Прошел войну и стал приморским чекистом: история ветерана Михаила Кривенко

Прошел войну и стал приморским чекистом: история ветерана Михаила Кривенко

Источник фото: sluguotechestvu.ru

Михаил Анисимович Кривенко поддерживал жизнедеятельность села Урицкое в Приморье, когда все мужчины ушли на фронт. Таково было распоряжение, пишет "Служу Отечеству ДВ". В преддверии 80-летия Победы - рассказ еще об одном приморцев, приближающем Победу.

Около пятнадцати часов местного времени 22 июня 1941 года в Урицкое пришла телефонограмма, извещающая о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. После объявления всеобщей мобилизации всё мужское население убыло в районный военкомат для отправки на фронт. В деревне остались старики, женщины с детьми, да четверо молодых призывников. На плечи последних ложилась обязанность поддерживать жизнедеятельность села. Кроме того, от местного коллективного хозяйства требовались поставки сельхозпродуктов на фронт. Среди тех, кому пришлось выполнять самую тяжёлую физическую работу, был восемнадцатилетний Михаил Кривенко, прошлой осенью окончивший школу. Тяга к знаниям и упорство в получении образования были для него столь сильны, что до ближайшей школы в селе Ружино приходилось шагать по тридцать пять километров ежедневно. Ему, как одному из самых образованных, грамотных и ответственных сельчан, доверили важные и ответственные должности: кладовщика, заведующего товарной лавки, а также сельской избой-читальней и почтальона по совместительству. Разумеется, никто не снимал с него обязанности повседневной работы по домашнему хозяйству.

Ранним утром 4 декабря 1942 года из районного центра прибыла телефонограмма. Из неё следовало распоряжение о срочном прибытии призывников в военкомат города Лесозаводска. Сборы были недолгими. На прощаниях с родными Михаил получил напутствие от отца, что не стоит ему слушать рассказы тех, кто не воевал и занимается «шапкозакидательством» по поводу сражений с «германцем».

Из военкомата мобилизованных отправили на сборный пункт в город Ворошилов, ныне Уссурийск. По приезду на железнодорожную станцию их, а также остальных, прибывших из других районов области, ночью погрузили в товарный вагон, оборудованный нарами из дощатого материала и печкой-буржуйкой. Позднее Михаил Анисимович вспоминал, что в тот год была суровая декабрьская стужа. Эшелон стуча колёсами по ледяным рельсам, двигался на запад.

Михаил Анисимович рассказывал, что когда прибыли в подмосковный город Дмитров, их строем повели в баню. Выдали военную форму, а затем отправили на курсы военной подготовки. Это были не просто занятия по военной подготовке - это была боевая школа 24-го гвардейского полка 10-й воздушно-десантной дивизии.

В феврале 1943 года войска Северо-западного фронта Красной Армии окружили войска 16-й армии Вермахта в районе посёлка Демьянска Ленинградской области. Немецкое командование, опасаясь разгрома, решило оставить для своих войск коридор для снабжения и при необходимости отвода фашистских подразделений по территории восточного берега реки Ловать. Красноармейцам 10-й воздушно-десантной дивизии был дан приказ блокировать этот коридор. Здесь и принял своё боевое крещение красноармеец Михаил Анисимович Кривенко. Ему на всю жизнь запомнились события этих боёв.

Испытание длилось в течение двух недель, но приказ был выполнен. Как-то командование воинской части обратило внимание на удивительно смекалистого и отважного солдата, прекрасно подготовленного физически, мастерски владеющего оружием. Тут же было принято решение перевести красноармейца Кривенко в полковую разведку.

Сколько за это время вылазок было в тыл фашистам с риском не вернуться, трудно сосчитать - вспоминал после войны Михаил Анисимович, продолжая:

- В августе 1943 года наша часть готовилась к наступлению. Разведчикам был отдан приказ провести разведку боем и любыми путями добыть «языка». Противник же сидел в глубокой обороне, основательно оборудовал свои позиции и тщательно заминировал прилегающее к его траншеям чистое поле. Подойти к врагу, не обнаружив себя никак не удавалось... Мне пришлось автоматными очередями прикрывать отход разведчиков и в это время я увидел, как фашистская пуля сразила нашего командира, только что прибывшего в наш взвод. Пришлось отстать и под огнём тащить молодого лейтенанта метр за метром, часто останавливаясь в неглубоких впадинах перепаханного поля. До наших добрался только к исходу следующей ночи. Потом узнал, что рана у командира была смертельной, и спасти его не удалось.

Как потом вспоминал Михаил Анисимович, за неполных три года войны их взвод полковой разведки потерял шестерых молодых командиров.

После окончания войны Михаил Анисимович, ещё несколько лет, прихрамывая на раненную ногу, долго сожалел, что так и не узнал фамилии тех разведчиков, спасших его тогда. Второе ранение: осколки снаряда задели ткани виска и чудом оставили его в живых. Опять госпиталь, а после лечения - снова в бой.

4 декабря 1944 года, красноармеец Кривенко, слегка приседая на больную ногу, доложил руководству своей воинской части о своём прибытии для прохождения дальнейшей службы. 29-й гвардейский полк к тому времени дислоцировался на территории Латвии, где в это время войска Первого, Второго и Третьего Прибалтийских фронтов, а также частей Курлядской группировки советских войск, разворачивались для масштабного сражения. От исхода этих боёв зависело скорейшее приближение нашей победы. Понимая это, противник, переходя в оборону, время от времени активно контратаковал...

«Товарищ Кривенко М.А. в наступающих боях с 21.12.44 года по 25.12.44 года при наступлении на село Баукас не смотря на ураганный артиллерийский и миномётный огонь противника рискуя своей жизнью ПЕРВЫМ ворвался в село где ручной гранатой и автоматом уничтожил пулемётную точку врага и 4 гитлеровца. 23.12.44 года противник перешёл в контратаку и упорно оборонял свои позиции в результате меткого огня из своего автомата уничтожил 3 гитлеровца. Достоин правительственной награды Орден Славы 3 степени».

9 мая 1945 года, находясь в Прибалтике, разведчик сержант М.А. Кривенко узнал, что в Берлине подписан документ о капитуляции германских войск. Вскоре был демобилизован и убыл на поезде на родной Дальний Восток. По приезду домой, была незабываемая и долгожданная встреча с родными и сельчанами. Долго задерживаться в своей деревне Михаил Анисимович не стал. Надо было строить новую жизнь там, где была работа с его жизненным опытом, знаниями и силами. Прибыв на станцию Ружино одним днём решился вопрос о его трудоустройстве. Начал с профессии слесаря в железнодорожное депо, затем был назначен на должность начальника паспортного стола станции. Как-никак за плечами полное среднее образование, что по тем временам дорого стоило и встречалось не так часто, а к этому - наличие довоенного и фронтового опыта и закалки. Через четыре года, как указано в пожелтевшей от времени его Трудовой книжке, в 1949 году, был «переведён в распоряжение начальника Управления МГБ на Приморской ж.д.». С этого времени молодой ветеран войны Кривенко М. А. стал чекистом. После этого получил специальное образование в Межкраевой школе МГБ СССР в городе Хабаровске с присвоением звания лейтенант. На новом поприще ещё раз убедился, что такую богатую страну как наша, враги не оставят в покое и будут и дальше строить свои планы по её завоеванию. Здесь пригодилась трудовая и боевая закалка разведчика.

Характер не позволял замыкаться лишь на исполнении своих непосредственных обязанностей в качестве оперативного работника госбезопасности. Михаил Анисимович позже вспоминал, что когда проживали в посёлке, рядом с заставой пограничников, обстановка была такой, что нельзя было оставаться в стороне от напряжённой деятельности тех, кто охраняет мирный покой граждан. В послевоенный период попытки незаконного проникновения на территорию нашего государства были систематическими, включая случаи заброски иностранной агентуры через нашу границу в Приморье.

Вспомнился случай, когда поздним вечером, в посёлке Хасан, возвращаясь домой ему навстречу шли двое незнакомых. Интуитивно обратив на них пристальное внимание, Михаил Анисимович их остановил и вежливо предложил предъявить документы. В ответ на это предложение незнакомцы бросились бежать. Одного из них удалось задержать сразу , второго пришлось догонять. После задержания обоих удалось доставить на погранзаставу. Как позднее выяснилось, это были нарушители государственной границы. Чекиста наградили медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». Эта награда ему была дорога и носил её вместе с фронтовыми: орденом Славы, орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «За отвагу». Подобные события в службе и жизни Михаила Анисимовича не были редкостью. Он ни раз говорил, что пограничники и чекисты - это особенные люди, наделённые обязанностью выполнять очень трудные и ответственные задачи, и они должны обладать высокими профессиональными качествами и быть всесторонне и интеллектуально развитыми. Эти слова не были формальностью, они были проверены самой жизнью и богатым опытом служебной деятельности.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.