"Особый взгляд". Биографии приморцев вошли в историю России
"Особый взгляд" - авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.
Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Я дежурный по апрелю, говорил Булат Окуджава об этом времени года. Смысл понятен, но, по большому счету, Окуджава лишь придал романтического флера известной строчке, которая начала гулять почти 80 назад после премьеры фильма «Весна» с незабвенной Любовью Орловой. Помните: «и даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает…». Все так, все правда: дачники, как медведи из берлоги, выходят из зимней спячки, еще неделя и начнется пора сбора березового сока, а там, глядишь, и свежая, сочная черемша появится. Не знаю, как вы, а я так прямо предвкушаю.
Что же касается сегодняшней программы, то говорить мы сегодня будем прежде всего о людях, памятные даты которых выпали на эти дни, и чьи биографии не просто теснейшим образом переплелись с нашим регионом, но и прочно вошли в историю страны.
Аккурат 140 лет назад – в этом году юбилей – 3 апреля 1885 года родился легендарный первопроходец и исследователь Арктики Борис Вилькицкий. Старые полярники всегда произносили его имя с некоторым придыханием – очевидно, еще и потому, что в советское время это имя особо не тиражировалось. Советская власть вообще ведь считала, что история началась с неё, а в том, что касается освоения Арктики пальма первенства принадлежала ледокольному пароходу «Сибиряков», который в 1932 первым в мировой истории прошел весь Севморпуть с запада на Восток в одну навигацию (причем в Берингов пролив из-за поломок двигателя он вышел под парусами, как летучий голландец, и дальше шел на буксире), и «Челюскину», который двумя годами позже, в 34-м, хоть и погиб, но явил образцы недюжинного мужества. На самом деле настоящими первопроходцами, теми, кто действительно впервые прошел насквозь весь Севморпуть, причем двадцатью годами ранее, стали участники экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Причем прошли они Арктику на с Запада на Восток, а с Востока на Запад, стартовав из Владивостока летом 1914 года. Начальником экспедиции был 29-летний капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Именно этой экспедиции довелось сделать последнее великое географическое открытие, открыв Северную землю (изначально – землю императора Николая 2-го) и ряд других островов. Возраст по современным меркам юный, но по тем временам не удивительный, особенно учитывая, что десятью годами раньше 20-летний лейтенант Вилькицкий командовал в Порт-Артуре подводной лодкой. Что касается экспедиции, то в целом, несмотря на весь героизм и достигнутый успех, судьба ее отнюдь не оказалась счастливой. Грандиозные открытия перечеркнула разразившаяся Первая мировая. А почти все материалы и документы экспедиции эвакуированные из-за войны в тыловой Ярославль во были сожжены красноармейской артиллерией при артобстреле города во время подавления Ярославского восстания в июля 1918-го. Вилькицкий же выбрал другую сторону баррикад, в 20 эмигрировал и до самой смерти жил в Бельгии, где вел скромную жизнь бухгалтера и преподавателя русского языка. Он умер в марте 1961, месяц не дожив до полета Гагарина, такого же первопроходца, только не ледового, а космического. Но имя его сохранилось – пролив Вилькицкого одна из ключевых точек Севморпути; иногда здесь проходит суперсовременный танкер-газовоз класса Ямалмакс с именем «Борис Вилькицкий» на борту.
Рядом с этой датой – другая. Почти 80 лет назад, в принципе не так давно, 5 апреля 1946 года, умер приамурский генерал-губернатор Николай Львович Гондатти. Его правление огромным регионом пришлось на последние шесть лет перед революцией – с 1911 года. Он многое успел сделать: всемерно способствовал строительству Владивостокской крепости, контролировал сооружение моста через Амур и строительство железной дороги, идущей в обход Китая, исключительно по российской территории, активно поддерживал строительство причалов в порту Владивосток, запретили продажу спиртных напитков в стойбищах и поселениях коренных жителей – и многое, многое другое. В марте 17, после отречения Николая 2, был, как царский губернатор, арестован и отправлен под конвоем в Петроград для допроса в Чрезвычайной комиссии по расследованию беззаконий и злоупотреблений, совершенных царскими министрами и крупными сановниками. Однако, как оказалось, к Гондатти у временного правительства никаких претензий не было. С началом Гражданской войны покинул страну и уехал в Харбин, причем старался держаться, если не над схваткой, то в стороне от нее, последовательно отказавшись и от поста временного правителя приамурского государства и от сотрудничества с братьями Меркуловыми. Фактически вел частную жизнь и умер через полгода после окончания Второй мировой. Показательно, что, когда советская армия вошла в Харбин и начались поиски контрреволюционеров и пособников японцев, к Гондатти опять же – теперь уже у Советской власти – не было никаких претензий. Могила его, в современном разросшемся Харбине, к сожалению, не сохранилась.
Ну а теперь, как говорится, о хорошем. В это воскресенье, 6 апреля отмечается День геолога. Далеко не последний для Приморья профессиональный праздник. Именно люди этой профессии нашли в нашем крае богатые месторождения олова, свинцово-цинковых руд и полиметаллов, золотоносные реки и серебряные рудники, богатые угольные залежи. Но главная находка геологов в Приморском крае случилась чуть более шестидесяти лет назад. Советский Союз тогда одновременно начал строить ракеты и атомные подводные лодки: и для тех, и для других требовался вольфрам, запасов которого в стране было немного. И для всей советской геологией задачей номер один была поставлена разведка вольфрамовых месторождений. Успеха добились именно в Приморье, где в тяжелейших условиях, перемещаясь по распадкам, ключам и ручьям геолого-поисковая партия Иманской (впоследствии Рощинской) экспедиции весной 1961 года обнаружила по химическому анализу воды в одном из ключей аномальную концентрацию металла. Вскоре в глухую тайгу были переброшены дополнительные силы и в конце октября того же года после долгой шурфовки геологи вскрыли богатейшую часть рудного тела, причем в коренном залегании. В эти же дни в космос полетел Герман Титов; услышав об этом по радио, геологии так и назвали месторождение – Восток-2. О том, какое значение это открытие имело в масштабах огромной страны говорят два факта. Первое: вскоре четыре приморских геолога, принимавших наиболее активное участие в поиске вольфрама, - Трухин, Ивакин, Ивлиев и Бабаев стали лауреатами Ленинской премии. Чисто для справки: геологов не часто баловали такими наградами, предыдущий раз Ленинская премия вручалась геологам за разведку и обнаружение месторождения алмазов в Якутии. И второе: стране настолько позарез был нужен вольфрам, что пока на Восток-2 не пробили нормальную дорогу, руду с месторождения вывозили вертолетами. Я, признаться, не знаю других таких примеров, потому что в таких случаях руда становиться буквально золотой.
Поэтому, как пелось в популярной в те годы песне: держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!
О других памятных датах предстоящей недели вы более подробной узнаете из программы «Календарь» на нашем канале.
А это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Береги себя, пожалуйста, и будьте здоровы и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.
Удачи!