Приморцы противостоят засилью экстремистских организаций исламистов. Видеорепортаж Геннадия Картелёва

Приморцы противостоят засилью экстремистских организаций исламистов

ИГИЛ добрался до Приморья. Официально запрещенная правительством России террористическая организация «Исламское государство» проявляет попытки призвать жителей Дальнего Востока вступить в свои ряды. Их главный инструмент — социальные сети, их главное качество — хладнокровие. Под прицелом вербовщиков — студенты, трудовые мигранты и даже заключенные. Эксклюзивное интервью с некоторыми из них — далее.

 

Социальные сети. Платформа, на которой заводят друзей по интересу, общаются, обмениваются новостями. Все, казалось бы, вполне невинно. Но здесь же — реальная угроза. В соцсетях некоторые приморцы становятся мишенью для вербовщиков.

 

Вербовщик: «Не хочешь присоединиться к Исламскому государству? И получать деньги?»

Студент: «Подробнее...»

Вербовщик: «Полную инфу о себе: откуда, сколько лет».

Студент: «Может, ты для начала представишься? Да и вроде я согласия еще не давал?»

Вербовщик: «Я помощник вербовщика!»

Студент: «Ты в России?»

Вербовщик: «Нет. Луганск. Мы здесь вербуем. Ты хочешь? Я воюю на Донбассе, не могу отсюда уехать, моя работа вербовать».

Студент: «Есть время подумать?»

Вербовщик: «Да. Запомни одно, домой не вернешься никогда и пропасть тебе будет бесследно, никому не говорить, ни маме, ни папе, ни друзьям».

 

Это переписка вербовщика со студентом. Вот он — первокурсник. По понятным причинам не показываем его лица. Мы долго добивались интервью с Владиславом. С трудом, но молодой человек согласился. Признается, что страх за себя остается до сих пор...

 

- Я увлекался восточной музыкой. Группа называется «Аллах Рассул». Эта группа насчитывает примерно семь тысяч подписчиков. Я предполагаю, что именно через эту группу они вышли на мою страницу и написали мне.


Студент Дальневосточного федерального университета с волнением пересказывает, как все происходило. Банальное увлечение восточной музыкой заинтересовало последователей ИГИЛ, запрещенной в России организации. В молодом парне увидели потенциального террориста.

 

Владислав, пострадавший от вербовки: «Моя первая реакция? Я подумал, что это была шутка. Мне показалось это все несерьёзным, но после того, как он начал говорить о том, чтобы я ознакомился с кораном, чтобы я ознакомился с восточной культурой, с восточной тематикой, я стал опасаться».

 

Собеседник даже пытался угрожать, мол, расскажешь о переписке — попрощайся с жизнью.

 

Группировка «Исламское государство» официально признана в России террористической. Ее участники попадают под уголовную ответственность. Наказание, например, сейчас грозит вот этой девушке. Нашумевшая история с Варварой Карауловой прогремела на всю страну. Точно так же через соцсети ей, студентке столичного МГУ, предложили вступить в ряды запрещённой в России группировки. С вербовщиком у девушки закрутился роман, она стала носить хиджаб, учить арабский. Оформила загранпаспорт и пыталась бежать в Сирию, но не успела. Варвару задержали на границе с Турцией.

 

Но остановить, на самом деле, удается далеко не всех. По последним и лишь неофициальным данным, сейчас в так называемом «Исламском государстве» находится около восьми тысяч россиян. Есть информация, что среди них, и приморцы.

 

- Я такой скандал устрою! Сейчас представители американского посольства тоже придут!

- А вы американский гражданин?

- Нет! Я российский гражданин, организатор ислама в Приморском крае, Алимхат. И правозащитник мусульманского народа, который вы считаете «второсортным».


Кадры оперативной съемки. Незаконно построенное здание на сопке Тигровая, в нем нелегальная гостиница. «Исламское общежитие». Прямо в центре Владивостока.

 

Организаторов задержали. У них нашли религиозную литературу, позже ее признали экстремистской. А незаконное строение по решению суда было снесено городскими властями. Не исключено, что здесь могли вербовать приморцев.

 

Сегодня в России существует несколько специальных колоний, в которых сидят осуждённые за терроризм на длительный срок. Некоторых из них переводят в другие регионы, в том числе и в Приморье. По информации из достоверных источников, в местах заключения уже сами осуждённые, которых перевели сюда, к нам, продолжают вербовку.


Прямо в тюрьме предлагают уехать в Сирию за большими деньгами, после освобождения воевать на стороне запрещенной группировки. Как вербуют за колючей проволокой, не понаслышке знает Михаил. Он сам ещё в недавнем прошлом — заключённый. По ту сторону решётки повидал многое.

 

Михаил, бывший заключенный: «Предлагают, в первую очередь, деньги. Деньги предлагают неплохие. Дорога, оформление документов — все это схвачено, все это уже готово. Но потом, со временем, начинаешь понимать, что все — домой тебе не вернуться, никуда не денешься. Я отказался, не захотел.

По неофициальной статистике, большинство граждан России, уехавших воевать за ИГИЛ, — это жители кавказских республик. Что сейчас с некоторыми из них, не знают даже близкие… Сколько там разрушенных судеб и сломанных жизней? Впрочем, Дальний Восток постепенно становится все «ближе» к Ближнему Востоку. Потенциальных террористов ищут повсюду и в каждом.

Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ: «Сегодня расстояния, отделяющие Дальний Восток от других регионов мира, в том числе Ближнего Востока, не мешают попыткам вербовки трудовых мигрантов в ряды террористической группировки ИГИЛ».

Борьба с ИГИЛ активно обсуждается на всех уровнях власти. Сводки новостей: Россия планирует обмениваться с Францией информацией о террористах в связи с последними событиями. В Приморье уже усиленно следят за безопасностью населения. На недавней комиссии по предотвращению терроризма в краевой администрации озвучили цифру: 40 потенциальных угроз зарегистрировано в регионе за последние два месяца.

 

Ирина Сырова, руководитель пресс-службы УМВД России по Приморскому краю: «По таким сообщениям незамедлительно принимаются меры реагирования. На место происшествия выезжают следственно-оперативная группа отдела полиции, кинолог со служебной собакой, сотрудники ФСБ, МЧС и скорая медицинская помощь. Сотрудники полиции проводят оцепление и обеспечивают охрану прилегающей территории. В результате таких осмотров взрывных устройств не обнаружено».

Рассказывать, как не потерять бдительность, возможно, будут россиянам с малых лет. Госдума предложила ввести в школах уроки антитеррористической безопасности. Специалисты-психологи поддерживают инициативу. Но говорят, что такие уроки должны преподносить и в семье.

 

Илья Ульянов, главный психотерапевт Приморского края, заведующий кафедрой психиатрии и неврологии ТГМУ: «Государство может проявить определенную заботу, может выполнить определенные программы. Все-таки наиболее важные и значимые люди — мама и папа. Начинать надо с каждого конкретного человека, с каждой конкретной семьи, с каждого конкретного государства. И только таким подходом, когда мы будем все говорить и конкретно делать, наверное, будет дан отпор. Потому что это чуждо, когда человек убивает человека. Это просто чуждо».

 

В 2015 приморцы чаще всего интересовались ИГИЛ в Интернете — официальные данные от администрации поискового сервиса «Яндекс». А Центр социальных инноваций за этот год дважды провёл опрос среди жителей Владивостока. Ещё летом из тех, кто хоть раз слышал о так называемом «Исламском государстве», 41 % из числа опрошенных считал террористов угрозой для России. Последнее исследование показало, цифра выросла вдвое — до 89 %. Бывший муфтий Дальнего Востока Хамза Кузнецов провел свой опрос. Выяснил, что каждый десятый мусульманин Хабаровского края выражает симпатию ИГИЛ. Он уверен, этому способствует доступность информации о запрещенной в России группировке.

 

Хамза Кузнецов, председатель общественного объединения мусульман Хабаровского края «Содружество», бывший муфтий ДФО: «То, что известно — это лишь вершина айсберга. Процент, который симпатизирует ИГИЛ из числа мусульман — это, конечно, в первую очередь молодежь. Потому что экспансия в соцсетях серьезная идет. Ваххабиты — это та секта, которая составляет костяк вот этой группировки. Просто взять и запретить это государство называть «исламским». Исламский экстремизм, исламский терроризм. Вообще эти понятия — «исламский» — убрать».

 

Во Владивостоке для мусульман организован небольшой молитвенный дом. Сюда ежедневно, но в основном по пятницам приходят сотни, по праздникам — тысячи людей, выбравших традиционный ислам своей религией. Прихожане призывают не ассоциировать себя с радикальным исламом.

 

Равиль Мирасов, мусульманин: «Учения, законы и практика ислама имеют пять основных целей: защита жизни человека, защита разума человека, защита религии человека, защита рода потомства человека, защита имущества человека. Было сказано: террорист не может быть мусульманином, мусульман не может быть террористом. Он идет против Аллаха, лишает себя жизни. Но никто не дает ему право лишать жизни других людей и навязывать свое. Потому что в исламе нет принуждения. Кто хочет верует, кто хочет не верует. Это 62 хаят бакара».


«Новые вызовы и угрозы национальной безопасности России в XXI веке: политика противодействия «Исламскому государству» — тема дипломной работы студентки ДВФУ. Будущий политолог сейчас собирает материал по ИГИЛ. Одна из задач — составить список рекомендаций, как противостоять мировой угрозе.

 

Наталья, студент ДВФУ: «Мне, наверное, сложно с моей позиции как студента давать какие-то определенные рекомендации. Все-таки не моя компетенция. На личностном уровне я бы посоветовала людям не поддаваться этой истерии, особо не стараться узнать каких-то подробностей. Потому что любопытство здесь будет опасно. Следить за своими родными и близкими. Когда у них меняется поведение, нужно реагировать и тоже, соответственно, принимать какие-то меры».

 

Девушка считает, что все же главной мишенью вербовщиков становятся люди призывного возраста. Те же студенты. Как, например, Владислав. К слову, он перестал отвечать собеседникам. Больше двух недель игнорировал сообщения последователей запрещенного в России Исламского государства. Обратился в полицию, начал содействовать ей. Но на связь уже перестали выходить сами вербовщики. Появилась информация, что один из пользователей умер. Его страница «Вконтакте» удалена.

 

[media=http://youtu.be/o_C2iFTTPks] 

 

 

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.