Фермеры Новолитовского сельхозкооператива заготавливают корма на зиму.Специальный репортаж Ольги Катренко

Зеленый, словно июльский солнечный день, этот октябрьский луг. Поле, на котором уже второй укос заморской, по крайней мере по имени, травы. «Оттава», когда она дает первые листья, кстати, более жесткая. Теперь же, осенним утренним морозцем тронутая, нежна и податлива. Так что, сбор идет активно. День год кормит. А травный «зеленый конвейер» и на зиму запасают, и напрямую, в подкормку отдают на радость молочного стада сельскохозяйственного кооператива «Новолитовский».

Гордость местных селян — итальянский пресс-подборщик, вот этот зеленый прицеп к трактору «Белорусь». Мягко, без остатка, собирает он скошенную «оттаву», а в какой-то момент вдруг приостанавливается и начинает пятиться назад. Значит время пришло...

Ольга Катренко, корреспондент: «Вот что из себя представляет рулон, когда он удивительным образом появляется из нутра пресс-подборщика — цилиндр сена, которое держится за счет шпагата. Обмотка происходит прямо в брюхе механизама. Плотность 200 единиц. Не знаю, честно говоря, что это такое, но вижу, насколько плотная эта копна, и чувствую, как пахнет. Знаете, как говорят, как домашние пирожки!»

Сеносбор в два укоса — обычное дело для южного Приморья на зависть соседям-хабаровчанам. Молочная душа рада будет видеть и особый, подрастающий пока, клеверный запас. Цветущие головки, между прочим, довольно дорогого лакомства — гордость новолитовцев. Как и то, что постепенно прячется от глаз, а еще от ветра, дождя и холода под рулонами чёрной пленки и прижимается отработанной авторезиной.

В силосных гуртах уже идет ферментация. Кукурузный жмых и зерно окисляют с помощью специальных бактерий, превращая сахар в молочную кислоту. Ароматно получается и полезно.

Николай Лемешевский, председатель СХПК «Новолитовский»: «Радость на душе после такой тяжелой стихии, когда боялись остаться без кормов. Заготовили 5 тысяч тонн добротного кукурузного силоса, с учетом переходного запаса и летних трав, тысяча тонн травы, хватит пройти зимовку полностью и помочь там, где тайфун бушевал. Уже гарантированно две тысячи тонн мы за зиму готовы реализовать, чтобы и в Милоградово поголовье сохранили».

Николай Лемешевский — председатель новолитовского сельхозкооператива — родом из Белоруссии. Но в Приморье, в Партизанском районе, он уже 30 лет. Был главой колхоза на этих землях и в ту пору, когда всё рассыпалось, вдруг, полным горлом хлебнув свободы, в кулак собрал и людей, и поля, и машины. Хозяин настоящий, человек знающий, он повсюду сопровождает нас вовсе не потому, что так хочет оказаться в кадре. Напротив, уговариваем, чтобы из первых уст и в едином лице получить аграрную аналитику. К примеру, о том, сколько ждут в долине кукурузного зерна с гектара.

Ольга Катренко, корресопндент: «Это поле кукурузы на зерно. И початки, хотя с виду они и очень спелые, убирать будут, когда наклонят свои головы. А пока, видите? В строю!»

Николай Лемешевский, председатель СХПК «Новолитовский»: «Это то, что устояло, мы оставили на зерно. Початки, видно, хорошие. Если бы еще люди не грабили да кабаны не топтали, то урожайность была бы хорошая. Я уж не думаю о большом. Но хотя бы шесть-семь тонн зерна с гектара мы возьмем».

Вот так на полке в кабинете главы здешнего животноводческого комплекса хранятся образцы вкуснейшего коровьего лакомства. Семена пайзы и сои, а еще аппетитный на вид, пусть и в закрытой банке, размол из овса, ячменя, пшеницы и кукурузы. Как любят его коровы, можно увидеть в обед.

Ольга Катренко, корресопндент: «Вот он, размол, которым сейчас кормят коров, тот, что мы видели в банке. Он из смеси разных видов зерна и кукурузы».

В просторном, солнечном, современном амбаре есть у Лемешевского уголок грусти. На первый взгляд, всё в порядке с этим зерном. Ан нет… Это утопленный овёс. В землю его зарывать нельзя. Продумал уже, будет реализовывать населению, хотя бы на корм домашней птице. А вот зерно высушенное, которое под водой не было. Это пойдет на фураж.

Уборку силоса в Новолитовском активно вели под занавес сентября. Стояли щедрые солнечные дни. Бригада пропадала в поле, так что и обед, и ужин сам агроном привозил прямо на место, хотя до села рукой подать. Но чтобы уже не отвлекать смотрящего за кораблями-комбайнами, не тормошить кооперативную технику. В рабочий полдень быстро все происходит, и, кажется, всего минуту простояли молодцы. Но вот тарелки убраны, кукуруза ждет. В этом году, как, впрочем, и всегда, она краснодарских сортов.

Алексей Подкур, главный агроном СХПК «Новолитовское»: «В производстве смотрим, какие гибриды подходят нам лучше всего. В этот раз выбрали Краснодарский 377-ой. Это средне-ранний гибрид, 1-2 початка. За высокой кукурузой мы не гонимся, видим, как валит её. Этот год для кукурузы - не самый удачный, тепла минимум, и она не очень себя показала. В среднем 150 центнеров с гектара соберем. Обычно-то по 250».

Ради чего всё? Вот оно — дойное стадо. Комплекс стандартного для современных животноводов еврокласса. Это когда у каждой коровки под кожей чип и на шее что-то вроде электрорамки. Встает такая буренка перед оператором машинного доения, а сканер считывает и тут же выдает на экран информацию. Первая цифра — чиповый номер буренки.

Ольга Катренко: «Вторая цифра — это данные о молоке, сколько литров его прямо сейчас в этом аппарате, от каждой конкретной коровы. Здесь практически всё механизировано. И единственные звуки, которые раздаются — это «пошла, пошла» и «двигаемся!»

Не грубость вовсе, а призыв к дисциплине. Чтобы, сделав самое важное молочное дело, коровы не застаивались, а давали и другим группам подойти к дояркам и аппаратуре.

Елена Шацкая, оператор машинного доения СХПК «Новолитовский»: «Сперва делаем обработку моющим средством. Обтёрли вымя, сдоили первые струйки на чашку, а потом подключаем коровку». «Есть молоко густоватое, а есть посветлее». Ольга Катренко, корресопндент: «Это 418-ая у нас с таким хорошим жирным молоком? Молодец!»

На экране главного компьютера — самая большая емкость в этом цехе — холодильник, который здесь называют танком. Сейчас он наполнен на четверть примерно. 470 килограммов молока показывают электронные весы.

Ольга Катренко, корресопндент: «Современная ферма предусматривает не только коровопровод - вот они, проходят с дойки на прогулку — но и молокопровод. По трубам молоко поступает в специальные шланги, и отсюда уже, не касаясь воздуха, не задевая бактерии, не скисая, прямо в холодильник, где сразу охлаждается вполовину температуры, и отсюда уже поступает в производство».

Всё, что можно сделать из молока, они делают. И реализуют в собственных магазинах. Не забывая о пополнении дойного стада. Вот и ЗАГС для коров и быков не так давно обустроили. Смешно звучит. А ведь это помещение на солнечном пригорке, вдали от общего загона, чтобы молодняк лишний раз вокруг не топтался, жизненно необходимо.

Грохочет главный местный бык — Гром. В гостях у него взрослая, как говорят, до кондиции дошедшая телка. По сути Гром — спасатель. Ведь попадают к нему те коровы, которых не удалось осеменить искусственно, как это принято по технологии.

Но тут, похоже, дело сладится. После ЗАГСа отправят Зорьку в родильный дом, а там и детскому саду время придет. Телята первого года живут на ароматной подушке из свежего сена. Едят особый корм, больше похожий на кашу, пьют немного сквашенное молоко. Дети есть дети. А ведь это завтрашний день крепкого, работоспособного хозяйства.

Зеленая пока еще Новолитовская долина пышет клевером, ворчит тракторными моторами, волнуется о предсказанных дождях. Впереди — уборка кукурузы на зерно, с первыми холодами — и сои. А дальше можно уже быть спокойным. До новой весны… Но планов и на позднюю осень, и на зиму - громадьё. Отдохнут аграрии разве что в новогодние праздники…

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.