В этом году 9 мая отмечается не только День Победы, но и 70-ая годовщина освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. Видеорепортаж Марии Ежевской

Её жизнь — словно книга, а уникальная память Марии Григорьевны Костыря позволяет легко открыть летопись на любой странице. Рождение в зажиточной семье обернулось для неё жизнью в нищете. Отца признали врагом народа и сослали в один из лагерей ГУЛАГа. В тюремном замке, именно так называют Мариинскую тюрьму, пришлось жить и маленькой Маше.
Освободившись, семья переехала в Анапу. Там их и застала война, все ужасы которой 16-летняя девушка ощутила, когда войскам пришлось отступать.
Мария Костыря, ветеран Великой Отечественной войны: «Это дорога смерти была, из Анапы до Туапсе и до Сухума. Это кругом трупы, разбитое все. Белые поля — кости. И раненые прибывают, я помогала подготавливала к операции. А в добавок, вот это видя, весь этот ужас, меня парализовало. Рот был на бок. А ходила вся завязанная».
Всю войну, будучи ещё подростком, Мария Григорьевна проработала санитаркой. Спасала солдат в городах Грузии и в Севастополе. В последнем встретила свою любовь. С Никитой Кузьмичом Костыря, морским офицером, которого отметили медалью «За отвагу» и орденом «Красной звезды» на берегах Черного моря они и прожили долгие годы.
Мария Костыря, ветеран Великой Отечественной войны: «Там мы радостно жили, по театрам ходили. И нажили... два сына у нас: Борис и Сережа. Пошли они стопам отца, военные подводники и оба капитаны второго ранга».
Вслед за сыновьями Мария Григорьевна 8 лет назад черноморский берег сменила на тихоокеанский.
О переезде в Приморье она никогда не думала, хотя уверена: именно такой путь предначертан судьбой. Говорит, жизнь повторила сценарий любимой с детства песни.
Мария Костыря, ветеран Великой Отечественной войны: «Мы, пионеры, шагаем. Я барабанщиком. А песню какую поем: «По долинам и по взгорьям» - это хорошая песня для марширования. «И на Тихом океане свой закончили поход». И на этом и моя жизнь заканчивается на Тихом океане».
За страной, где прошла практически вся жизнь, Мария Григорьевна сейчас следит по телевизору. Радуется, что Севастополь вновь стал российским. А вот выстрелы, вновь звучащие в родных местах, её пугают, ведь до сих пор пред глазами у ветерана «белые» украинские поля.
«Смотрите на маки, и помните, люди,
Как рота за ротой ложились в степи.
Теперь на том месте расцвечены маки,
Они — как бы раны огромной страны!»
[media=http://youtu.be/NZ4ZHJzgKcU]