День неизвестного солдата и ледокольный флот: "Особый взгляд" Андрея Островского
"Особый взгляд" — авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.
Андрей Островский, журналист: "...Последние дни 2025-го понеслись вскачь, как это обычно и бывает в конце всякого года. Меня, правда, куда больше, чем приближение Нового года и длинных выходных радует тот факт, что осталось потерпеть две недели и случится зимний солнцеворот, после чего световой день вначале медленно, а потом все шибче начнет прибавляться. Ведь наше зимнее солнце – наше всё. Тем более, что и – редкий, кстати, и многими отмеченный случай – зима на этот раз пришла безукоризненно точно по календарю, вместе со снегом и морозами, безо всякой раскачки. Сказали декабрь – значит декабрь, без всякого снисхождения. Эдак, глядишь, и через неделю-другую на радость потирающим руки рыбакам на прибрежных акваториях встанет лед, что по владивостокской традиции является главной и неотвратимой приметой зимнего сезона. И то сказать: какая ж зима без жареной корюшки и наваги?
Первая зимняя, декабрьская неделя предлагает немалое количество разнообразных дат и памятных событий. Предлагаю начать с самого печального, но, вместе с тем, я бы сказал, самого честного из них. 3 декабря в России отметили День неизвестного солдата. Горький, что и говорить, день, да и сама формула очень горька. Но деться от нее некуда; потому что хоть и кончилась большая Великая война 80 лет назад, мы до сих пор не знаем ни абсолютно точного количества, ни, тем более, поименного списка погибших. Расхожая истина гласит, что война не кончилась, пока не похоронен последний солдат. И если исходить из этого постулата, то не кончится она еще очень долго; свидетельство тому – многолетняя работа поисковых в местах жестоких боев. Продолжается эта работа уже десятилетия, и конца краю ей не видно. Потому-то мне и кажется, что День неизвестного солдата в нашем календаре – один из важнейших. Сама дата, к слову, достаточно случайна. Контрнаступление советских войск под Москвой началось, как известно 5 декабря 1941 года. К 25-летию этой даты и было решено захоронить останки неизвестного солдата у стен Кремля. Незадолго перед этим на 41-м километре шоссе Москва-Питер в ходе строительных работ обнаружили братскую могилу. Найденные в ней останки солдата в хорошо сохранившемся обмундировании без знаков отличия было предложено захоронить у Кремлёвской стены. Никто и ничего не знает про этого бойца. Был он с Севера или с Поволжья, сибиряк, или дальневосточник? Ждала ли его мать, или жена с детками? Неизвестно. Известно лишь, что он пал в бою на подступах к столице. Днем 2 декабря останки воина поместили в гроб, увитый гвардейской лентой. Почти сутки до следующего утра рядом стоял караул, сменявшийся каждые часа. Назавтра прах солдата прибыл в Москву на оружейном лафете. У ворот Александровского сада, среди многих собравшихся официальных и неофициальных лиц его встречали два маршала – Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, один из которых за четверть века до этого командовал Западным фронтом, а другой 16-й армией. Сохранилась кинохроника этой церемонии, она пробирает до слез, без всякой патетики.
Мне кажется, правильно, что эта дата стоит в календаре самостийно, в стороне от дней воинской славы, и напоминает нам о том, что кроме побед были и горькие поражения, отступления и окружения первого этапа война, а сама большая, великая Победа оплачена неимоверно огромной ценой. Которая и много лет спустя напоминает о себе, возвращаясь к нам волнами демографических провалов.
Еще одна дата, которая представляется мне не менее принципиальной, и сейчас попробую объяснить почему. 3 декабря прежде в Советском Союзе, а теперь в России отмечается День атомного ледокольного флота. Повод отличный, это действительно наша гордость, сегодня Россия – единственная страна в мире, располагающая мощным атомным ледокольным флотом, позволяющим обеспечивать круглогодичную навигацию в Западном секторе Арктике, условно от Мурманска до Таймыра. С нашим, Восточным сектором, от Таймыра до мыса Дежнева, все значительно сложнее, он вообще самый тяжелый для мореплавания во всем арктическом бассейне, и здесь все надежды на будущее связаны со строящемся сейчас в Большом Камне, на судостроительном комплексе «Звезда» атомным ледоколом «Лидер», который уже сегодня – и с полным на основанием – специалисты называют ледоколом будущего. Но и здесь все непросто. Достаточно сравнить темпы строительства. Ледокол «Ленин» был заложен на Адмиралтейских верфях в Ленинграде в августе 1956-го, меньше, чем через полтора года, 5 декабря 57-го он был спущен на воду, а еще через года, 3 декабря 59-го на судне был поднят государственный флаг, и оно было введено в эксплуатацию. Если учесть, с какой скоростью сегодня на противоположной стороне Уссурийского залива строится лидер, то темпы, конечно, несравнимые. Конечно, мне могут возразить, что сравнение, дескать, некорректное. ССК «Звезда» - молодая верфь и теперь выполняет уникальное госзадание, равных которому не делал никто. Это – абсолютная правда. Но ведь и атомный ледокол «Ленин» был первым в мире, никто ничего подобного прежде не строил. Хотелось бы, конечно, заблуждаться, но знаю, что и специалистов отрасли есть серьезные сомнения в том, что «Лидер» мы сумеем ввести в строй строго в плановые сроки.
Но, честно говоря, еще больше меня закусывает и вызывает острое чувство зависти другая сторона истории. «Ленин» эксплуатировался 30 лет, после чего был поставлен на вечную стоянку в Мурманске, а на его борту создали музей, и сегодня привлекающий посетителей; мне тоже повезло там побывать. А сам ледокол является объектом культурного наследия федерального значения. Причем это далеко не единственный плавучий или держащийся на плаву, если так можно сказать музей на западных бассейнах нашей страны. Возникает вопрос: ну а мы что? Единственное, что есть – маленький «Красный вымпел», все посещение которого занимает от силы 10 минут, и на который еще далеко не всегда попадешь, и где гулять, по сути дела, можно только по крохотной палубе. У нас немало искренних ревнителей морской истории региона, однако похвастаться нам, если быть совершенно честными, - нечем. Мы до сих пор не можем создать полноценный морской музей, что на мой взгляд, является принципиально важным на той земле, которая без моря, без моряков, без морского сообщения, просто не смогла бы существовать. Больше скажу, мы все потерпели колоссальное поражение, когда ушли на металлолом или, как говорят моряки, на гвозди последний китобоец и последнее судно типа «Либерти»; если память не изменяет, последним в качестве такого выступал «Александр Невский», много лет стоявший на мысе Чумака, возле мореходки в качестве плавмастерских. А между тем ведь и китобойцы, и либертосы – абсолютно неотъемлемая, более того, овеянная легендами часть нашей морской истории. Вот именно поэтому музей на атомном ледоколе «Ленин» вызывает у меня, дальневосточника, такую острую зависть. И я глубоко убежден, что нам всем надо срочно что-то в этом направлении предпринимать..."