День Великой Победы и День радио: "Особый взгляд" Андрея Островского
«Особый взгляд» — авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.
Наш главный праздник - День Великой Победы
Отгремело парадами и салютами 9 Мая, наш главный праздник, День Великой Победы. Праздник, который мы готовы разделить со всем миром, по справедливости, оставляя себе главную роль. Потому что слишком велика была цена. Тут можно бесконечно цитировать наших поэтов, мысль которых, как правило, наиболее концентрирована. Еще полвека назад, вспоминая войну, Константин Симонов, знавший и понимавший больше многих, написал: «она такой вдавила след, и стольких наземь положила, что 20 лет и 30 лет живым не верится, что живы». Еще точнее сформулировал Владимир Харитонов, автор текста песни «День Победы» — «это радость со слезами на глазах…» Формула безукоризненная, потому что мне еще довелось застать настоящих, окопных ветеранов, которые в этот день больше плакали, чем радовались.
За павших. За тех, кто выковал Победу!
Подозреваю, что так и сегодня во многих семьях, где сохранилась глубокая родственная память. Знаю это и на примере своей семьи, и хотя уже говорил об этом, расскажу еще раз, потому что День Победы дает такое право. Мой дядька, Юрий Татарийский, окончил московскую школу в июне 41-го. Дальше, как у всех. 21 июня — выпускной, 23 июня — повестка. Насколько я знаю, винтовку взять в руки он так и не успел; их эшелон немцы вчистую разбомбили где-то на смоленском направлении. Единственное место, куда я могу к нему сегодня прийти, чтобы возложить цветы — это могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Ну и если брать за единицу измерения вчистую уничтоженный эшелон с новобранцами, то это дает какое-то минимальное представление о масштабах трагедии.
Мой тесть, дай ему бог здоровья, родился в 1933 году, и 22 июня встретил не просто в Бресте, а в военном городке Брестской крепости, где его отец, Александр Степанович Костицын командовал батальоном, но в день начала войны находился в Москве, на учебе. Они больше никогда не увиделись. Тесть, тогда мальчишка, пережил год оккупации, затем год в партизанском отряде, а осенью 43-го целую колонну подвод с партизанскими семьями вывели через болота через линию фронта. А его отец, уже генерал-майор, летом того же 43-го командовал 183-й стрелковой дивизией, сражавшейся на Курской дуге под Прохоровкой — да-да, там не только танки были — и погиб 24 июля в результате прямого попадания немецкого снаряда в блиндаж на НП дивизии. Смерть ведь не выбирает — рядовой или генерал. Теперь его именем названы улицы в Челябинске и Новом Осколе.
Поэтому в нашей семье 9 мая первый тост всегда один: за павших. За тех, кто выковал Победу ценой своей жизни. Кстати, и в нашей русской православной церкви 9 мая — день поминовения усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны.
Большой праздник. Большая цена. Большое горе. Но и радость, конечно, тоже большая. Потому что у каждого из нас и сегодня есть право сказать: «Мы победили!»
Старый, вечный, еще советский День печати
Еще о праздничных датах завершающейся недели. Здесь уместились почти подряд два дня журналистских праздников. 5 мая — старый, вечный, еще советский День печати. Понятно, что восходит он к полузабытой ныне дате — выходу в этот день в 1912 году первого номера газеты «Правда». Но если верна фраза, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то верно и утверждение, что вся отечественная, в первую очередь, печатная журналистика вышла из большевистской «Правды».
А рядом и 7 мая, когда свой профессиональный праздник отмечают работники радио и телевидения. Воспользуюсь правом ведущего авторской программы и честно признаюсь, что для меня этот праздник — как первая любовь. Господь сподобил так, что в далеком уже 1981 году (боже мой, 44 года назад), сразу после окончания университета я пришел работать на радиостанцию «Тихий океан», где и задержался на десять лет. Полагаю, это была блестящая школа и по мастерству журналистских кадров, и по жизненному опыту, потому что быстро давала понять — как, в принципе, устроена жизнь на российском (тогда еще советском) Дальнем Востоке. Что такое арктическая навигация. Или — что такое рыбопромысловая экспедиция в Беринговом или Охотском морях. Один мой коллега как-то раз метко заметил, что в 70-х и 80-х годах прошлого века радиостанция «Тихий океан» выполняла на Дальнем Востоке, включая его гигантские морские просторы, функцию современной сети Интернет, надежно связывая людей, разделенных огромными расстояниями. Как сегодня Интернет не знает границ, так и «Тихий океан» вещал практически на весь мировой океан, включая арктическую зону. Сегодня о нем многие, в первую очередь, старые моряки и рыбаки вспоминают с ностальгией, что и понятно: во-первых, это молодость, а, во-вторых, действительно «Тихий океан» был неотъемлемой приметой времени.
Радио — это первая любовь
Поэтому честно и признаюсь, что радио — это первая любовь. И уже не забыть, конечно, как сжимаешь в руке тангентную трубку и ведешь прямое включение в эфире из радиорубки флагманского плавзавода где-нибудь в районе Южно-Курильской экспедиции, или из радиорубки ледокола, следующего по Северному морскому пути. Это, конечно, было настоящее радиовещание, не знающее альтернатив. За что спасибо нашему Попову и итальянцу Маркони, придумавшим и подарившим человечеству это волшебство. Поэтому я от души поздравляю коллег, работающих на радио и телевидении с этим праздником! Причем сейчас на него смотрят расширительно и считается, что еще и праздник работников всех средств связи. А значит, нас стало еще больше, включая и интернет-провайдеров и компании мобильной связи. Ну, что ж: вот, всех и с праздником! Поменьше нам всем помех в эфире!
Кстати, здесь, наверное, нельзя не сказать и о том, что для Владивостока, Приморья нынче этот праздник имеет особое значение, потому что осталось всего чуть более полугода до очень круглой и уважительной даты — 1 января 2026 года исполнится ровно сто лет с начала радиовещания в Приморском крае. То есть фактически через три год после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке здесь началось самостоятельное радиовещание. Это, конечно, по-настоящему богатая и серьезная история, и насколько я знаю, в оставшееся до юбилея полугодие коллеги планируют подробно эту историю рассказать. Ведь, если задуматься, то даже и по человеческим меркам, век — это куда как солидно, а первую половину этого века радио было едва ли не монополистом, к которому прислушивались все.
О других памятных датах предстоящей недели более подробно вы узнаете из календаря знаменательных дат «Приморье день за днем» на нашем канале.