйства рассказал о любви китайцев к молоку

    7.04.2023 16:46
  • Интервью. В Приморье спасают уцелевший после тайфунов урожай

    9.09.2020 23:00
  • "Газа нет!": почему парниковое овощеводство в Приморье нерентабельно

    9.04.2020 16:51
  • «Вести: Приморье. Интервью»: Ликвидация последствий неблагоприятных погодных условий в крае и помощь, которая оказывается приморцам

    2.10.2018 11:42
  • Директор департамента сельского хозяйства назначен в Приморье

    10.11.2017 17:35
  • В Приморье решат проблему страхования сельхозпроизводителей

    1.04.2014 13:11
  • Информация

    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.