В Ольгинском районе Приморья суд завален исками жителей на возмещение ущерба от тайфуна «Лайонрок». Видеорепортаж Вадима Перевалова
В Ольгинском районе Приморского края пошло массовое обращение в суд граждан. В 98 % иски эти удовлетворяются, а новые заявления все поступают и поступают. И жители терпят неудобства, и судьи завалены делами, многократно превышающими их повседневные нагрузки.
В селе Серафимовка во время тайфуна, как говорят жители, залило огороды у всех. Но вот потерю урожая некоторым пришлось отстаивать в суде, так как поселенческая комиссия отказалась признать их пострадавшими.
Мария Зашихина, жительница села Серафимовка: «Они пришли, посмотрели, картошку я уже выкопала по сырости. Она у меня сгнила половина. Сказали, утраты нет, хотя видели помидоры».
У Анатолия вода вплотную подходила к дому. Спасал имущество, прокладывая канавы. Только с помощью суда удалось получить решение на возмещение 25 тысяч рублей.
Анатолий Смокоревский, житель района: «Из-за подтопления дома и начал рушиться фундамент. А комиссия посмотрела и сказала, что у нас вообще нет наводнения».
Около районного суда очереди. Больше сотни заявлений каждый день. Заседание одно за другим. В абсолютном большинстве иски удовлетворяются.
Игорь Патлай, председатель районного суда: «Фактически нагрузка увеличилась в три-четыре раза. Суд малосоставный, три судьи всего. Фактически на каждого приходится порядка 500 гражданских дел в данный момент».
С чем связана такая ситуация? Откуда взялся вал обращений? В замешательство, как говорят сами жители, привели местные власти. Сначала сказали всем: пишите заявления на возмещение ущерба. Но как только первые ольгинцы получили выплаты, как пошли массовые отказы. Соответственно, среди населения пошел ропот: а где справедливость?
Георгий Барсуков, житель района: «Сидел, сидел. Думаю, что такое? Одному дают, другому — нет. Под одним дождем были, одинаково без света сидели. Возмутило, идет несуразица».
Жители не понимают, почему власти на местах сразу не дали разъяснения, как правильно писать заявления, чтобы не приходилось в суды обращаться. Смущение вызвали и поправки к постановлениям главы района, которые позволили комиссиям давать отказы.
Ирина Бреславец, жительница района: «Пришли, первый день так написали заявления, на следующий не так. Вычеркнули. Дали бы образец, повесили бы списки. Бедный суд, мы не завидуем работникам суда, тут такое столпотворение».
В районной администрации подтверждают, да все жители пострадали, сидели без света, пропали в холодильниках продукты, но есть постановление правительства, в котором сказано: положена компенсация ущерба только при НАВОДНЕНИИ. А таких подворий в районе мало. Были порывы ветра и оборванная линия электропередачи.
Евгений Медведев, первый заместитель главы Ольгинского района: «Жители посчитали себя пострадавшими. Хотя по распоряжению правительства РФ они таковыми не являются. Поэтому возмещение получили только те жители, которые подходят под постановление правительства, а остальные, которые посчитали себя ущемленными, подают заявления в суд».
Администрация района поддерживает таких жителей и даже помогает им готовить иски. А в поселениях еще больший завал заявлений. И по каждому надо принять решение, оформив соответствующим образом. По словам глав территорий, спорных вопросов масса, и если по потерям урожая в большинстве случаев дают добро, то с разрушенными фундаментами все гораздо сложнее.
Дмитрий Рудюк, глава Ольгинского городского поселения: «Спустя такое продолжительное время, мы констатируем факт, что тяжело сопоставить действия тайфуна с сегодняшним днем, когда прошло три месяца».
Противоречие в оценке одной и той же ситуации и возмущает жителей. Суды выносят решение признать пострадавшими граждан, поселения стоят на своем – все делаем правильно.