На российско-китайской границе установлена гигантская рентген-машина. Видеорепортаж Максима Бордакова

На российско-китайской границе презентовали новый досмотровый комплекс. Электронный детектор способен просвечивать любые грузы весом несколько тонн. Даже стальная стена в 40 сантиметров - теперь не помеха инспектору таможни. Комплекс, не имеющий мировых аналогов, позволит отказаться от проверки грузов вручную. Это существенно сократит время, необходимое для пересечения границы, и увеличит уровень безопасности.
Обычный с виду павильон скрывает за стенами чудо-начинку. На российско-китайской границе установили уникальный инспекционно-досмотровый комплекс, которому пока даже название не придумали только номер - СТ-6035. Над гигантской рентген-машиной несколько лет трудились лучшие физики и математики сразу пяти научно-исследовательских институтов России. Эксклюзивную разработку отечественных ученых первыми опробуют приморские таможенники.
Сергей Огородников, главный конструктор инспекционно-досмотрового комплекса: «Команда разработчиков за два года, по сути, с нуля разработала и конструкторскую документацию, и программное обеспечение. На предприятиях концерна «Росэлектроника» мы произвели ключевые основные компоненты комплекса, поставили, смонтировали и запустили комплекс, и он прошел успешные испытания».
Проникающая способность комплекса не имеет аналогов в мире. Эти стальные пластинки толщиной почти в 40 сантиметров - не преграда квантовым лучам, которые излучает машина. Невидимая сила просвечивает металл как бумагу, и в кабине огромной фуры нечего не скроется от глаза оператора. Он - словно врач. На снимке видит, какая деталь в задекларированном товаре лишняя.
Сергей Симочко, зампредседателя совета директоров «Скантроник системс»: «Плотное сотрудничество привело к созданию эксклюзивного ускорителя, аналогов которому на данный момент в мире нет. Кроме того, мировые производители уже большой интерес проявляют к этой разработке».
Сейчас комплекс настраивают, разработчики продолжают эксперименты. Они просвечивают графит, алюминий, свинец, дерево. Такое исследование называют неразрушающим или интроскопией. Удивительно, но система способна измерить объем перевозимого груза без заезда машины на весы.
Александр Кочнев, заместитель директора ОАО «Росэлектроника»: «На базе этого же оборудования мы делаем железнодорожный комплекс. Ожидаем в этом году конкурс Росграницы по железнодорожным ИДК, который будет сканировать железнодорожный состав на скорости до 70 км/ч. Таких комплексов у нас еще нет, чтобы можно было проверить содержимое железнодорожного состава, не останавливая его».
Установка досмотрового павильона - часть этапа строительства нового пропускного комплекса на российско-китайской границе. Ожидают, что за 1 час оператор сможет просканировать 20 тяжелых машин. Правда, заработает система только тогда, когда в Пограничном завершат все работы по строительству перехода.