Ханка отвоевывает новые участки суши. Специальный репортаж Максима Каленника

Ханка продолжает расширяться. Уровень воды с 2010 года поднялся почти на полтора метра. Что случилось с крупнейшим на Дальнем Востоке озером и вернется ли Ханка в свои берега? Специальный репортаж с единственной в Приморье озерной гидрометеостанции.

Евгения Мельник, агрометеоролог озерное метеостанции: «Ханка влияет на погоду, да! Она дает мягкость даже, немного раньше садим огороды. Она быстро нагревается».

Из окна - бушующая Ханка видна. Агрометеоролог Евгения Мельник за озером наблюдает больше из любопытства и любви к природе. Её обязанность - изучать взаимосвязи между погодой и флорой. Благо - на территории метеостанции есть свой огород. Но больше всего она работает в реальных полях.

Евгения Мельник, агрометеоролог озерное метеостанции: «Я езжу по агропредприятиям нашим и наблюдаю за соей, овсом. Что как растет. Соя у нас теплолюбивое растение. Садят ее в конце мая, а вот убирают в конце октября, когда уже морозы. Климат изменяется, холоднее становится. Не глобальное потепление».

«Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы» - строчки Максима Горького из «Песни о Буревестнике» посвящены, конечно, не Ханке, но к ее текущему поведению очень подходящие. Крупнейшее озеро Приморья и всего Дальнего Востока последнее десятилетие явно не в духе. Каждый год оно с большим аппетитом съедает берега, преимущественно Ханкайского района.

Полина Пинчук, начальник озерной метеостанции: «Съело 30 метров. Строительные работы произвели, укрепили берег. Иначе вода бы уже метеоплощадки достигла. Таких максимальных уровней еще не было в истории. Наблюдения идут более ста лет, с 1912 года, я считаю, что это аномалия».

Водная аномалия продолжается несколько лет. Жители береговых сел - Турьего Рога, Платоновки, Новокачалинса и Камень-Рыболова - разлив Ханки вынуждены принимать на себя. Вода откусывает их огороды и покосы. Подмывает фундаменты хозяйственных построек. Местные говорят, что в советские времена спасала система оросительных каналов и дамб на рисовых полях, но она рухнула вместе с Союзом. Сейчас за Ханкой наблюдают только в заповеднике и специалисты Примгидромета.

Озерную метеостанцию от захватнических настроений Ханки спасали уже трижды. Но вода продолжает наступать и вновь сдвигает береговую линию. Техник-метеоролог Ирина уже 18-й год здесь живет. Говорит, что Ханка «волнуется» с каждым разом всё сильнее и сильнее.

Ирина Похил, техник-метеоролог озерной метеостанции: «Бывает, волна достигает метеоплощадки и разбрасывается по всему берегу. Бывает так страшно, что в это время к берегу лучше не подходить».

Максим Каленник, корреспондент: «Настроение у Ханки сегодня штормовое. Поэтому гидрологи озерной астраханской метеостанции сегодня на озеро не выходят и сушат весла. Но без работы они не сидят и измерения все-равно делают. Например, по этому единственному в крае специализированному бассейну они каждый день определяют объем испаряемой воды с поверхности такой своенравной Ханки!»

Почему Ханка выходит из берегов однозначно никто сказать не может. В озеро впадают два десятка рек, а вытекает только Сунгача. Её подозревают в заилении берегов и дна. Река очень извилистая, уровень у ней выше чем у Ханки и сама по себе она- пограничная. Следовательно-организовать ее прочистку не так уж и просто. По другой версии- во всем виноваты китайцы. Есть твердое убеждение, что на китайской стороне слишком активно стали сливать в каналы воду с полей.

Ирина Похил, техник-метеоролог озерной метеостанции: «Как подружиться с Ханкой? - Это невозможно! Честное слово! Даже вот сегодня ветер не такой большой силы и волна, а подойти страшно».

В наступлении воды ученые увидели только один плюс - рыбы стало больше. Правда местных жителей это мало радует. Озеро продолжает расти съедать их постройки и огороды. Возвращаться в свои берега Ханка не намерена. Еще метр подъема, и Камень-Рыболову придется сдвигаться.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.