Самый южный в России маяк Гамова встречает юбилей. Видеорепортаж Геннадия Картелева

110 лет — на световой вахте. Самый южный в России маяк Гамова встречает юбилей. Все эти годы он ответственно служит морякам, указывая им правильный путь к родному берегу. На маяк очень трудно попасть, и поэтому сотни туристов мечтают сделать фотографию с ним. Нашему корреспонденту удалось заглянуть на «край света».

Ему больше века. А он все так же стоит на высокой скале посреди неспокойного моря и во власти вечных туманов. Стойко служит одной и самой главной цели: беречь жизни людей.

Александр Соболев, начальник маяка Гамова: «Туманы и шторм здесь частые. Этот поворот очень опасен. По приданию, когда не было маяка, проходя здесь суда, моряки молились Богу перед тем, чтобы обогнуть этот мыс».

Сегодня пейзажи внушают спокойствие. Зеленые холмы, тихая водная гладь… С наступлением сумерек — биение сердца маяка.

Маяк Гамова пронзает темноту на 60 километров. Свет от небольшой лампы преломляется с помощью призматической линзы Френеля, названной в честь её изобретателя, французского инженера. Такие линзы установлены на тысячах маяков по всей планете, они обеспечивают безопасность мореплавания.

От линзы не только свет, даже звук магический, словно заведенный волнами. Связь с морем во всем. Башню приходится подкрашивать: соленый туман съедает шпаклевку. Недавно заменяли окна на пластиковые. Старые потрескались от сильных штормовых ветров.

Маяк одновременно и место работы, и дом для начальника, Александра Соболева. Рядом с ним дети, внуки. Поводов для встреч не нужно. При любой возможности они собираются вместе.

Татьяна Соболева, дочь маячника: «В детстве волшебным местом было — под куполом. Там какие-то приходили первые мысли в жизни, осознания, мечты. Радует, что предоставилась возможность расти здесь, и если была бы возможность что-то изменить, то ни в коем случае не изменила бы свое детство».

За рубежом у маяков разная судьба. В Европе на них делают бизнес: прямо в башнях сдают гостиничные номера. В Японии свет давно включается автоматически. Но в некоторых странах маяки объявили национальным достоянием. Вот и здесь, на Гамова, продолжают верить в их предназначение.

Никита Берлов, внук начальника маяка Гамова: «Есть навигации GPS, но они очень много показывают неточностей. Так что если бы не было маяков, было бы много катастроф, аварий с кораблями. Конечно же, они нужны».

О том что они нужны, напоминает история этих мест. Согласно лоции, у мыса Гамова затонули 14 кораблей. Пароход «Владимир», разбившийся в конце 19 века, научное судно «Кварц» — в 1982 году, а еще теплоход «Лысьва», малый рыболовный сейнер и другие. Вот почему цитата советского классика Константина Паустовского среди маячников обрела бессмертие.

Александр Соболев, начальник маяка Гамова: «Маяки — святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав. И должны работать всегда, невзирая на политические и погодные катаклизмы».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.