Онлайн-кинотеатры, Вконтакте и Яндекс начнут штрафовать
Онлайн-платформам станет сложнее найти уникальных клиентов с помощью алгоритмов таргетинга и привлекать клиентов по поисковым запросам. Разрабатываемый в течение последних трех лет законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ внесен в Госдуму. В соответствии с ним соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы не должны допускать использования рекомендательных алгоритмов для распространения запрещенной в России информации, сообщают «Вести:Приморья» со ссылкой на «Коммерсант».
В случае нарушения Роскомнадзор может потребовать у сервисов доступ к работе соответствующего софта для его проверки, а также инициировать блокировку ресурса. Инициатива может затронуть в первую очередь зарубежные платформы, которые не исполняют требования по удалению противоправной информации.
Поправки в закон «Об информации» разработал зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Из проекта закона следует, что все владельцы информационных ресурсов, использующие рекомендательные алгоритмы, не должны допускать их применения для распространения сведений, нарушающих законодательство, а также информировать пользователей о применении алгоритмов. Правила применения ресурсами рекомендательных технологий должны содержать описание процессов и методов и способов сбора, систематизации и анализа сведений, на основе которых работают алгоритмы.
Эти правила владельцы информационных ресурсов должны будут публиковать на порталах. Если ресурс не информирует пользователей о применении алгоритмов, либо если эти технологии используются для распространения информации, нарушающей законодательство, Роскомнадзор может запрашивать у владельца сервиса доступ к «программно-техническим средствам» для их проверки.
При обнаружении нарушений владелец сервиса должен будет устранить их с течение 10 дней. В противном случае Роскомнадзор сначала направит ресурсу запрет на использование рекомендательных технологий, а в случае невыполнения требований — инициирует блокировку. Доступ к сервису может быть возобновлен в течение 10 дней после получения регулятором уведомления об устранении нарушений. Эти требования, следует из документа, не будут распространяться на государственные информационные системы и госорганы. В случае принятия законопроект вступит в силу 1 октября, его реализация потребует из бюджета в 2024?2026 годах 24 млн руб.
VK и Яндекс против
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Исходно депутаты обосновывали его необходимость тем, что контент, подобранный на основе рекомендательных алгоритмов в Facebook, Instagram (заблокированы в России, принадлежат Meta, которой по управлению этими площадками признана в РФ экстремистской и запрещена), YouTube и других ресурсах, повышает риски социальных конфликтов.
Сейчас рекомендательные алгоритмы используют практически любые сайты, которые предоставляют контент, исходя из анализа данных о предпочтениях. Речь, в частности, может идти и о поисковиках. И «Яндекс», и Google формируют поисковую выдачу, исходя из действий пользователя — впрочем, функции персонализации можно отключить в настройках учетных записей.
В одной из предварительных версий документа предлагалось обязать владельцев информационных ресурсов обеспечить пользователям возможность «полного или частичного» отказа от применения рекомендательных технологий. Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, включая VK и «Яндекс», онлайн-кинотеатры, а также стартапы, разрабатывающие рекомендательные алгоритмы.
Штрафы уже пошли
На информационную отрасль, подвластную онлайн-сервисам, обратили внимание и ранее. Теперь за пересылку данных через иностранные мессенджеры грозит штраф до 700 тыс руб. Штрафовать будут госслужащих и финансовых организаций, которые используют зарубежные мессенджеры для пересылки данных российских граждан. На обычных физлиц меры не распространяются.
Иностранные мессенджеры (куда включен так же и Telegram, зарегистрированный в ОАЭ) уже с 1 марта 2023 года запрещено использовать для таких целей. Штраф для должностных лиц составит от 30 до 50 тыс. рублей, для компаний — от 100 до 700 тыс. рублей.
На днях суд в Москве впервые оштрафовал и Viber на 1 млн руб. за отказ удалить недостоверную информацию о военной операции на Украине.