Семейные традиции превратили в бизнес сразу три приморские семьи
Продолжение семейных традиций в отдельно взятом предприятии. Бок о бок проводят время мамы со своими дочками не только дома, но и на работе. Сразу три семьи выбрали своей профессией швейное ремесло. А некоторые продолжают заниматься рукоделием, как этому учили их бабушки.
Привычный гул швейных машинок. Женский, в большинстве своем коллектив, давно сработался. На комбинате в Лесозаводске отшивают не только одежду для детей и взрослых, но также форменные костюмы, постельное белье и даже военное снаряжение.
Швеи говорят — за столько лет успели сродниться. Но есть в коллективе и настоящие семьи. Маленькая не только по фамилии, но и по возрасту, Елена работает два года. За это время успела попробовать себя на разных направлениях производства.
Елена Маленьких, швея:
"Сидела за машинкой на трикотаже, на всех. И на закрепочных, и на подшивалке, и на обметке.
- Что сложнее?
- Наверное, сложнее это модели, которые идут новые, и надо запомнить, как делать, что именно, в какой последовательности, чтобы было все правильно".
Елена работает в одном цеху со своей мамой. Татьяна — швея с правом кроя. То есть она может не только собирать готовые изделия, но и создавать лекало. На комбинате работает восемь лет, но их направления различаются, поэтому подсказки своей дочери делает не она, а ее более опытные коллеги.
Татьяна Маленьких, швея:
"Наставлять я не наставляю, потому что я на запуске там не стою. Они запускают такие модели, которые, в принципе, от начала до конца я не отшиваю, и много деталей я не знаю... Поэтому здесь она больше обращается к мастеру. Показывают девочки, которые уже этим занимались этим в экспериментальном цехе, разработка лекало. Все идет, они знают, где что. Подсказывают, помогают. Поэтому, в принципе, она быстренько схватывает, учится, работает.
- А вы на работе, как коллеги или мама с дочкой?
- По-разному бывает".
Но в этой семье все стабильно. Ведь и мама Татьяны, бабушка Елены, работала швеей. Именно она переехала в приморский Лесозаводск из далекой Белоруссии еще в советское время.
Но перед тем, как швеи запустят свои машинки, ткань необходимо раскроить. За это отвечают Виктория и Надежда — тоже мама и дочь.
Виктория Сенник, закройщик:
"Мы рисуем на ткани. Вот, видно. Мы нарисовали вот раскладку. Потом сделаем настил и потом уже вырезаем".
В отличие от немноголословной мамы, стесняющейся камеры, Надежда провела экскурсию по их цеху. За восемь лет работы на комбинате, девушка также попробовала себя в разных направлениях, но к этому прикипела больше всего. А работа с мамой, говорит, оказалась комфортнее, чем могла представить.
Надежда Сенник, закройщик:
"У нас мама - голова, она думает, а я — руки, режу. У нас здесь брюки. Это рукава, полочки куртки, капюшон вот. Опять рукава. Брючины: передняя брючина, задняя. Опять задняя другого размера, передняя другого размера. Карманы все".
Кстати, устраиваясь на работу, Надя не упомянула, что мама уже здесь трудится. Поэтому никакой родственной протекции не было. Но все равно в итоге мама и дочь оказались в одном отделе.
Надежда Сенник, закройщик:
"Мне кажется, лучше, когда с кем-то родным работаешь. Есть понимание, можно прийти домой обсудить что-нибудь. Не так все в спешке, в спешке объясняешь, тебя не понимают, и кто-то может что-то гекнуть, поругаться. А тут уже знаешь — родное, спокойно сел, поговорил и все хорошо".
Не мешают родственные связи и другой семье. Лариса Геннадьевна в профессии 40 лет. Прошла путь от ученицы до специалиста. В детстве шила платьишки себе, халаты — маме. Обучила этому и свою дочь Наталью.
Наталья Ткачева, директор по производству:
"И платья, и юбочки какие-то, что-то где-то. Конечно, изначально зачатки, наверное, пошли все-таки со стороны мамы. Из-за того, что она может. Не так давно мы разговаривали со старшей дочкой, с Ольгой, и, получается, вот она как раз-таки озвучила: я бы, говорит, хотела бы пройти какие-нибудь курсы по шитью. То есть, ей это интересно".
Наверное, эта любовь к рукоделию, передается, все-таки на генном уровне. Иначе, как объяснить, что маленькая Наташа в пять лет связала своей маме Ларисе грибочек, который до сих пор хранится. И это не все подарки, которые делала своими руками малышка.
Лариса Богомаз, швея:
"И стишок на 8 марта. Это уже она была, сейчас скажу, второй класс. И она написала мне стишок, что она будет мне помощницей, что она будет помогать мне. Есть такой стишок, тоже хранится.
- Получается, она сдержала свое слово?
- Да. Да. У меня очень хорошая дочь".
Хорошие дочери в хорошем сплоченном коллективе продолжают семейные традиции, выбирая профессии своих мам.
Юлия Егорова, Максим Малыгин, "Вести: Приморье".