Валерий Дьяченко "КРЫЛАТЫЕ КОРАБЛИ БЕРИЕВА"
"Крылатые корабли Бериева"
Фильм посвящён жизни и деятельности малоизвестного в нашей стране авиаконструктора гидросамолётов Георгия Михайловича Бериева. По своей форме это кинопутешествие в мир гидроавиации и поэзии А.С. Пушкина, которого Георгий Михайлович очень любил и хорошо знал.
Производство - Урало-Сибирская киностудия
Бериев Георгий Михайлович (1903-1979). В 1923 году после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в политехнический институт, откуда в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института. В 1930 году, после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором П.Э.Ришаром, ЦКБ завода № 39 и в КОСОС (Конструкторский отдел опытного самолётостроения) ЦАГИ. В ЦКБ Г.М.Бериев попадает в морской отдел, а вернее «морскую бригаду № 5», возглавляемую И.В.Четвериковым, в которой тогда работали П.Д.Самсонов, В.Б.Шавров, А.Н.Добровольский, В.А.Герасимов, Я.С.Катураев. В это время в отделе разрабатывалось несколько машин: сам руководитель был занят морским дальним разведчиком МДР-3, В.Б.Шавров — проектом самолёта-амфибии Ш-5. Г.М.Бериев, по своей инициативе, стал заниматься ещё одной темой — морским ближним разведчиком ЦКБ-25, которому впоследствии присвоили обозначение МБР-2. Признания как авиаконструктор Бериев добился именно создав первый свой самолет — морской ближний разведчик МБР-2. В конце 1930 года Г.М.Бериев становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода им. Менжинского. 1 октября 1934 года согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 года в г. Таганроге, при авиационном заводе № 31, создается ЦКБ морского самолетостроения (ЦКБ МС). Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев и бессменно им руководил до 1968 года. Под его руководством созданы самолеты: Сталь-6, Сталь-7; гидросамолеты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, Бе-6, реактивная лодка Бе-10, амфибии Бе-12 (с модификациями) и Бе-12ПС — серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 — опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10. Во время Великой Отечественной войны завод, а затем и конструкторское бюро было эвакуировано в Красноярск. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией в Красноярске. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 году был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 году — макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (по схеме весьма схожим с самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30. Г.М.Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ. Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой. Умер Георгий Михайлович 12 июля 1979 года. Главным итогом работы Георгия Михайловича Бериева стало создание уникальной конструкторской школы, являющейся сегодня мировым лидером в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий. После многолетнего перерыва в Таганроге был построен и впервые поднялся в воздух в декабре 1986 года противолодочный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Сегодня это самая большая реактивная амфибия в мире, обладающая уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. Сейчас специалисты Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева работают над совершенствованием и продвижением на международный рынок новых самолетов-амфибий Бе-103 и Бе-200. Не прекращается разработка машин следующего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что история гидросамолетов с маркой «Бе» продолжится и в XXI веке. Награды: Лауреат Сталинской премии (1947 г. — за создание Бе-6), Государственной премии (1968 г. — за создание Бе-12), — 2 ордена Ленина, — 2 ордена Трудового Красного Знамени
Источник : http://авиару.рф
