Приморцев научат майнить. Видеорепортаж Дениса Ивлева
Криптодетективное агентство создадут во Владивостоке. Пилотный проект будет контролировать оборот киберденег и отслеживать интернет-кошельки. Дальневосточников научат правильно майнить, то есть добывать. Все это в планах на следующий год. Но уже сегодня виртуальная золотая лихорадка охватила всю Россию. Шумит и Приморский край.
Одним биткоин помогает зарабатывать, другим мешает спать. Во Владивостоке гул криптовалютной фермы в жилом доме на улице Тухачевского раздражает соседей. Пришлось Роскомнадзору замерить уровень шума рядом с дверью. Результаты пока не известны, и мы сами попытались достучаться до квартирного майнера.
Денис Ивлев, журналист: «Конечно, как мы и ожидали, дверь нам никто не открыл. Но за железной дверью отчетливо слышны шумы от процессоров. И, по всей видимости, кондиционер. Даже за железной дверью все это отчетливо слышно».
Майнеры-любители стараются не светить себя и бизнес еще и потому, что дело это новое и пока почти бесконтрольное. В Костроме группу продавцов интернет-валюты обвинили в незаконной банковской деятельности. При этом закон не запрещает ее добывать. И власти намерены обучить всех желающих майнить правильно. Что это стратегически важно для России, заметил и президент.
Владимир Путин, президент РФ: «Тот, кто опоздает в этом соревновании, мгновенно попадет в полную зависимость от лидеров этого процесса. Россия не может этого допустить».
Так откуда берутся призрачные деньги? От криптовалютных фермеров. Сотни видеокарт и процессоров, собранных вместе, — это ферма, где машины круглые сутки решают уравнения, получая интернет-награду. Один такой компьютер из пяти мощных видеокарт в среднем зарабатывает около восьми сотых биткоина, что равняется 500 долларов. И ясно, почему создатель крупнейшей в России криптофермы в секрете держит ее точное местоположение.
Александр Латкин, профессор, доктор экономических наук: «Дело это законодательно не оформлено в нашей стране. Говоря простым языком, если мы положили в банк миллион рублей, то у нас есть гарантии, что если даже если развалиться, то деньги вернут. Таких гарантий по криптовалюте никто не дает».
То есть вложения и добытые ресурсы могут моментально сгореть. Тем не менее, мир охватила криптолихорадка. Майнингом занимаются гигантские и корпорации, и обычные менеджеры, даже школьники.
Головы кружит курс. От нескольких центов до почти шести тысяч долларов за штуку. В какой-то момент во Владивостоке даже пропали из продаж видеокарты.
Никита Шепетков, директор компьютерного магазина: «Спрос на видеокарты не только в России, во Владивостоке, но во всем мире был крайне высоким. Производители просто не успевали делать видеокарты в нужных количествах. Соответственно, цена на них начала стремительно расти».
Теперь приличная ферма стоит порядка двухсот тысяч рублей. Плюс ко всему работа супер-компьютеров энергозатратна, а значит, майнер снова терпит убытки. И если в России цена за киловатт не самая высокая, то американцы стараются не использовать это оборудование. При этом все равно находятся в игре. Как рассказал приморец, который сейчас учится в Америке, в интернете функционирует криптовалютная биржа.
Данил Смолик, криптотрейдер: «Под определенный процент деньги заводишь на биржу. Там их меняешь на биткоины. Этот биткоин уже меняешь на любую другую интересную монетку, которая тебя интересует. Основной мой депозит появился не из-за того, что я ввел туда настоящие деньги, а потому, что я их оттуда не выводил. Это то, что я ранее намайнил и приумножил».
Для контроля и ввода в оборот Госдума готовит соответствующий пакет документов. И, возможно, в скором времени привычные банки, биржи и деньги объединятся с майнерами, фермами и биткоинами.