За каждой картиной — судьба человека: творчество военных художников обсудили во Владивостоке
Творчество военных художников стало темой конференции «Культура на передовой» в Приморской государственной картинной галерее. Мероприятие прошло в рамках масштабного патриотического форума «Вечный огонь нашей Победы», в котором приняли участие гости из городов России и Республики Беларусь.
«Враг остановлен на 41-ом километре от Москвы» - назвал свое полотно Федор Усыпенко. Он видел это воочию. Выпускник студии военных художников имени Грекова, Усыпенко прошел всю Великую Отечественную, закончив ее в звании майора. На выставке «Ради жизни», где решили провести конференцию «Культура на передовой», за каждой картиной — судьба человека.
Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи:
«Для нас таким ценным разделом этой экспозиции являются вещи, созданные художниками во время Великой Отечественной войны. В частности, уникальные этюды, созданные художником в 1944-45 году».
А это уже история Павла Иванова, уроженца Владивостока. Живописцем он стал в Москве. В 42-ом ушел на фронт. «В одной руке — винтовка, в другой руке — перо», говорили тогда поэты-военкоры. А художники не расставались с кистью. Краски — в маленьком походном этюднике, вместо холста и бумаги — порой дощечки размером с ладонь.
Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи: "Мы сначала думали, что же это за формат? Почему все одинаковые, 9 на 12, 13 сантиметров… А оказалось очень просто — это дощечки от ящиков со снарядами".
Словно репортажные наброски — мост через реку Влтаву, уличные бои и освобождение Праги в мае 45-го… На единственном холсте!
- Конечно, зрителю это не видно. Но когда мы изучали работу — это ужасно потертый истрепанный холст. Возможно, художник его где-то нашел. Но настолько был поражен красотой старой чешской площади, прекрасного храма.. что не устоял и сделал масштабный пейзаж «Злата Прага». Здесь и флаги свободы, и люди.
Плакатами художники вдохновляли бойцов на подвиги. Карикатурами — веселили, поддерживая боевой дух. В портретах старались запечатлеть стойкость и мужество советских солдат. Илья Лукомский в составе студии Грекова был направлен в Сталинград для зарисовки боевых действий. Суровое лицо генерала Чуйкова он писал через несколько лет - углем, словно в пыли от бомбежек.
- Мой папа воевал на Сталинградском фронте. Вы знаете, фронтовики не любили рассказывать об этом. Но он всегда говорил, что Чуйков для него — как бог!
Бесценные свидетельства времени: бои за Будапешт, взорванные мост и Королевский дворец Роман Житков рисовал с натуры, карандашом. Потом — перевел наброски в гравюры. Московское небо с аэростатами над Красной площадью писал художник с одной рукой, Дмитрий Титов. В 43-м, корректируя огонь артиллерии, он лишился левой. И считал это счастьем, потому что вернулся к искусству. Конференция «Культура на передовой» привлекла гостей из Белоруссии.
Владимир Ермилин, преподаватель Могилёвского государственного политехнического колледжа:
"Замечательное, значимое событие для всего народа, для всего народа. Потому что на современном этапе есть проблемы с искажением исторической памяти. И такие форумы помогают увидеть, что было в прошлом и как это связано с настоящим, без искажения".
Любовь Прядка, научный сотрудник Лидского историко-художественного музея:
"Я из города Лида Гродненской области Республики Беларусь, наш город очень сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Каждый второй лидчанин погиб. Тема войны очень близка мне. В своей работе прилагаю максимум усилий по сохранению правдивой исторической памяти и передаче подрастающему поколению. О чем сегодня буду делиться опытом".
Что такое культура на передовой, пытались понять и школьники, которых чуткие учителя привели на выставку «Ради жизни». Сотрудники Приморской картинной галереи готовы рассказать всем, что Победу приближали не только летчики и танкисты, но и художники.
Оксана Данилюк, Денис Наддельный, «Вести. Приморье».
"Вести: Приморье" теперь в МАХ. Подписывайтесь!